|
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ВЛАДИМИРА СКВОРЦОВА"ВЕЛИЧАВЫЕ МЕЛОЧИ"
Владимир Скворцов известен российскому читателю как автор сборников талантливых, запоминающихся стихотворений, и его обращение к прозе - закономерный путь углубления, проникновения в сердцевину жизни, осмысление происходящего вокруг зрелым умом и сострадательным сердцем. Для повествования выбрана форма маленьких новелл, позволяющая запечатлеть стремительный бег времени. Русские писатели нередко обращались к этой форме, будь то "Окаянные дни" И. Бунина или "Затеси" В. Астафьева. Следуя этой традиции, писатель стремится не просто запечатлеть мгновения бытия, но соединить их в реку времени, реку вечной неостановимой жизни. "У человека не одна, а много жизней. Каждый новый день- это новая жизнь…" Точное наблюдение, зрелое размышление - ответ на один из вопросов, за которым следуют новые, новые, не давая покоя душе. Каждый маленький рассказ, рекомендуемой к изданию рукописи, в сущности притча-былинка, позволяющая увидеть в эпизоде, картинке нечто большее, чем штрих картины бытия. В чём связь между цветком, явившем на мгновение красоту и превратившемся в прах ("Что не боится тлена") и великими устремлениями человека, также обречённого однажды умереть? Жанровая особенность рукописи позволяет охватить взором великое поле жизни, засеянное и зерном, и плевелами, где рядом соседствуют и настырный проситель ("Дай ещё!"), и воодушевлённый "запросами дня" редактор газеты, и озабоченный получением профессорского звания учёный, и тихая, безобидная Фая, осмелившаяся как-то пригласить к себе в коммунальную квартиру знакомого… Каждый из них верит в своё право именно так поступать, устраивать свою жизнь, но мы-то вместе с автором знаем, что впереди неизбежно перепутье… О сущности человеческой несовершенной природы размышляли многие великие умы, и всё же новый взгляд на привычные вещи равнозначен открытию. "Нетерпение сегодня часто ставит человека в безысходность завтра. Сорвёшь незрелые плоды - не дождёшься спелых!". Язык рукописи лаконичный, образный, сочетая приёмы литературного мастерства и говор улицы, значительно дополняет обрисовку характеров, раскрывает их сущность. Человека можно научить чтению, письму, землепашеству или инженерному делу, но можно ли его научить праведно, по совести жить? Можно только ставить вопросы и приглашать читателя к размышлению над ними, ничего не утаивая, делясь сокровенным. В том, что читатель поверит автору, пойдёт за ним, вместе с ним будет радоваться, скорбеть, удивляться, надеяться - в этом нет сомнения. А это и есть один из главных признаков хорошей книги.
Александр Скоков, председатель секции прозы Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, лауреат премии правительства Санкт-Петербурга в области литературы и искусства.
( вернуться назад )
|