|
Юлия СУХОРУКОВА
НЕ РАДИ ХЛЕБА(О книге Владимира Скворцова «Качели памяти»)
Мир поэзии открывается для каждого человека не мгновенно. Он ширится и разворачивается постепенно с развитием в человеке способности воспринимать этот мир и понимать его.
Детскому возрасту понятны и приятны стихи про нашу Таню, которая громко плачет, про Лисичку и Козлика – это то, что можно увидеть глазами в природе, на картинке, в кино.
Понимание пейзажной лирики доступно всем за малым исключением. Кого не притягивают строчки «Клён ты мой опавший…»?
Военная лирика тоже безоговорочно понятна, начиная с подросткового возраста. Человек растёт и постигает сердцем и эмоциями, что «недаром помнит вся Россия про день Бородина». Эти строчки беспрепятственно ложатся в душу ребёнка и юноши. Юношеский возраст открывает новый мир, который можно условно назвать «Я помню чудное мгновенье…».
«Гой ты, Русь моя родная…» - патриотический настрой соответствует возрасту взросления К сожалению, к пониманию гражданской поэзии приходят далеко не все.
И когда приходят стихи «О чём шумите вы, народные витии?..» или «Мой стих, как Божий дух, носился над толпой…», подростки ещё не доросли душой до этих чувств, а после окончания школы профессиональные дороги уносят их в другие миры. И остаются почти не постигнутыми строчки Владимира Маяковского хотя бы такие: «Я всем люблю сказать в лицо, кто сволочь». И на эту мало разработанную, к тому же опасную стезю, вступил своей книгой «Качели памяти» Владимир Скворцов, надеясь внести свою лепту в дело удержания русского народа на отчей земле в наше грозное время, не похожее ни на один период из тысячелетий русской истории. Посмотришь – вокруг разруха, болезни, безработица, несъедобная еда. Школа не учит. Медицина не лечит. Телевизор и газеты врут и развращают. Толпа идёт, словно стадо, управляемое инопланетными пастухами. И вдруг книга Владимира Скворцова, и в ней – наш мир с его победами и катастрофами, с его прозрениями и провалами памяти, с его уроками и беспамятством.
Пью в селе колодезную воду, отрезвляюсь, над ведром сопя: я всю жизнь боролся за свободу, загоняя в рабство сам себя.
Стихами Владимир Скворцов борется за свободу, но борьба стихами – сама по себе – это больше, чем просто труд. Это рабство и духовный подвиг. Это – повод поговорить о поэзии, которую читающий люд воспринимает как жар-птицу, пойманную поэтом, не подозревая, что поэт поймал не жар-птицу в руки, а аркан… на свою шею. И когда поэтом рождаются радостные солнечные стихи, это малая награда ему за тяжёлый подневольный труд служения.
Встану пораньше, пройдусь двором – я наслаждаюсь своим добром.
Солнце на небе, поэт под ним: я согреваюсь добром своим.
Пью из колодца я серебро – это вовеки моё добро!
Ночью ли выйду… Ах! Благодать! В небе богатства – не сосчитать! («Моё добро»)
Почва для оптимизма всё же есть: Родина, кусочек земли, на котором можно постоять и порадоваться счастью жить, видеть небо, дышать, любоваться природой и мирозданием. Полетели в другую сторону качели памяти поэта, от исторического прошлого страны до её сиюминутного состояния, от победных зарисовок до пораженческих терзаний – и полились стихи глубокие, докапывающиеся до сути человеческой жизни и истории. Поэт находит исключительно точные слова для обозначения душевного состояния «Любить Россию – это боль терпеть, которая выматывает душу…».
Жуткие картины современной жизни останавливают на себе внимание поэта. «Отчаянья во мне клубится крик, когда я вижу, как над баком ржавым, звеня медалями, склоняется старик – солдат спасённой гибнущей державы». «Мне мало просто сочинять стихи, я вижу в них духовное служенье…» - это кредо поэта, служить которому с каждым днём всё труднее и труднее. Очень это непросто – писать стихи о политике, о том, как политика проехала по тебе и твоему народу. Рифмовать своё горе. Чётко рисует поэт действительную картину положения народа, живущего в перерождающейся стране. Далеко не в результате однодневной перестрелки страна сдала позиции, занятые ею в войне. Страна, вышедшая ценой громадных жертв победительницей из жесточайшей войны, подверглась медленной деградации в сорокалетний послесталинский период.
Одним – интересно, другим – безрассудно, и катятся споры, как в бездну вода… Чему поклонялись – сегодня подсудно, а что возводили – тому нет следа…
Какая досада – ждать снова свободы и робко предвидеть далёкий тупик! Бурлящим потоком уносятся годы и всё исчезает, чего б ни достиг…
«Который раз: всё прошлое - на слом!» – ужасная реальность и хороший афоризм и эпиграф для нашей нынешней жизни.
«Я, к счастью, жил не только ради хлеба», – как хорошо, когда поэт может сказать о себе такие слова.
Не думаю, что современная поэтическая мода топить в нагромождении образов продукцию мозга и души – правильный ход современной теории литературы. Если во всём соблюдать меру, то найдётся место и для резких заявлений о своей общественной и литературной позиции, как делает это Владимир Скворцов в своей книге «Качели памяти».
Юлия Сухорукова, член Союза российских писателей.
( вернуться назад )
|