Александр Грязев
ПОРА, ВАШЕ ВЕЛИЧЕСТВО
Александр Алексеевич ГРЯЗЕВ родился в 1937 году в поселке Лондоко Хабаровского края. Детство прошло в селе Железный Борок Буйского района Костромской области. Служил в парашютно-десантном полку в городе Пскове. Работал на Череповецком металлургическом заводе. Окончил Московский историко-архивный институт и Высшие театральные курсы (драматургия) при ГИТИСе. Автор нескольких книг прозы и пьес. Член Союза писателей России. Живет в Вологде. В настоящее время - ответственный секретарь Вологодской писательской организации.
Кинорежиссер Вадим Репнин, ранним утром появившийся на съемочной площадке, был в плохом настроении. Да и откуда быть хорошему, коли опять возникли проблемы с финансированием его многострадального фильма о последнем императоре России Николае Втором, причисленном недавно к лику святых отцов православных.
Всего лишь в мае, в первый день съемок, Репнин по традиции разбил о ножку штатива кинокамеры на счастье и удачу белую тарелку с голубым ободком, а из-за нехватки денег работа над фильмом останавливалась за лето дважды. И вот сейчас, в самом конце августа, над съемками опять нависла угроза безденежья: на банковском счете было пустынно тихо.
О прежних и не таких уж далеких временах, когда о подобных задержках даже подумать было нельзя, приходилось лишь с грустью вспоминать, и вот сегодня, если директор картины со своими помощниками не договорится с благотворителями, съемочный график опять нарушится.
Впрочем, Репнин старался не подавать вида, что его плохое настроение зависит от финансовых проблем, что все это из-за дел творческих. К тому же Вадим был верующим человеком и знал, что никогда не надо отчаиваться. А сегодня есть работа и ее нужно делать несмотря ни на что, а там как Бог даст.
С этой мыслью, поговорив с актерами, занятыми в очередном эпизоде и заглянув в глазок кинокамеры, Репнин сел в кресло, рядом с ней поставленное, и сразу же ощутил на душе какое-то облегчение.
Он окинул взглядом съемочную площадку, представляющую собой императорский кабинет, арендованный для съемок у музея, глянул на верного единомышленника и друга оператора Толю Заболотнова, который ответил ему кивком головы, спросил о готовности осветителей, звуковиков, актеров, а когда все ее подтвердили, перекрестившись, произнес громко в наступившей тишине:
- С Богом! Начали... Мотор!
Ровно застрекотала кинокамера, и тут же перед нею появилась ассистентка с деревянной дощечкой-хлопушкой в руках, на которой были записаны название фильма, номер кадра и дубля. Проговорив все это еще и словами, ассистентка хлопнула дощечкой и быстро удалилась, дав дорогу основному действу. Репнин очень любил этот момент киносъемки, когда, повинуясь его воле, зажигался яркий свет, работала кинокамера, перед которой разворачивалось действо, продуманное им же. Это были благостные для его души минуты, в которые он чувствовал себя творцом и верил в то, что происходило перед ним. Вот и сейчас, глядя на начавшуюся съемку, он думал и свято верил, что в той далекой реальной жизни все было именно так...
...Государь император Николай Александрович Романов сидел за письменным столом в своем царскосельском кабинете и писал, склонившись над белым листом бумаги. Иногда он поднимал голову и подолгу глядел в большое окно, за которым стоял серый августовский день и порывы ветра шевелили листву деревьев дворцового парка. Видно было, что многие мысли одолевали этого человека в походной офицерской гимнастерке с погонами полковника русской армии. А думать и в самом деле было о чем...
... С прошлого лета по западным землям Российской империи тяжелыми и кровавыми шагами под музыку артиллерийских залпов идет великая война. Под ружье поставлено почти пятнадцать миллионов мужчин, молодость и цвет подданного ему народа.
Всего лишь год минул, а ему кажется, что прошло многолетие жизни с той поры, как подписал он манифест о войне между Россией и Германией. Может быть, вспоминал он сейчас слова того Манифеста, им же самим и написанные:
"... С спокойствием и достоинством встретила наша великая матушка Русь известие об объявлении нам войны. Убежден, что с таким же чувством спокойствия мы доведем войну, какая бы она ни была, до конца... "
Да, видит Бог, Россия не хотела войны. Она выступила на защиту своих славянских братьев-сербов, когда Австрия отвергла мирное решение сараевской трагедии и первой стала бомбить Белград.
(Окончание читайте в печатном издании. )
|