6 (140) 2024
Содержание

Содержание


Информация для слабовидящих
О журнале
О редакторе
События литературной жизни
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Медиатека
Фонотека
Дом писателя
Ссылки
Поэты России
Мир непознанного
Клуб замечательных людей
Фестивали и конкурсы
Музы и конфузы
Культура и искусство
Переводы
Патриотический Фонд

> НА ГЛАВНУЮ <
НАШИ БАННЕРЫ

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения
НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России
пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки
РЕКЛАМА:
(как разместить)


сайт Война и Мир

сайт Дмитрия Мизгулина
Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

журнал писателей России

 

Марина СКВОРЦОВА      

 

«КНУТОМ ИССЕЧЕННАЯ МУЗА» ВЛАДИМИРА СКВОРЦОВА

 

«...

Пускай я много виноват,

Пусть увеличит во сто крат

Мои вины людская злоба -

Не плачь! Завиден жребий наш,

Не наругаются над нами:

Меж мной и честными сердцами

Порваться долго ты не дашь

Живому, кровному союзу!

Не русский - взглянет без любви

На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу...»

           Николай НЕКРАСОВ

 

Однажды в ресторане Дома журналиста произошел неприятный эпизод. Одному из молодых поэтов, частому участнику лихих застолий, обычно заканчивающихся, как и положено, хорошей потасовкой, а то и вовсе кровавой дракой, - «розочкой» от разбитого фужера попали в глаз... Но, видимо, парень тот был под особым присмотром «сверху», так как глаз врачи сумели спасти, и зрение не пострадало, а до этого случая молодой человек и под лёд нырял за мальчиком – и вытащил, и сам едва не утонул, да выжил, и людей из огня выносил (в 18 лет был награждён медалью «За отвагу на пожаре»). Были и другие случаи чудесного спасения в его жизни – все привести нет возможности... И примерно в это же время идеологически подкованный, морально устойчивый, к тому времени уже непьющий, негулящий, со всех сторон положительный пожилой советский писатель, и не где-нибудь на пьянке-гулянке, а на спокойном заслуженном отдыхе пребывающий на свежем воздухе, на собственном огороде повредил глаз... Глаз спасти не удалось... Первого писателя зовут Владимир Скворцов, второго – Сергей Каширин. Почему такая несправедливость? - воскликнет неискушенный читатель. Дополню. «Вся моя жизнь – доказательство существования Бога», - много лет говорит Владимир Скворцов. Вместе с советской идеологией воинствующий атеизм унаследовал и сделал своей религией Сергей Каширин (да-да, психологами доказано, что атеизм – «заместитель» религии).

Как человек, любящий литературу и особенно хорошую литературную критику, с интересом читаю рецензии на творчество Владимира Скворцова. Ведь критик – это человек, умеющий читать, и обучающий этому искусству других. Как говорится, каждый смотрит со своей колокольни, - и видит что-то своё, чего не видит другой, и взаимообмен этими наблюдениями необычайно обогащает читателя, помогает понять многогранность рассматриваемого произведения, раскрывает ему глаза на то, на что доселе он не обратил внимания... Словом, нет увлекательнее занятия, чем изучение литературной критики хорошо знакомых и любимых произведений...

