|
Андрей Родосский
Андрей Владимирович РОДОССКИЙ, доцент филологического факультета СПбГУ, состоит в Союзе писателей России с 2000г. и занимает должность сопредседателя секции художественного перевода (СПб отделение). Он автор шести поэтических сборников, более десятка книг переводов с португальского, испанского и других языков. Лауреат премии «Хрустальный стих». Один из основателей и бессменный главный редактор литературно-художественного журнала «Сфинкс». Занимается также критикой и публицистикой.
РАСПАХНУТАЯ ДУША РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
(о книге Владимира Скворцова «Мне в России Руси не хватает»)
«Мне в России Руси не хватает», — это горькое сетование вынесено в заглавие стихотворного сборника замечательного петербургского поэта Владимира Скворцова. Некоторым читателям может показаться не вполне ясным смысл заглавия, отчасти созвучного с названием последней монографии Л. Н. Гумилева «От Руси к России». Но уже с первых страниц видно, что смысл совсем иной: под Русью подразумевается деревня (не по созвучию ли с латинским rus?), а под Россией — мегаполис:
Город клокочет безликостью нудной, чем многолюднее он, тем безлюдней.
Противопоставление сельского образа жизни городскому — тема далеко не новая: она коренится еще в александрийской поэзии III века до Рождества Христова и разрабатывается на протяжении многих столетий. Особенно видное место она занимает в 1970-е годы — в «деревенской» поэзии и прозе. Сразу вспоминается прекрасная книга «Лад» Василия Белова, которого справедливо почитают живым классиком. Важно, однако, отметить, что в основе поэзии В. Скворцова — не ненависть к чужому, а любовь к своему. Поэт гордится своими крестьянскими корнями, не презирая, однако, отпрысков иных сословий. Возмущение у Владимира Степановича вызывают лишь самозваные дворяне, вороватые купцы, которым он бросает гневное:
Я не вашего разлива, я крестьянский был с утра!
Глубочайшею любовью к родному краю пронизана каждая строчка в книге В. Скворцова. Здесь тоже есть что подчеркнуть. У большинства из нас в памяти злополучные девяностые годы, ознаменовавшиеся не только развалом нашей великой державы и не только разрухой и обнищанием нашего многострадального народа — то и другое сполна отразилось в поэзии В. Скворцова, — но и тем, что сами слова Родина, Отечество, патриот, благодаря стараниям нашей «перестроечной» и «демократической» прессы считались, по меньшей мере, подозрительными, и произносить их было небезопасно. Ныне изменилась и государственная политика, и общественное мнение. Однако наметилась другая опасность, которую чутко подметил наш поэт: Любить Россию стало ремеслом. Действительно, множество литераторов и журналистов, еще недавно голосивших, что русская душа — это-де тысячелетняя раба, под влиянием конъюнктуры резко сменили курс, заверяя аудитории, что и по их мнению Россия — это страна с великим прошлым и великим будущим. Не таков В. Скворцов. Его патриотизм глубок и неподделен, и хамелеонство ему чуждо и враждебно. С горечью и болью живописует В. Скворцов язвы нашей постперестроечной жизни:
Моя ль вина, что вновь разруха, что с тощей сумкой по Сенной бредет блокадница-старуха, как символ Родины больной?
Откуда же все наши бедствия? — задается вопросом автор. И сам же дает ответ:
Путь без правил и без Бога нас к добру не приведёт.
Но ни бедствия, обрушившиеся на Родину, ни личные невзгоды, ни семейные неурядицы — о чем поэт с предельной откровенностью повествует читателю, словно готовому прийти на помощь другу — не повергают поэта в уныние. Один из важнейших источников оптимизма для В. Скворцова — постоянное общение с природой. Поэтому пейзажная лирика занимает такое важное место в книге. Предельной откровенностью отличается и любовная, и исповедальная лирика В. Скворцова. В последней автор никоим образом не стремится обвинить в собственных прегрешениях кого-то постороннего, а винит лишь самого себя. Исповедь неотделима для В. Скворцова от покаяния. Этим он и свою душу очищает, и призывает к тому же читателей. Здесь поэт проявляет абсолютную верность заветам блаженного Августина, из «Исповеди» которого вышла вся мировая исповедальная проза, да и поэзия. «Произведения Владимира Скворцова — это распахнутая душа русского человека», — пишет в аннотации в книге Сергей Протопопов. Воистину так!
Март 2010г.
( вернуться назад )
|