4(11) 2003
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
Наши авторы
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

В ПРИЛАДОЖСКИХ ВОЛЬНЫХ ПРОСТОРАХ…

Елена Захарченко

 

В ПРИЛАДОЖСКИХ ВОЛЬНЫХ ПРОСТОРАХ…

 

Есть на свете такие замечательные уголки природы, где человек, даже изрядно испорченный современной цивилизацией, способен снова ощутить себя в полном смысле слова русским. И быть от этого счастливым. Несмотря на нехватку денег, привычных удобств, здоровья… Хотя даже само слово "русский", обозначающее принадлежность человека к определенной нации, филологи со стопроцентной точностью объяснить не могут. И в самом деле, странно: ведь принадлежность человека к другой нации, кроме русской, выражается существительным. Например: немец, англичанин, украинец и т.д. Этимологические корни слова "русский" историки языка ведут от похожих по звучанию слов скандинавов - финнов, шведов. В частности, известный языковед В.Я. Петрухин в ряде работ отмечает, что в древности понятие "Русь" и "дружина" выступали как взаимозаменяющие. И поскольку войско, ополчение чаще всего было гребным, парусным в этих северных краях, то и прослеживают историки очевидную связь между понятием-словом "русин" (член экипажа морского войска) и современным "русский"…

Интересно, что и символика храма как корабля духовного спасения тоже исторически связана со становлением государственности, национального самосознания, ведь, как известно, именно православие стало цементирующей силой в деле строительства российского государства. К этим основополагающим понятиям-образам кровно причастна Старая Ладога, сегодня обозначенная на карте Ленинградской области как село, а в прежние времена, возможно, бывшая первой столицей Руси.

Вообще, как справедливо отмечают историки, филологи, в частности, доктор филологических наук О.В. Творогов в книге "Князья Рюриковичи: Краткие биографии" (М.: Русский мир, 1992 г.), IХ-Х века наиболее сложны для изучения Древней Руси, поскольку летописцы, работавшие через 100-150 лет после описываемых ими событий, опирались в основном на устные предания и легенды. Более точно датировка событий, описываемых летописями, была произведена лишь в ХII веке при создании летописного свода, получившего название "Повесть временных лет".

Официальная версия, опираясь на летописные предания, дает точно только дату смерти Рюрика, родоначальника царской династии, а именно: 879 год. Предполагается, что Рюрик с братьями Синеусом и Трувором был призван на Русь представителями племен: новгородскими славянами, полоцкими кривичами, весью (вепсами) и чудью (предками эстонцев) и стал княжить в Новгороде или Ладоге. Вопрос о том, кто был Рюрик и его соплеменники, откуда они пришли на Русь, был ли Рюрик призван княжить или приглашен как представитель военной дружины, остается до сей поры спорным, как спорным остается и то, где именно находится могила Олега, значительно расширившего пределы Руси и умершего от укуса змеи, - курган Олега то ли в Киеве, то ли в Старой Ладоге… Раскопок так называемого кургана Олега в Старой Ладоге, во всяком случае, не было.

Конечно, знакомясь со Старой Ладогой, впитывая красоту просторов Волхова, былинно несущего свои воды среди берегов, где возвышается множество великолепных храмов ХII-ХVI веков, даже мыслить рационально, по-на-учному, не хочется. Только бы наглядеться, нарадоваться этому православному старинному великолепию! Так что против "столичности" Старой Ладоги и возражать не хочется. В конце концов, сокращенный значок "с." на карте можно расшифровать двояко: можно - как село, а можно - и как столица. Кому как нравится: демократия!..

Сторонники "столичности" Старой Ладоги обосновывают свои утверждения тем, что Рюрик тут сидел, у него был престол в Старой Ладоге. Понятно, что этот факт почти невозможно проверить, как и то, что именно нынешний 2003 год является юбилейным для Старой Ладоги - 1250-летие… Потому что углеродный анализ старинных домов не может дать такую дату точно, только весьма условно. И с этой приблизительностью люди, любящие Старую Ладогу , тоже готовы соглашаться - лишь бы праздник стал полезным для нее и приятным событием для жителей этих мест. Может, нынешним ладожанам полегче немножко будет жить - ведь тянут газовые трубы сюда, удобства почти городские появятся… И, конечно, никак не помешает местному населению внимание Президента России, губернатора области. Ведь если 300-летие Петербурга отмечать всем миром надумали, то как же не вспомнить его прабабушку - Старую Ладогу! Не было бы Старой Ладоги - вряд ли бы и Петербург появился…