Прекрасные, ёмкие рецензии написаны на произведения Владимира Скворцова Татьяной Батуриной, Андреем Родосским, Игорем Деордиевым, написаны, что называется, не по заказу, а по движению души. С чем-то я не согласна, что-то открыло мне новые грани, а ведь я знаю автора очень хорошо, и творчество его понимаю тоже неплохо. Но почти во всех рецензиях подряд встречается ошибочное, на мой взгляд, утверждение, что и название книги «Мне в России Руси не хватает», и грустная деревенская лирика означают, что поэту в России не хватает «деревенской» Руси, сельской душевности и отзывчивости. Хотя название, на самом деле, говорит само за себя... Часто ли встречались у нас в обиходе словосочетания «деревенская Русь» или «крестьянская Русь»? Конечно, так сказать можно, но все-таки чаще говорилось «деревенская Россия» или «крестьянская Россия»… И если считать, что поэту не хватает именно «деревенской Руси», то можно задать себе вопрос: что видит сегодня человек, приехав в ту же деревню? К сожалению, разруху, запустение и прочие приметы вымирания… Значит, не хватает всё же деревни прежней, и людей, которые когда-то в ней жили… Но разве только деревни? В этой фразе «Мне в России Руси не хватает», Владимир Скворцов, как автор глубоко народный, выражает утрату идеала, к которому русский народ стремится… Потому что у каждого народа есть индивидуальное представление о высшем благе, об идеале. Стремление народа к своему идеалу исследовал русский философ Владимир Соловьев в книге «Национальный вопрос в России». В.Соловьев отмечает, что народ сам называет свой идеал, когда похвально характеризует свою страну или нацию: «прекрасная Франция», «старая, добрая Англия», «деловая Америка». Это не означает, конечно, что все французы – прекрасны, что все англичане поголовно чтут традиции, и что все американцы – деловые, среди них есть самые разные люди… И в продолжение того тысячелетия, когда из разрозненных славянских племен сформировалась «единая, независимая и великая держава» наши предки называли Россию «святая Русь». Священник Александр Захаров, рассматривая эту тему в своей книге «К кому нам идти», говорит, что он достаточно хорошо знаком с русской историей, чтобы свидетельствовать: «святою» Россия не была никогда, но теперь мы дожили до такого положения, что даже «несовершенное прошлое» представляется нам идеалом… И далее утверждает: «Россия призвана являть миру святость». Так вот именно «святой Руси», стремления к чистоте и святости не хватает поэту Скворцову в современной России…

Владимира Скворцова сравнивают с разными поэтами-классиками, но нигде не прозвучало – Николай Некрасов… Нет, стихи, конечно, не похожи… А вот направления в творчестве и общественной деятельности очень близки! Судите сами: оба автора воспевают женщину-мать, преодолевшую необычайные трудности, у обоих авторов звучат в стихах скорбные ноты горечи, и присутствует дар покаяния, призывающий к обновлению духа, и, конечно, указывающий на путь к русской святости! Оба автора непримиримы к неправой власти, неправедному устройству общества, оба наделены острым чувством сострадания к страждущим, что находит отражение в творчестве. Оба автора сознают, что растленность «высших» классов влечет за собой социальный распад, деградацию «низших», немало внимания в своем творчестве уделяют миру детства. Обоим авторам присуще «народолюбие, неизменное крестьянстволюбие» (Т.Глушкова), укрепляющее православную веру. В общественной деятельности оба поэта проявили известную предприимчивость, оба развернули широкую издательскую деятельность, кроме множества книг, оба подарили читателям журналы: «Современник» и «Невский альманах». Оба поэта, кроме того, - прекрасные редакторы, пламенные борцы за русскую мысль, изящную словесность, не случайно девизом возрожденного журнала «Невский Альманах» стала именно строка Н.Некрасова «Сейте разумное, доброе, вечное!» Оба поэта прибегали к разумным компромиссам во имя спасения журнала, за что неоднократно подвергались бичеванию… И Некрасов, и Скворцов материально поддерживали нуждающихся писателей, оба помогали безоглядно, без ревности, без зависти к чужому успеху, оба привлекали в литературу молодые дарования, по-отечески прощая им эгоизм и заносчивость, оба сумели сплотить творческую интеллигенцию. Оба даже - прекрасные игроки, правда, один – в карты, дугой – в шахматы… И оба оказались в ореоле не только поэтической славы, но злобных скандальных наветов и оговоров… У Н.Некрасова есть об этом горькие строки:

«Что ты, сердце мое, расходилося?

