1(8) 2003
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
Наши авторы
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

Невский Альманах

Арина Ушина

 

"Я ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ВИДЕЛ И ПОМНЮ"

Блокада… События тех лет навсегда останутся в памяти людей. Конечно, никто из тех, кто пережил страшные дни и ночи, не забудет их. Но самое главное, чтобы о событиях того времени знали и те, кто родился и вырос уже в мирное время, так как нет будущего у тех поколений, которые забывают и не чтят прошлого. Всё в этом мире взаимосвязано и перекликается. И хочется до земли поклониться всем тем, кто донёс до нас правду, воплотил в реальные образы события и факты жизни города-героя. Эти люди живут среди нас, они продолжают работать и творить, каждый в своей области. И дай Бог им здоровья и долгих лет плодотворной жизни, несмотря ни на какие трудности! Хотя так бесконечно стыдно, что те, благодаря которым наш великий, прекрасный город выстоял и выжил, сейчас в этом же городе не чувствуют себя героями. Это самое страшное - не ценить при жизни тех, благодаря которым ты живёшь.

Сегодня мы говорим о людях творческих профессий. Они, работая и живя в Ленинграде, накапливали и синтезировали все события окружающей их жизни, а затем, переосмыслив и творчески обработав, доносили до нас свои образы. Кто же эти люди? Это историки, литераторы, журналисты, поэты, актёры, музыканты, художники.

Говоря о блокадном Ленинграде, об образе города во время Великой Отечественной войны, сразу видишь гравюры Андрея Ушина. Именно он сумел выразить в чёрно-белых листах трагизм и героизм тех лет.

Андрей Алексеевич Ушин - народный художник России. Его имя широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Это один из лучших графиков ХХ столетия. Без него невозможно представить искусство эстампа.

Коренной петербуржец-ленинградец, он родился в 1927 году в семье известного театрального художника и книжного графика Алексея Ушина. Алексей, как и его старший брат Николай (также блистательный художник, автор иллюстраций к арабским сказкам "1001 ночь", удостоенных Золотой медали в Париже в 1937 году) умер страшной зимой 1942 года в Ленинграде от истощения. Андрей остался с матерью и маленькой сестрой. Он сразу повзрослел, стал воспринимать жизнь иначе. А Ленинград - тот город, который сформировал его как гражданина и художника. Здесь были пережиты страшные месяцы блокады, смерть самых близких людей, боль, ужас, бессилие что-либо изменить. Здесь же были познаны первые муки и радости творчества. Андрей Ушин - человек удивительно цельный, сильный, мужественный. О тех днях он рассказывает сдержанно: разве можно словами передать то, что происходит в душе, сердце?

"В городе, таком величественном и прекрасном, до ужаса обыденно существовала смерть. Как-то зимой я шёл к отцу в госпиталь через Дворцовую площадь. Мороз. Солнце сверкает ослепительно-белыми лучами. Снег искрится. Небо высокое, пронзительное. Мимо быстро пробежал матрос. Я его и запомнил, так как он уж очень резво обогнал. И вдруг обстрел. Вижу перед собой спину матроса, и на чёрной шинели появляется в свете яркого солнца большое и ещё более чёрное пятно. Так странно. И матрос, продолжая двигаться вперёд, начал клониться к решётке, которая была тогда на Дворцовой площади. И потом медленно, медленно осел на снег. И снег посыпался и падал, и падал, и падал с решётки… Только потом я понял, что это осколок в него попал. И я стоял и не мог шевельнуться, не мог понять, осознать: только чтобежал, такой живой, и всё так же, то же самое солнце, снег, небо, звонкий день… Секунда - и его уже нет. Жизнь и смерть, одно мгновение - и они меняются местами", - рассказывает Андрей Ушин. Это не укладывалось в голове четырнадцатилетнего мальчика, который видел смерть, но не мог привыкнуть. И через много лет Андрей Алексеевич скажет: "Я должен делать то, что видел и что помню. Это мой долг".

В блокаду Андрей Ушин, совсем ещё мальчишка, работал комендантом микрорайона. В его обязанности входило следить за тем, чтобы на чердаках всегда имелись ящики с песком, чтобы на этих ящиках всегда в исправности лежали щипцы для зажигалок, чтобы при возможном пожаре не было паники. Помимо этого молодой художник работал учеником у декоратора М.П. Зандина, помогал восстанавливать декорации для Театра оперы и балета им. С.М. Кирова.

В 1943 году Андрей был награждён медалью "За оборону Ленинграда". Ему в ту пору было 16 лет. А в 1945 году была вручена награда "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг."

