2 (136) 2024
Содержание

Содержание


Информация для слабовидящих
О журнале
О редакторе
События литературной жизни
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Медиатека
Фонотека
Дом писателя
Ссылки
Поэты России
Мир непознанного
Клуб замечательных людей
Фестивали и конкурсы
Музы и конфузы
Культура и искусство
Переводы
Патриотический Фонд

> НА ГЛАВНУЮ <
НАШИ БАННЕРЫ

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения
НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России
пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки
РЕКЛАМА:
(как разместить)


сайт Война и Мир

сайт Дмитрия Мизгулина
Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

журнал писателей России

Рецензии

 

 

Алексей ФИЛИМОНОВ

 

РОДИНКИ ЯЗЫКА

 

 

Владимир Скворцов

 

РУССКАЯ МАТРИЦА

 

Как звучат слова неудержимо:

благородство, родина, народ!

Совесть не зависит от режима,

гордость не родится в недород.

У великих слов - единый корень,

в них фундамент из одних пород!

Триедины в радости и горе

благородство, родина, народ.

И ни слова тут не поменяешь,

и нельзя сказать наоборот,

только так всем сердцем принимаешь:

Благородство, Родина, Народ.

Даже слово русское - природа

с тем же корнем, в том же узелке!

Русский дух и русская порода

матрицей таятся в языке.

 

Поэт Владимир Скворцов приотворяет нам таинство матрицы языка, где язык – это омоним – и синоним - слова народ, племя. Матрица Рода существует в языке небесном – и оттуда проецируется на землю. Всегда помня о нас, храня память многих и многих поколений, объединенных идеей продолжения, – даже в недород и страшную годину, когда родятся слова-уродцы: нардом, нарсуд, роддом, - прямое следствие еще более раннего нигилизма и подмены понятий народовольцами, ставившими акт террора и смерти выше покаяния и эволюции. Все это привело не к свободе народа, но к поиску его врагов, к тотальному рабству, приводящему к оскудению и замутнению родников речи. Миллионы пали на полях самоубийственной для народа войны, многие были изгнаны. Но и для них светили звезды Рода – духовные Плеяды:

 

Наш дом на чужбине случайной,

где мирен изгнанника сон,

как ветром, как морем, как тайной

Россией всегда окружен. –

 

признавался Владимир Набоков в стихотворении «Родина» («Бессмертное счастие наше…»).

Современный поэт отмечает и передает в музыке и ритме стиха единый фосфоресцирующий след внутренней рифмы: благородство – родина – народ. Слово «родас» есть в санскрите (как и многие другие, подобные русским), одном из самом древних языков, что значит «земля», «родить». Род – от которого произошли родичи-славяне – это божество пантеона, а также реально существовавшее племя на территории Евразии, которым был открыт путь к Слову-Роду через звездные врата. Этот путь был утрачен с наступлением темного времени, но матрица рода продолжает творить безотказно, и образы слов не умирают даже в самую трагическую эпоху.

Слова сами снимают модное сейчас и во многом поддерживаемое противостояние между «язычниками» (пребывающими в едином языке) и «христианами». Несомненно, делают это люди невежественные и отчасти злонамеренные, в коих не любви к Слову. Стремящиеся к власти над речью и людьми, что всегда оборачивается катастрофой, ибо нет земной власти над Родом, в коем – высший нравственный человеческий и космический закон. Не было подобных противоречий в творчестве Державина, Тютчева, Гумилева, Есенина (вспомним его родниковые «Ключи Марии»), Набокова и многих других. Примечательно, что сам корень «род» сводит на нет противоречия между мегаполисом и деревней, в словах город и огород, ибо прародина языка-народа едина, как бы ни пытались его оболгать, унизить или предать. Игры языка, его раскрепощенность – в бородатых преданиях, жанре пародии и арлекинаде словорождений.

Видимая борьба между Словом и Числом порождает раскол в душе, отразившийся в имени и фамилии Родиона Раскольникова. Когда мутящаяся стихия, не находя слов молитвы и воссоединения, алкает разрешения духовного кризиса в конфликте с материей, еще глубже увязая в ней. Примечательно, что имя Родион - произошло от древнегреческого греческого rhodon – «роза», - цветок, символизирующий единство и идею красоты мироздания в озарениях Солнца, обозначавшегося у египтян как Ра – сочетание звуков, столь частое в русском языке:

 

И неподвижно на огненных розах

Живой алтарь мирозданья курится,

В его дыму, как в творческих грезах,

Вся сила дрожит и вся вечность снится.

……………………………………………

И этих грез в мировом дуновеньи

Как дым несусь я и таю невольно,

и в этом прозреньи, и в этом забвеньи,

Легко мне жить и дышать мне не больно.

 

Русский язык родовит, ибо прижившиеся новые слова и словообразования созидаются в духе, и «западные», переходя в русский, приживаются в его органической, влажной почве не случайно, в отличие от неблагозвучных слов-выродков, которые никогда ни станут милы насильным навязыванием..

Благородство русской литературы – великая сила. Оно не формально в стихе, где великолепная форма силлабо-тонического стихосложения и рифма, вопреки предсказанию Пушкина, так и не утратившая своей первозданности – не самоцель, а сама плодоносящая ветвь поэзии, - но в сплаве горнего и земного пути русской словестности, где совесть и вестничество – едины. «Наши таланты благородны, независимы», - подчеркивал Пушкин духовную свободу и ответственность российских авторов. Старинные славянские имена Родомир, Родослав, Родомысл хранят эту силу охранного мыслительного корня и кристального родника протекающего через Град Китеж.

Мощь дух и утонченность лирики Тютчева, подчеркнутые Фетом в послании «Вот наш патент на благородство…», свойственны русской поэзии в своих высших проявлениях. Эта родовитость мерцает и в небольшом стихотворении Владимира Скворцова, в котором сокрыт огромный смысл. Слово не только таится, но и говорит о покровительстве Рода – который проступает в родинках речи, в том непостижимо-родном, что проступает во внезапных звуках и словах песни, знакомых строк, случайно услышанном разговоре «простых» людей. Корень род во многих словах, и не он один подчеркивает единство, узел поколений, прапамять которых устремлена в будущее, вопреки всем социальным катастрофам, недороду языка, и стремлению зла поссорит и раздробить родственные народы и языки. Поистине, Бородинское сражение за русскую речь разворачивается пред неравнодушными очами.

Ибо родители русского слова – на небе, и матрица хранит узор слов и знаков, «шрифтов», которые меняются за тысячелетия (руническое и берестяное письмо, глаголица, кириллица), претерпевая развития в лексике, фонетики и управлении слов, сохраняя неизменность созидательного космического начала. Книга Рода – виртуальная и весомая – пребывает выше звездных зерен у престола Слова.

Именно о такой, вечной любви свыше, грезил Пушкин, написав: «Поэт, не дорожи любовию народной», отстраняясь от восторгов минутного, неполного и зачастую искаженного восприятия, адресуя строки народу изначальному.

Собирание народного языка – процесс двуединый, земной и небесный, поистине религиозный в поиске и усилиях. Сатурн – бог времени – безжалостен, но память родовитых потомков оставляет навеки слова благодарности, как в строках стихотворении Державина «Урна», посвященном вельможе и меценату И.И.Шувалову, запечатленных на траурном сосуде:

 

«Он жил для всенародной льготы

И покровительства наук».

 

Счастлив, кто принимает бремя перерождений и первородства Слова. Поэтому в стихотворении Владимира Скворцова нельзя изменить ни звука.

пятница, 22 августа 2008 г.

 

 

( вернуться назад )