Постыдись! Уж про нас не впервой

Снежным комом прошла-прокатилася

Клевета по Руси по родной…»

Критика должна быть справедливой... Тем более критика «собрата по перу». И вот я самовольно, без проводника, как в пораженную зону, заглянула в «Парадный подъезд» № 42 за 2010 год, посмотреть статью г-на Каширина «Ничтоже сумняшеся». То, что я там прочла, заставило меня «взяться за перо». Одно отрадно: клевета вменяется в мученичество. Может быть, Скворцов и способен пожать руку, источающую потоки грязи, да я не святая, чтобы дать себя оплевать... А поскольку мы – супруги венчанные (а венчание есть обряд соединения в «едино тело»), то любое неадекватное высказывание в адрес моего мужа – это оскорбление меня лично, тем более, что в своем опусе г. Каширин «ничтоже сумняшеся» утверждает, что у Скворцова не было и нет ни жены, ни детей (стр. 21), хотя несколько раз звонил нам домой и слышал наши голоса своими ушами. С детьми всё в порядке, их трогать не будем, а вот наличие жены, очень надеюсь, г. Каширин прочувствует на деле.

О вышеупомянутом писателе я была уже наслышана в связи с нерадостным событием: из кабинета на Конюшенной, где прежде работал муж, исчезли прекрасные, интересующие меня книги... С большой неохотой рассказал он мне, что отлучался, а когда вернулся в кабинет, застал г. Каширина в одиночестве... «ничтоже сумняшеся» укладывающего взятые с полки книги в свою сумку! Я поинтересовалась, где же все-таки наши книги? На что Скворцов мне ответил, что Каширин очень пожилой человек и ругаться с ним из-за книг он не будет... Тем более, что Каширин живет в Псковской области, и в нашем городе бывает очень редко... Что у каждого человека есть свои слабости, и делает он это, не отдавая себе отчета в том, что делает, подобно, как больные клептоманией... А я кивала ему в такт головой и вспоминала святоотеческую притчу, как Антоний Великий вернулся однажды к себе и увидел, что воры вскрыли его келью и грузят на телегу скромные пожитки, да все у них падает... Он им помог погрузить свои собственные вещи, словно был посторонним человеком...

И ещё раз я столкнулась с г. Кашириным, правда, в «одностороннем» порядке – увидела его при просмотре видеозаписи мероприятия, проходившего в Александро-Невской Лавре, где поэт Владимир Скворцов был награжден первой премией имени Александра Невского за народность и патриотизм книги «Мне в России Руси не хватает». Я удивилась: а что здесь делает воинствующий атеист Каширин? Оказывается, тоже «баллотируется», в надежде получить признание своего творчества! Редкостная беспринципность! Скворцов убеждал меня, что нельзя судить людей так строго! Может быть, через участие в этих конкурсах Сергей Иванович придёт к Богу! Правда, подумала я, ведь «...и псы едят крохи, что падают со стола» детей...

Но вернемся к нашей теме. То, что статья «Ничтоже сумняшеся» сформирована неумело и поспешно (г. Каширин мечется от предисловия к стихам автора, от стихов к послесловию, возвращаясь обратно к уже разобранным текстам, подобно катку, беспорядочно и нервозно укатывающему асфальт), мы рассматривать не будем. Остановимся на «содержании». Говоря в общем, «правды» в опусе г-на Каширина нет никакой, зато гадостей под видом правды – сколько угодно. И не только в адрес самого Скворцова. Досталось и рецензентам, невзирая на личности...