А. Ушин вспоминает, что очень страшным было полное безмолвие, тишина. Даже завывание воздушной тревоги, даже плач и вой и то были чем-то живым, а когда наступала полнейшая тишина, охватывал ужас. Андрей Алексеевич говорит: "Никогда не забуду, как мы вошли в одну квартиру, где все умерли. Комнаты пусты, окна выбиты, тьма, пронзительный холод и жуткая безмолвная тишина. И вдруг я услышал шелест, это был высохший цветок, листья которого от сквозняка зашевелились. И вот этот громкий, безумно громкий, оглушительный, как казалось, звук я запомнил навсегда".

Время шло. Рядом с домом, где жил художник, грохали бомбы, разрывались снаряды. Вокруг были сугробы снега, глыбы льда. Над ними - полное неожиданностей небо.

"Однажды я вышел из дома, устав от тишины и мрака. Стоял и смотрел на заметённую вьюгой дорожку. Ветер принёс запах свежего хлеба. Это навстречу семенила худая, запряжённая в дровни гнедая лошадка. На дровнях сидели два красноармейца. Они везли хлеб в булочную, ту, что за углом. И вдруг! Откуда взялся этот жуткий тяжёлый снаряд? Откуда? Было так тихо и спокойно. Он оглушил и землю, и небо своим мёртвым глухим взрывом, и, прежде чем этот грохот долетел до меня, пропала и лошадь, и дровни, и солдаты. Пропали, как будто их не было. Когда дым и шум рассеялись, я подошёл к воронке, которая вспорола булыжную мостовую, с ужасом смотрел туда, но но не увидел ничего. Только запах горелого тротила. Этот запах смерти как бы растворил в себе запах жизни, запах свежего хлеба", - вспоминает художник.

Андрей Ушин был постоянным свидетелем страшных картин, как и все, кто жил в ту пору. Он сам помогал стаскивать умерших в красный уголок дома. Там их складывали штабелями, а по весне доставали багром и грузили в подъезжающие грузовики.

Я пишу эти строки, но не могу выразить словами то, что ощущаю, чувствую. Это даже не страх, не ужас. Это что-то не укладывающееся в голове, ирреальное. Но это факт. Чтобы обладать внутренней силой, мощным зарядом любви к жизни, наверное, нужно в действительности пережить всё это, увидеть смерть, увидеть такую тонкую грань между ней и жизнью. Тогда человек мобилизуется, перестаёт обращать внимание на всё второстепенное и видит лишь главное.

Первые работы художник делал при свете коптилки, когда холод сводил пальцы и леденил душу. Но процесс гравирования так захватывал его, что он буквально не расставался со штихелем. Закончив одну доску, он тут же принимался за другую. Нужно отметить, что почти все работы Андрея Ушина, созданные в 1943-1947 годах, это, в основном, лирические образы природы. Ужасы, страшная действительность, с которой художник сталкивался постоянно, уходили куда-то, когда он садился работать. Возможно, это защитные силы. Человек не может жить, получая и накапливая только отрицательные заряды. А ведь жизнь была очень страшной. Андрей заболел туберкулёзом, младшая сестра Ольга перестала говорить и ходить. Только благодаря самоотверженности, героизму, вере и бесконечной любви матери - Антонины Севастьяновны Ушиной - дети выжили.

А. Ушин в те годы много работал над книжными иллюстрациями к произведениям Достоевского, Есенина, создал много жанровых композиций, а также его очень привлекал пейзаж, как городской, так и деревенский. Правда, в 1946 году художник создаёт очень сильную, мощную по эмоциональному настрою ксилографию "Сирота". Уже в самом названии изначально чувствуются какой-то ужас и боль. Художник обостряет и усиливает эти внутренние ощущения. Перед нами обожжённая, чёрная, мёртвая земля, она уже не родит ничего, кроме крестов. Совсем свежие, из светлого и белого дерева, и уже почерневшие, покосившиеся, они двигаются на нас издалека, от самого горизонта тянется эта страшная вереница. А небо светлое и спокойное, как сама вечность. В центральной части листа возвышается образ Христа, распятого на кресте; в его фигуре покой, безысходность и горечь. Он принял смерть ради всех живущих, но живущих почти не осталось. Люди праведной, счастливой жизни предпочли решать судьбы друг друга, убивать и калечить. Причём, не только физически, но и морально, психологически. Маленькая фигурка девочки, в ужасе отшатнувшейся от увиденного, закрывшей руками лицо, - это образ убитого горем ребёнка, образ убитого будущего. Возможно, что жизнь продолжится, не пропадёт совсем, но она будет уже другой. Чёрные силуэты крестов как бы спускаются к нам, наступают на нас. И если мы не одумаемся, не остановимся в своей жестокости, равнодушии, цинизме, то они затопчут нас, раздавят и встанут над нами.

