|
СКВОРЦОВ Владимир Степанович /д. Климовщина Пестовского р-на Новгородской обл., 25.03.1954/ - поэт, прозаик. Отец – Скворцов Степан Емельянович, русский, шофер; мать – Скворцова (Хватова) Елена Ермолаевна, русская, учительница. После окончания средней школы работал на Лесопильно-мебельном комбинате, служил в армии /1972 - 1974/, закончил факультет журналистики ЛГУ /1975 - 1980/. Работал редактором Выборгской редакции радиовещания /1980 - 1985/, директором подготовительных курсов ЛГУ /1985 - 1988/, впоследствии на руководящих должностях в частных предприятиях. С 2003 - главный редактор журнала "Невский альманах" /СПб/. Член Союза журналистов /с 1984/ и Союза писателей России /с 1994/, член Совета Ассоциации писательских союзов. Живет в СПб. Первые публикации С. появились на Всесоюзном радио и в районной газете в 1972 году. Печатался в десятках газет и журналов, среди которых "Советский воин", "Аврора", "Крокодил", "Русский мир", "Новый век", и др. С 1990 по 2006 выходят девять книг стихов и прозы С., на его стихи композиторами В.Панченко, В.Марковским, Б.Богдановым и другими написано более 40 песен, выпущено 4 компакт-диска. Ранние стихи С. исполнены в русле традиционной русской лирики. Он как бы исследует, изучает накопленный предшественниками опыт, осваивает его, стремясь найти в поэзии свое законное и неповторимое место, опираясь при этом на опыт близких ему по духу С. Есенина, М. Исаковского, А. Твардовского, Н. Рубцова. Но нельзя не отметить, что формированию самобытного поэтического облика С. немало способствовали начавшиеся в стране активные социально-политические перемены, в середине 80-х годов прошлого века получившие название "перестройка". Стихи С., сохраняя свою ярко выраженную лирическую и исповедальную основу, приобретают отчетливые социальные и даже сатирические черты. Позднее это найдет выражение в излюбленном у поэта жанре пародии, в иронической миниатюре. Как и у многих авторов, в творчестве С. происходит существенный сдвиг в сторону социальной сатиры: "заявил вчера комсоргу Свете/ на уроке пения Олег,/ что он знает много стран на свете,/ где так вольно дышит человек!" /"Перестройка" в школе", 1995/. Подчас поэт сбивается на риторичность, но его неизменно выручает постоянное чувство юмора, распространяющееся в обширном диапазоне - от добродушной усмешки до острой боли сарказма: "Нет в деревне ни школы, ни церкви…/ Люди есть, но души нет живой…/ Все плутают без веры и цели/ и не ведают жизни иной" /1995/. Отдельная глава в поэзии С. - его стихотворные пародии, что в общем-то связано с общим грустно-ироническим мироощущением С., особенно в произведениях последних лет. В стихах конца 90-х - начала 2000-х годов С. вырабатывает несколько отстраненный взгляд на действительность, стремится взглянуть на происходящее "со стороны". Ирония служит ему при этом верным ориентиром; характерно и то, что нередко она обращена на самого автора: "То воспою тернистую тропу,/ душой паря и радуясь красе,/ то, угодив в порочную толпу,/ я становлюсь таким же, как и все" /2004/. В критике отмечается, в частности, что в поэзии С. углубляется ощущение заброшенности, одиночества, которое в результате напряженной нравственной работы "из душевного состояния превращается в особую миссию" /Т. Батурина. "Дорога домой…", 2006/. Это связано во многом с общественными катаклизмами и их отражением в чуткой душе поэта, но одновременно с его дальнейшим духовным и творческим ростом. С началом нового века всё больше углубляются в поэзии и прозе С. философские моменты, стремление своим творчеством принести пользу людям, а неизменная авторская ирония временами становится почти трагичной. Этому отвечает жанр прозаической миниатюры - к нему охотно прибегает С. еще с конца 90-х годов. "Никому не лечит душу горечь моя", - заключает он в одной из них /сборник "Восхождение к истине", 2006/. Обращаясь к прозаическим жанрам, прежде всего к небольшому рассказу, миниатюре, афоризму, С. в целом развивает мотивы, свойственные его лирике, обогащая их отдельными деталями, меткими зарисовками, точными наблюдениями, остротами. Мысли о собственной судьбе в зрелой лирике С. и его прозе неотделимы от раздумий о судьбе русского народа, подвергшегося тяжелым испытаниям на протяжении многих десятилетий: "Я в дорогах страны, как в веревках,/ так запутался - кости трещат!/ Всюду я теперь в командировках/ без надежды вернуться назад./ …Мне в России Руси не хватает!/ Я в столицах стал глухонемой,/ будто жил не с людьми я, а в стае,/ из которой так тянет домой!" /"Мне в России Руси не хватает", 1990/. Россия предстает в творчестве С. как в идеальном образе дома, даже церкви, великого и святого единства, так и в печальной действительности страны нищей и разоренной. Между этими представлениями - пропасть, но у поэта они объединены образом самого автора, душа которого твердо верит в возрождение культуры, нравственности, духовности Родины: "Когда мы гордимся, нас просят учесть:/все в прошлом осталось: и доблесть, и честь…/ Неправда! В России родятся с бедой/ и Маршал народный, и конь удалой!" /"Свет надежды", 2002/. С. является лауреатом различных литературных премий и конкурсов, награжден медалями, в том числе Золотой пушкинской медалью "За сохранение традиций в русской литературе"/2004/, другими знаками отличия.
Соч.: Мне в России Руси не хватает: стихи. СПб., 1990; Мой крест: стихи. СПб., 1991; Пародии: стихи. СПб., 1992; Да Вы не бойтесь: стихи. СПб., 1992; Отпечатки чувств и мыслей на срезе времени: стихи, проза. СПб., 1995; Свет надежды: стихи. СПб., 1997; Антимат: стихи, проза. СПб., 2001; Ты думай только о хорошем: стихи, проза. СПб., 2004; Восхождение к истине: проза. СПб., 2006. Лит.: Иванен А. И всё-таки она есть, русская душа! // Россиянин. №7, 1993; Штицберг В. Воздел он на себя крест тяжкий… // На страже Родины, 1993; Бесперстов В. "Свет надежды" // Милицейские водомости. №26, 2003; Снежко А. "С окрылённою душой". // Наша жизнь. №24, 2004; Лесник К. "Ты думай только о хорошем…" // На страже Родины. 2005; Батурина Т. Дорога домой…// Невский альманах №6, 2006; Деордиев И. Словно зерна, мысли прорастают…// Невский альманах №2, 2008.
( вернуться назад )
|