Начинает г. Каширин с заявления, что «давно... как облупленного знаю автора». И здесь лживая фраза! Когда-то он знал Владимира Скворцова прошлого века. С тех пор и Каширин состарился, и Скворцов далеко ушёл... В своей злобной статейке г. Каширин без кавычек щеголяет цитатами древних, видимо, и здесь сказывается склонность к клептомании... Да и щеголяет, надо сказать, не к месту, ибо речь там идет о научной истине, от которой и тема монолога далека, и к которой сам наш незадачливый критикан никакого отношения не имеет. Ему следовало бы знать, что «нельзя в одну воду войти дважды», а тем более так сказать о человеке, постоянно работающему над собой, каким является Владимир Скворцов. А пишет-то г. Каширин во времени настоящем! Такие «неточности» в пользу лжи «старейшине» непростительны! Хотя и в «старейшины», и в «заслуженные старшие» он определил себя сам... Истинно говорят святые отцы, что человек ищет в других прежде всего те грехи, к которым склонен сам. Причём, специально посмотрела в справочнике (авторы сами дают о себе информацию), прозаик он или поэт? Оказывается, и прозаик, и поэт! Да ещё, как выяснилось из этого опуса, и литературный критик! Вот как сам себя чествует! А ещё упрекает, что рецензенты Скворцова восхваляют, словно Пушкина! Многие классики-поэты писали прекрасную прозу, однако считаются поэтами, и многие классики-прозаики кроме прозы писали прекрасные стихи, нашему злопыхателю не чета. Вот кто у нас, оказывается, самовознесся выше классиков! Однако:

«Три грации считались в древнем мире,

Родились Вы... Всё три, а не четыре!»

В своих подтасовках г. Каширин пользуется старыми, проверенными советскими методами, избегая, однако, советских принципов, а именно - конкретности. Разве Скворцов вёл себя недостойно, когда за свой собственный счёт с начала 90-х годов до последнего времени издавал книги писателям Николаю Малышеву, Александру Макарову, Вячеславу Кузнецову, Борису Орлову, Виктору Пеньтюку, Ивану Стремякову, Александру Ковалёву, Виктору Зайцеву, Сергею Макарову и многим другим? Может, Скворцов вёл себя недостойно, когда продал свой загородный дом и на свои деньги возродил издание журнала «Невский альманах», чтобы дать возможность напечататься писателям, оказавшимся в трудном положении? Или когда пристраивал в печать материалы г-на Каширина, выкладывая собственные деньги? Так кто же на самом деле «свинья под дубом»? Перефразируя известное высказывание лорда Честерфилда, скажу, что из человеколюбия хотела бы считать Каширина глупцом, потому что в противном случае я буду вынуждена считать его скотиной.

Чем же объяснить, что г. Каширин не выплюнул ранее грязь, копившуюся в нём годами? А всё очень просто... Лишних денег в настоящее время у Скворцова нет, добавить г-ну Каширину на книгу нечего, от недуга, который, хочешь – не хочешь, а был страницей в жизни поэта, - он теперь с Божьей помощью избавился, - да и на глазах начал расти! Разве может выдержать некий Каширин, что поэт, которому он, по его мнению, раньше сопли утирал, вдруг в своем творчестве перерос его самого? Давненько г. Каширин приметил этого талантливого «молодого»! И всячески со своими друзьями-товарищами старался вывести его «из строя», узнав, что этот человек плохо переносит алкоголь! А то вдруг «добьется большего, чем я!» (Кстати, цитата из стихотворения Е.Евтушенко «Зависть»). Пожалуйста, один из последних, правда, уже давних, фактов: в гостях у г-на Каширина (в Гдове) поэту Скворцову приехавшему на машине, плеснули спиртного... Чтобы наверняка не смог сесть за руль и уехать домой. Да ещё и сорвали с груди крест! Себе на потеху! Примитивный ум считает, что можно возвыситься, унизив «соперника», ему и невдомёк, что «Господь поругаем не бывает»! И теперь, отдавая себе отчёт, что доступа к скворцовской чашке у него больше нет - «цикуты» плеснуть больше не сможет, при этом прекрасно зная, что человек несколько лет ведет здоровый образ жизни, упредив государственную политику в этом вопросе, продолжает нажимать на «старую» педаль, видимо, ожидая, что «сработает»!

