2(9) 2003
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
Наши авторы
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

Я С ТОБОЙ ГОВОРЮ, КАК С ЖИВЫМ

Татьяна Маринеско

 

Я С ТОБОЙ ГОВОРЮ, КАК С ЖИВЫМ

Воспоминания о детстве и об отце



"…Сердsечность и такт…
Надо ценить каждый отпущенный нам день…"
А. Крон

 

Чувство радости и благодарности переполнило душу, когда увидел рукопись Танечки Маринеско с её воспоминаниями о своём детстве и об отце. Может быть, это был самый светлый период его жизни. Он всю жизнь мечтал о счастье в семье, о взаимопонимании, о радости общения с родными детьми. Судьба подарила ему девочек, и теперь младшая - Танечка, согревавшая его последние радостные годы, написала о себе и об отце, имя которого с почтением произносят в его Отечестве.

К званию Героя Советского Союза Александра Ивановича Маринеско представил сразу после похода 1945 г. его непосредственный начальник - командир 1-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ КБФ, капитан 1 ранга Александр Евстафиевич Орёл, но этому помешали твердолобость и зависть сослуживцев. Звания Героя для Маринеско добился народ. Было собрано более 120 тысяч подписей в поддержку этого справедливого решения. Однако прежде, чем это свершилось, состоялись битвы пера и экрана. За честь и достоинство поруганного имени героя войны вступились подлинные борцы - журналисты и писатели Сергей Сергеевич Смирнов и Александр Александрович Крон. Честные и мужественные труженики пера помогли самым авторитетным адмиралам флота, Героям Советского Союза Н.Г. Кузнецову и И.С. Исакову разобраться в оценке фактов. И они разобрались.

Время - враг и союзник в оценке всего самого настоящего. Генералиссимус И.В. Сталин вспомнил о матери известного полярного лётчика Леваневскогопосле освобождения Польши в 1945 г. и позаботился, чтобы ей была назначена достойная пенсия. Так и бывший командир Маринеско А.Е. Орёл (в то время - вице-адмирал, командующий Балтийским флотом) в 1963 г. после смерти Александра Ивановича обращался в Москву с просьбой о назначении пенсии его матери, проживавшей в Одессе, но получил ответ от адмирала Фокина: "Не положено".

Молодёжь, если захочет (а она обязательно захочет!) может обратиться в библиотеки и прочесть книги В.Геманова "Подвиг С-13" (1970, 1976, 1991); А. Крона "Капитан дальнего плавания" (1984); М. Титоренко "Личный враг Адольфа Гитлера" (1999); В. Борисова "Подводник № 1" (2002).

Настоящих мужчин всегда будут тревожить и интересовать достойные страницы истории. Эта перекличка поколений неумолима и своевременна. Достоинство куётся воспитанием на великих примерах. Поэтому всем сердцем приветствую будущую книгу воспоминаний Татьяны Александровны Маринеско - дочери командира, подводника № 1 и подлинного Героя Советского Союза, последнего в этом достойном списке героев-подводников времён Великой Отечественной войны.

"Имя Маринеско ещё долго будет открывать чудесным ключом все двери и сердца", - так сказал дядя Саша (А. Крон) - друг нашей семьи. Его уже тоже нет в живых".

Спасибо Танечке Маринеско за её труд и память об отце, назвавшем её в честь своей матери, Татьяны Михайловны Маринеско.

Андрей МОРОЗОВ,
член Объединённого совета ветеранов-подводников

 

 

Я потеряла тебя зимой. Был конец ноября, но уже - зима. Шёл мокрый, противный снег, было холодно. Снег не таял на твоём лице, и мне очень хотелось стряхнуть снежинки. Много и долго говорили: моряки, штатские, какие-то женщины. Многие плакали. У мамы на глазах были слёзы: то ли от горя, то ли от ветра. Мне тоже хотелось зареветь, но я держалась и больше никогда не плакала, как бы ни было обидно и плохо. Это была твоя выучка. Потом мне придётся хоронить родных и друзей, твоих боевых соратников, слёз у меня не бывает, хотя внутри всё сжимается в тугой комок.

Никогда не унижаться, быть выше оскорблений, не реветь - это я впитала с твоей кровью. Не сдаваться, отстаивать своё мнение - все качества, которые очень часто и подводили меня в жизни, но и не давали упасть до конца, - всё это от тебя. Ох, папа, папа! Как ты мог оставить меня в мои десять лет? Ведь ты был так нужен мне - тепло твоих рук, небритая щетина, хриплый голос с мягкой украинской "г". Зачем? Так рано, всего в 50 лет.


Теперь это грустный праздник

Раньше 7 ноября мы всегда ходили на демонстрации, неся с собой кучу флажков и шариков, свистулек и трещоток. Народ веселился, радовался, все были чуть-чуть пьяные, потом мы приходили домой и отмечали день рождения бабушки (маминой мамы), которая родилась 7 ноября, и день рождения отца. Его день рождения официально был 15 января, но дома мы знали, что родился он 6 ноября, и отмечали его вместе с бабушкиным. У нас получался тройной праздник.

Отец, не очень ладивший в повседневной жизни с бабулей, в этот день всегда был предельно вежлив, улыбался, не спорил с ней и делал множество комплиментов, а бабуля сияла, как майское солнце. Вся расслабленная, счастливая, она сидела за столом и слушала тосты, посвящённые ей. Стол обычно был заставлен разными яствами, но кроме всего прочего: грибов, кислой капусты, салатов, там всегда была рыба под маринадом, приготовленная отцом, бабушкины пироги с разнообразной начинкой и коронный мамин "наполеон". Часто собирались друзья родителей, приходили бабулины сёстры. За столом пели песни под гитару (на гитаре играли мама и мой брат Борис). Пели песни явно интернациональные: латышские (мои бабули по национальности были латышки), папа затягивал украинские, но любимой всеми была морская тема:

"Прощай любимый город, Уходим завтра в море, И ранней порой
Мелькнет за кормой Знакомый платок голубой..."

 

Для меня было раздолье: я читала стихи, пела, танцевала и вообще изображала из себя великую актрису. Все мне хлопали, смеялись и, распихав по карманам конфеты и пирожки, я убегала гулять с друзьями.

Теперь 7 ноября - это "День согласия и примирения". Коммунисты в этот день проводят митинги, а в остальном - это лишь ещё один выходной. Но как жаль мне эти далёкие годы, мое детство и мои игры. Зато моя старшая дочь Елена родилась в один день с дедом (6 ноября), и я в душе праздную не только день рождения дочери, но и рождение отца, без которого не было бы ни меня, ни моих детей.

(Окончание читайте в печатном издании. )