* * *

Да, были в Старой Ладоге в славные своей молитвенной жизнью былые времена семь монастырей и около двадцати храмов! Невольно задаешься вопросом: почему так много в одном небольшом местечке? Кто-то объясняет это чудо тем, что в I веке здесь побывал апостол Андрей Первозванный и поэтому от избытка, от щедрости благодатной и выросло столько монастырей…

Не будем отрицать и эту точку зрения. Не менее интересным представляется также другое суждение: люди селились небольшими общинами возле храмов, чтобы наиболее естественно жить, согласно православной вере. Это было естественной необходимостью - вместе молиться и трудиться сообща. Если же в общине оказывались особенно ревностные в вопросах веры, то они уединялись в монастыри, добровольно отказываясь от радостей и благ семейной жизни. Вот из такого внутреннего естественного устроения людей и явилось зримое чудо - храмы, которыми мы любуемся теперь, приезжая в Старую Ладогу. Музыка архитектурных форм словно напоминает нам о той сильной древней молитве, которая и… строила чудесные храмы.

Сегодня на правом берегу Волхова, откуда открывается самая, может быть, замечательная в мире по красоте и величию панорама русских храмов и монастырей, от бывшего Дома творчества Союза художников России остались только каменные фундаменты да груды кирпичей, которые местные жители еще не успели забрать для своих хозяйственных нужд. Трагическое запустение этих славных мест, где еще не так давно звучали детские голоса, трудились творческие люди, - результат отсутствия той необходимой цементирующей связи в обществе, без которой невозможно ни строительство здания Культуры, ни созданиеХрама…

Да, исчезли экономические подпорки, державшие творческие союзы и выражавшиеся в 5% налоге "на культуру". Исчезли государственные заказы для художественных специалистов, отдавших обучению живописному искусству, искусству ваяния или прикладного творчества не один десяток лет. Рухнула система Художественного фонда, собиравшая и распределявшая эти заказы.

Впрочем, только ли в художниках дело? И разве могут праздничные концерты, всевозможные развлекательные шоу под открытым небом, к которым в Старой Ладоге привыкли, всерьез улучшить психологический, моральный климат этих ныне ставших культурно-заповедными мест?

* * *

Иногда нужно уметь молчать. Не потому, что трусишь сказать самому себе и людям правду, а просто - дабы не навредить, не сделать еще больнее кому-то. Не зря и в народе говорят, что золото - все-таки не литературные эссе или статьи, даже не задушевная беседа, а молчание. Оно словно вбирает в себя тысячи скорбей, врачует тишиной. И тишина в Старой Ладоге поистине целебная - сумей только до нее добраться, дотянуться. А там, на берегу небывалой внутренней тишины, проникнув до самого дна болезнующего сердца, обнаруживаешь незрелость, неготовность и свою, и других современных деятелей, занятых историей, археологией, богослужениями в Старой Ладоге, вместить тот дух, который воздвиг староладожскую красоту много веков тому назад. Нет никакого духовно-нравственного роста, прогресса, мы, современные, избалованные цивилизацией люди, словно под наркозом спали очень долго, лишь недавно стали приходить в себя, осознавать свое место в мире. И почти на ощупь, путем множества проб и ошибок искать тот серединный, гармоничный путь развития, существования в новой реальности. Интуитивно желая видеть себя под защитой доброго батюшки-царя, все более разочаровываясь в импортной косметике демократии, в судьбе Старой Ладоги, словно в зеркале, мы начинаем видеть свое подлинное лицо. Увы, не очень красивое. Но, сознавая свое недостоинство, с молитвой "Господи, помилуй нас, грешных!" мы все же несем терпеливо крест тягот и общих скорбей, которые не прикроешь юбилейным празднованием, никакими деревянными или зелеными деньгами.

Помолчим же об утраченном - о той чистоте, детской вере, юношеской любви, о радостях и скорбях родительских. Больно?- Да, и порой очень. Но это значит, что душа - жива. Значит, есть и надежда, словно тоненькое пламя свечи, задуваемое ветром. Но если эти тоненькие свечи соединить вместе, огонь будет гореть. Похоже, что рука Божия эти людские свечечки-жизни милостиво соединяет. И в храмах, и под открытым небом Старой Ладоги, где сонм российских святых молится за нас, грешных обитателей XХI века, крещенных в православную веру.