Не сработает, г. Каширин, не дождётесь! Как мудро заметил о. Александр (Захаров), у Господа «обиженных» нет, а есть обижаемые и обижающие… Не постыдившись опубликовать недоброкачественную «критику» на книгу, которая уже получила признание высокообразованных духовных лиц - высшее признание, которое только возможно на нашей грешной земле, Вы опозорили самого себя: всей публике показали и свое «лицо», и своё невежество, и свою испорченность, и своё самовозношение, и свою двуличность, и свою лживость. Не такая уж публика и дура, как Вам хотелось бы! О самовозношении г-на Каширина, самовольно определившего себя в «заслуженные старшие», универсальные «классики», мы уже упомянули, по-шулерски лживая подтасовка фактов, иногда даже при его личном участии срежиссированных, также доказана, а из дальнейшего исследования и остальное станет очевидно.

«Охти, Боже мой, тошно мне!» - периодически восклицает в своей грязной статейке г. Каширин, словно нечистая сила из рассказа А.Грина «Словоохотливый домовой». Тошно ему, вырос Скворцов, юбилейную книгу издал, да еще высшее признание за неё получил! Надо срочно к чужой славе примазаться, заявить неискушенному читателю, что это «Я» все стихи ему переписал! И название моё!

Только легко доказывается несостоятельность подобных заявлений! Во-первых, Владимир Скворцов закончил очно (это очень важно, потому что очное и зачное обучение советской высшей школы по качественному уровню и объему программной информации несопоставимы) и достойно закончил ЛГУ, который в то время был единственным университетом в Ленинграде. И является профессиональным работником пера! С.И. Каширин – профессиональный военный, и получил гуманитарное образование заочно. Да и «молодым» Владимира Степановича давно не назовешь, ни по возрасту, ни по творчеству. И уж в чьих-чьих, а в подсказках г. Каширина (писателя слабоватого, что видно и по этой самой статье, и подтверждается фактами: чтобы привлечь к себе внимание, пишет пародии… на классиков!) поэт Скворцов далеко не нуждается: он сам в состоянии доработать свои юношеские стихи, чем периодически и занимается! Например, последний раз стихотворение «Мне в России Руси не хватает» было переписано в 2007 году, к тому времени г. Каширин давно выбыл из круга общения поэта. Просто Скворцов всегда с уважением относится к людям старшего возраста и, видимо, когда-то со вниманием выслушал всё, что говорил ему г. Каширин. А вот наставником его, как из рассматриваемого опуса может сделать неверный вывод неосведомленный читатель, г. Каширин никогда не был. Наставником молодого Скворцова в работе над стихами были Вадим Попов (Москва), Владимир Кулагин (Новгород), Светлана Молева (Ленинград), Николай Малышев (Санкт-Петербург), а позднее старшим другом и советчиком стал поэт Вячеслав Кузнецов. И я своими глазами читала «рукопись», если так можно назвать предварительные распечатки, стихов В.Скворцова с пометками и комментариями В.Кузнецова «от руки». И строчка, которая вызвала столько воплей и упреков в «пошлости» - это «любил богиню за богиней и всех их в женщин превращал» - отмечена им, поэтом В.Кузнецовым, как удачная. Ну разумеется, если Скворцов и Кузнецов - поэты влюбчивые, это не означает, что они с упорством сексуальных маньяков разыскивали девственниц... Всем, кроме г-на Каширина понятно, что влюбленный поэт обожествляет свою избранницу – отсюда «богиня», а когда узнает её получше... он вынужден «превратить» её в простую «женщину» в своих глазах... Надо сказать, что лично мне эта строчка не нравится именно из-за своей двусмысленности... Я всегда опасалась, что найдется пошляк и циник, который передёрнет смысл согласно своей испорченности (и он нашелся-таки! в «лице» г-на Каширина...). Но авторитет В. Кузнецова в поэзии «глас народа» перевесил! И клеветнические брызги Каширина тем более перевесит! Да и не был никогда поэт Скворцов ни циником, ни пошляком, и никогда не оскорблял женщин – это видно и по его поведению, и по его творчеству, и по издаваемому им журналу.

К смакуемой теме притянут «за уши» и И.Бродский! Я не принадлежу к многочисленной армии его читателей-почитателей, но справедливости ради следует отметить, что приведенные строки вырваны из контекста: И.Бродский процитировал «афоризмы» народа, искалеченного атеистическим (читай – безнравственным) советским режимом... Творчество В.Скворцова и творчество И.Бродского настолько далеки друг от друга, что какие-либо аналогии просто неуместны...