Эта работа была создана А. Ушиным спустя год после войны, однако можно сказать, что и сейчас этот лист оживает и приобретает огромную силу и злободневность. Художник заставляет нас вместе с ним, его глазами увидеть мир, вместе с ним понять и пережить виденное. И в этом заключается сила таланта, одарённости. И чем строже, лаконичнее, сдержаннее приёмы, тем сильнее эмоциональное, психологическое воздействие.

Работы А. Ушина очень образны, они полны жизненной силы и убедительности. Природа, город всегда разный: в годы войны, величественный и торжественный, индустриальный, тихий, камерный, спокойный. Всё многообразие красок и состояний нашло отражение в дальнейшем творчестве художника. Не зря поэт М. Дудин назвал Андрея Ушина "певцом города". Художник создал симфонию, полную страсти, любви, восхищения красотой, строгостью, мужеством великого города.
"Надо чувствовать себя во времени - времени, в котором ты живёшь", - это творческое кредо художника.

А. Ушин в обычном, обыденном открывает неожиданную красоту, значительность, гармонию. Это активное отношение к жизни выражается и в графической манере - энергичной, размашистой, свободной, с резкими крупными штрихами, и в то же время виртуозными, тонкими линиями.

Война оставила неизгладимый след в душе и неутихающую боль в сердце художника. И все чувства, ощущения, воспоминания воплотились в серии, посвящённой блокаде города, которая создавалась на протяжении многих лет.

Серия "Ленинград в блокаде", - это памятник стойкости, мужеству, героизму защитников города и, конечно, песня во славу, молитва за здравие и дальнейшее процветание любимого города. Серия насчитывает огромное количество работ - это рисунки, линогравюры, акварели, холсты, написанные маслом, и в них живёт то, что не вытравить временем, не зачеркнуть и не забыть, даже если очень захочешь, - это память. М. Дудин справедливо отметил: "Гравюры Андрея Ушина, посвящённые блокаде - это своеобразная летопись памяти души художника, память о дороге к свету, к салюту Победы". Суровы гравюры серии "Ленинград в блокаде". Щедрые заливки чёрного штриха, подчёркивающие плоскость листа (излюбленный приём художника), позволяют зримо ощутить пульс блокадного города. Перед нами город-крепость. Безмолвный, скорбный, он велик и прекрасен даже в своей поруганной красоте. Вглядываясь в листы цикла, несмотря на весь ужас, бедствие и, казалось бы, безысходность, чувствуешь удивительную силу, мощь. Художник даёт зримо, реально ощутить красоту великого города, воздвигнутого Петром I. И не может погибнуть красота, не может подвести великая идея, за которую заплачено тысячами и тысячами жизней. И настороженный бег лучей прожекторов по тревожному ленинградскому небу постоянно напоминает: город не сдался и не сдастся никогда! Вот названия некоторых работ: "Кировский завод в 1942 г.", "За водой на Неву", "Воздушная тревога", "Невский проспект. 1942г.", "Слушают Совинформбюро", "Холодная ночь", "Кольцо трамвая", "После налёта", "Обстрел Дворцовой площади"… Достойно венчает серию гравюра "Салют Победы 9 мая". Над Ленинградом, у Ростральных колонн и Биржи, над мостами сверкает праздничный фейерверк. Ярко сияют, горят во тьме звёзды салюта.

Продолжая говорить о теме войны, блокады, нужно отметить и работы художника в книжной графике. Работ очень много, рассказать обо всех, к сожалению, невозможно, остановимся на одной - книге "Метроном". Это сборник стихов Ю.Воронова и гравюр А. Ушина, посвящённый 50-летию снятия блокады. К сожалению, Ю. Воронов так и не увидел издание, он безвременно ушёл из жизни зимой 1993 года, и книга вышла как память о нём.


Умолк блокадный метроном
Ещё в одном блокадном сердце…


А. Молчанов


Поэт и художник в данном случае были соавторами, они помнили каждый миг тех страшных дней. Прожектора, очереди в булочную, толпа редеет день ото дня, развалины и руины. От них исходят боль и страдания. В поэтических строках и графических листах нет ни капли вымысла - это достоверные, реальные факты, но факты, облачённые в форму художественного образа, прошедшие сквозь призму искусства, таланта и мировоззрения авторов.

Глядя на работы А. Ушина, осознаёшь, понимаешь боль и ужас, которые вынесли жители блокадного города. И вот сейчас, когда отмечаем 60-летие прорыва блокады, мы должны помянуть всех тех, кто ушёл, отдав свою жизнь и любовь родному городу, родной земле, а также пожелать здоровья всем тем, кто живёт рядом с нами, вдохновляет нас своим мужеством, выдержкой, оптимизмом и хранит в своей памяти те героические дни и ночи.