Наш литературный шулер ухитряется даже вменять в вину Скворцову строки, которых он лично не писал, ср. «слишком русский поэт» О.Нефедовой -Грунтовой и «очень русский был поэт» В. Скворцов о себе. Поэт Владимир Скворцов часто пишет строки пророческие, и как пример приведём раз распинаемое «Когда все нации сольются...» Стихотворение написано в начале 90-х годов, когда были ещё слишком маленькие, чтобы проявить себя, дети индиго... Это сейчас ученые заговорили о том, что человечество, отклонившись в своем развитии от траектории выживания, в большинстве своем обречено на вымирание, но не все... Уже зафиксированы тенденции появления новой единой расы, причем на разных континентах, среди народов разных национальностей... «Нельзя не видеть сверхсмыслов, без которых не обходится поэзия», - говорила Татьяна Глушкова. Или наш прямолинейный натуралист, игнорирующий научно-популярную информацию, подразумевает только контактное слияние?! Судя по количеству изрыгаемой слюны, видимо, так и есть!

Ссылаясь на «дедушку Крылова», наш критикан «ничтоже сумняшеся» приводит вырванную из контекста цитату, которая на самом деле принадлежит перу Р.Бёрнса: «Ты зол, и даже слишком, но надо обладать хоть кой-каким умишком!», - данная фраза очень уместно характеризует его самого, поскольку любой читатель видит, какая злоба прёт из нашего неуважаемого автора! Приведем данную цитату полностью, поскольку она небольшая, по характеру это эпиграмма-эпитафия :

«Покойник был дурак, и так любил чины,

что требует в аду корону сатаны...

Нет, - молвил сатана, - Ты зол, и даже слишком,

но надо обладать хоть кой-каким умишком!»

В то время данная эпиграмма показалась слишком резкой! и напечатана не была (хотя усопшему ни жарко, ни холодно...), зато наши «праведники» - автор с редактором - «ничтоже сумняшеся» пытаются злобно исстегать, завалить камнями живого поэта, даже если он этого не заслуживает. Данная эпиграмма была бы уместна для обличения человека, занимающего несколько должностей сразу, к примеру, небезызвестного и Генерального секретаря, и Председателя, и Маршала... Но никак не Скворцова, потому что, если даже первые две строки опустить, то уж кого-кого, а добрейшего Скворцова-то злым никак не назовешь! И умом не обделен, поскольку доказал на деле, что он – отличный руководитель. Кто забыл, напомню: руководить – это значит предвидеть. Но нет, цедит дед Каширин Скворцову сквозь фальшивые зубы, мол, у тебя «самостоятельности-то не того»! Опять... в лужу! Скворцов, прекрасный организатор, давно на деле доказал свою самостоятельность! Значит, снова налицо язвительная ложь.

И в чём только не упрекает поэта Скворцова критикан, который либо отрабатывает чей-то заказ, либо зависть не даёт ему покоя. И ударение-то не там! Хотя классики использовали беглое ударение, что подтверждается названием этой статьи. И я, как любитель поэзии, много лет назад лично слышала, поэт Е.Евтушенко говорил, что в стихах допустимо применение беглого ударения! Кто такой Е.Евтушенко, знает много лет весь мир, а вот фамилию Каширин (который постарше Евгения Александровича), я услышала, только став Скворцовой... Так что заявления малоизвестного критикана, перевирающего цитаты (например: «я деревенским был с утра» - у Каширина, «я крестьянским был с утра» - у Скворцова), к тому же невежественного, «весьма и весьма», как говорил Н.В.Гоголь, сомнительны! Поэта Скворцова упрекают даже в автобиографичности! Да так упорно, что может сложится впечатление, что у Скворцова автобиографично всё, что написано! Может, и «Баба Клава»? А Скворцов, как известный лицедей, утверждает: «Вера Панова (баба Клава) – это я...»?

Всем известно, что вторгаться в чужую личную жизнь недопустимо и некрасиво, но спекулянту неведомо милосердие, он нагло пытается разворотить чужую рану! И даже пытается притянуть на свою сторону Достоевского, для которого милосердие – важнейшее качество русской нации! Статья довольно большая (вот кто «гонит километрами»-то!), и эту тему можно было вообще опустить... Наконец, давать свою оценку чужой глубоко личной семейной драме - просто бестактно (вот где подлинное «отсутствие элементарной культуры, порядочности и благородства!» - см. стр. 22), но разве г-на Каширина это остановит? Разве он пожертвует хотя бы одним своим ядовитым плевком? У него своя, вполне конкретная цель, и он знает, что делает. И если Скворцову, по его словам, далеко до Пушкина, тогда зачем он это делает? Тогда зачем

« … так злобно гнали

Его свободный, смелый дар,

И на потеху раздували

Чуть затаившийся пожар?»

Не иначе, дед Каширин хочет спровоцировать «дуэль»! А что ещё можно ждать от статьи, пропитанной ядом?

И журнал-то название «не в русскую сторону» поменял! Поменял, потому что от русофобов отбою не было, а Скворцов прекрасно понимает, что Россия – страна многонациональная, и сделал он это за семь лет до того, как помнить о многонациональности нашего государства призвал президент Дмитрий Медведев.

Не дают покоя г-ну Каширина и заявленные «пятнадцать жён»! Спешу успокоить, не всё так плохо! После отъезда Эвы в Польшу Скворцов женщин не искал, сами напрашивались... Да только они, как оказывалось, хотели, чтобы он занимался ими, любимыми, а не литературой. И «пятнадцать» - цифра весьма условная… Но каждую, с кем встречался, он, как порядочный человек, называл «женой», искренне надеясь, что она-то и окажется той самой, русской единственной... В этом он невольно отдаленно повторил житие своего небесного покровителя, святого князя Владимира Красное Солнышко, который обвенчался - и полностью изменил свою жизнь. По характеру поэт Владимир Скворцов приветливый, участливый, весёлый и внимательный человек, не случайно его кабинет полон посетителей: люди тянутся к нему, словно к источнику света и тепла, - это знают все, кто бывал у него на работе. И стихи у Скворцова проникновенные, легкие, светлые, и встреча с ними в наше непростое время приносит радость человеку, - видимо, потому О. Нефедова-Грунтова и написала, что «Над Россией становится хоть чуточку светлее...». Это отнюдь не говорит о том, что заявлены претензии на «солнце русской поэзии», это говорит о том, что Владимир Скворцов оправдывает свое имя Поэта.

Скворцов, распинаемый за «самовозношение», напротив, достаточно самокритичен, что открыто прозвучало в стихотворении «Монета-ровесница»:

«...

На лице твоем крошечном

все пороки людей!

Я – не лучше уродина,

но кривляюсь при том,

что храню верность Родине,

всем горбом, как гербом!»

Факты говорят сами за себя: Родину не то, что «на панночку», - на семью не променял, хотя знал, что будет горевать о них всю жизнь!

Почему Господь Бог не велит судить человека: «не судите, да не судимы будете»? Да потому что это его, Господа, право и Он сохранил его за собой. А человек, который не гнушается этого греха, ставит себя на место Бога. Такого самовозношения никто не позволял! Да и лить грязь на книгу, получившую признание высокообразованных духовных лиц, - значить, ставить себя выше их, мол, кто они такие с их «суконным» мнением! Главное - мое, каширное! Какие там классики, какой Хлестаков, во куда полез! Надеюсь, что не ведает, что творит... Так что чего заранее судачить, вот «через бездну лет» и посмотрим...

А дальше так и вообще идут открытия: оказывается, слова «еврей» и «жид» - синонимы... На самом деле это далеко не так, но, может быть, г. Каширин не знает об этом? Ну так «невежество не аргумент», как говорил уважаемый им товарищ Ленин. Полное свое невежество обнажает г. Каширин, когда объявляет Скворцова «фальшиво кающимся», не говоря уже о полной бестактности, потому что покаяние и исповедь – таинства сугубо личные. Известная книга Никодима Святоргоца «Невидимая брань» так и называется, потому что борьба с грехами – это не сиюминутное освобождение от них, а долгая брань. Если бы всё было так, как пишет г. Каширин, все православные давно бы один раз покаялись и ходили бы «во святых»! И если наш воинствующий атеист несведущ и в этом вопросе, ну... лучше было поинтересоваться, чем так опозориться! Писатель должен быть компетентен в вопросах, которые он затрагивает, а не полагаться на свои эмоции.

Книга «Мне в России Руси не хватает» получилась несколько неоднородной, а как она может быть однородной, если автор совершенствуется? Отсюда и некоторые противоречия, которые, скорее, говорят о духовном росте автора, но уж никак не о его двуличности! Зато легко увидеть двуличность самого критикана, заявленную выше: даже в одной этой статейке наш горе-автор передергивает сам себя. Например, когда на стр. 24, нападая на О.Нефедову-Грунтову, заявляет, что в оценке творчества нужно «меньше всего... ориентироваться» на мнение «людей, далеких от литературы», «дилетантов, и тем более... «случайных попутчиков». Однако, на стр. 27 вдруг проговаривается, что писателю необходимо «быть признанным читателями, людьми, народом». И еще пример. Каширин упрекает Скворцова в «неделикатном» отношении к женщинам (стр. 26), при этом само собой разумеется, что сам-то он по отношению к ним предупредительно деликатен, тем более, что выше (стр. 22) отмечены чистота и благородство русской поэзии, да и самого себя г. Каширин считает русским поэтом, утверждая в заключительном абзаце своей грязной статейки, что поэзия – это «глубокий духовный мир и внутренняя культура поэта»... Видимо, совокупность этих достоинств и продиктовали ему рассматриваемую статью! Однако проследим его высказывания в адрес О.Нефедовой-Грунтовой, автора прекрасных и по форме, и по содержанию стихов. На стр. 22 уничижительно «сердчишком» он называет её большое, доброе сердце... Он изощрённо шипит от злости, словно Голлум («…ценительница поэтических красот! Оч-чень тонкая…» - стр. 25), обвиняет её в предвзятости, в откровенной неприкрытой лести, хотя у неё нет никакой необходимости льстить Скворцову... Но это ещё не всё, на стр. 26 он недвусмысленно намекает, что «услужливый... чудак опаснее врага», и тут же, испугавшись собственной «смелости», начинает петь дифирамбы униженному раннее сердцу. Это ли не двуличие? А что стоит его признание, что «иную из поэтесс... ни за какие деньги бы целовать не согласился»?! Ну просто образец деликатности по отношению к женщинам! А то, что человека можно по-христиански трижды поцеловать в щёки, не приходит в больную голову...

Вот уж воистину пытается навесить другому все недостатки и пороки, свойственные самому! Да полно, русский ли он? Этот экземпляр, с полным отсутствием таких истинно русских качеств, как скромность, самокритичность и милосердие? Говорят, с возрастом приходит мудрость, но, видимо, не ко всем... А писателю она просто необходима! Так достоин ли сам г. Каширин высокого звания писателя? Чему он даже одним этим фальшивым, грязным опусом может научить подрастающее поколение? Какой подает пример? Не стану напоминать ему Божьи заповеди, ибо он – неверующий, однако Господь существует независимо от нас, наших знаний о Нём и нашей веры в Него. И незнание Его законов, как и в гражданском обществе, от ответственности никого не освобождает: «Есть грозный Судия, Он ждет!»

Учитывая узость кругозора нашего неуважаемого автора, приведу ему (и иже с ним) на прощание, как рекомендацию на остаток дней, крылатое высказывание И.В. Гете: «Против великих достоинств других людей нет иного средства спасения, кроме любви».

 

 

 

 

( вернуться назад )