|
«Я тоже полчеловечества в жизни любил»
Вдохновившись стихами нашего дорогого поэта Владимира Степановича Скворцова, попробую написать о нем точным, звучным и добротным языком, каким пишет он сам. Но, конечно, «далеко кулику до Петрова дня». Вначале скажу кратко, в двух словах: в его лице мы имеем большого русского поэта, не прозаика, не философа, не политика, а именно – поэта. Природа наградила Скворцова такими качествами, как впечатлительность, образность мышления, яркость и напряжённость чувств – качества, необходимые для поэта. Скворцову они достались, как говорится, «за здорово живёшь» – то, что другим дается большими усилиями. Отнюдь не с гордостью и тем более не для самовосхваления, а как простое утверждение истины, говорит Скворцов о себе – о человеке, которому суждено было родиться поэтом.
На небесах живет поэт, а все уверены, что рядом.
Поэт говорит о вдохновении как об определенной данности. Осознанное чувство вдохновения, упоминание этого, не для всех понятного явления, мы часто встречаем в поэзии Скворцова, и мы можем даже различить стихи, написанные в момент вдохновения и те, которые создавались только умом и умением. Вот как А.С.Пушкин утверждает наличие такого дивного явления в человеческой психике, как вдохновения:
Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орёл.
Читаем у К.Г.Юнга в его книге «Психоанализ и поэзия»: «Встретив типическую для своего архетипа ситуацию, мы внезапно ощущаем совершенно исключительное освобождение, чувствуем себя как на крыльях… В такие моменты мы уже не индивидуальные существа, мы – род». Но лучше всего говорит народ: «поэт от Бога» – так называет народ поэта, знакомого с чувством вдохновения. Источник вдохновения Скворцова – родной край и родные по духу люди, а за ними как прекрасное видение возвышается Русь («Мне в России Руси не хватает»), ее история, ее красота, справедливость и общинная психология – типическая ситуация для его архетипа (по К. Юнгу). Несмотря на обращение к любимой женщине: «ты мое вдохновение, возрождение лучшего», мысль считать любовь к женщине источником вдохновения поэта выглядит неубедительной. Теперь определим лирического героя книги Скворцова «Избранное. Стихи». Вообще за стихи автор не может спрятаться как за прозу. Стихи будут искренни и талантливы или неискренни и бесталанны. Поэт должен открыть нам личность своего героя, а именно себя, иначе неинтересно и надуманно. Каким же возникает перед нашими глазами герой и автор книги? Вот он в детстве: боготворящий поэзию, мечтающий о славе:
…я в мире был самым счастливым, никому неизвестный поэт.
Разберемся в той страшной несправедливости, которая продолжается у нас около ста лет – уничтожение русской деревни. И сопровождается тяжелейшим переживанием людей, ломкой их жизней. Под такой каток попала и жизнь будущего поэта. Одно из своих стихотворений Скворцов озаглавил: «Бегство в деревню, или Из живого ада в убитый рай». Возвращаться было уже некуда, хотя как говорит поэт: «весной тоскую по избе, где за окном живут деревья». Опустело родное село Климовщина. «Мужиков унесли всех на кладбище» – так поэт подытожил все, что творилось в его родном крае, с леденящим душу спокойствием, как будто сдерживая непосильную душевную тяжесть. Ощущение трагизма достигается простотой и правдой. Мы понимаем, что трагичнее, ужаснее может быть только сама действительность. А вот и мысль, достойная русского крестьянина, хозяина и труженика: «где заброшены поля, там загубленные души». При известной впечатлительности и умению видеть, чувствовать и запоминать, привязанность к своей малой Родине может быть очень сильной и яркой. Главное в этом мироощущении – родители. Возникает такое ощущение, что они, не имея определенного точного образа, как будто заполняют все пространство своим высоким присутствием, они – это воздух, которым дышит поэт. Кажется, что мать и сын настолько духовно близки, что могут чувствовать друг друга на расстоянии. Родительский дом, родное село, чистым светлым воспоминанием живущее в сердце поэта – и город с его несправедливостью, злобой, безразличием, отчужденностью людей; жизнь без вдохновения и красоты. И ответ на это – выпивка и пьянство. Это два полюса в жизни и творчестве Скворцова.
Я был счастлив упасть хоть слезинкой дождя на родительский милый порог.
Неудержимый восторг детства; люди, природа новгородчины – все это сливается в радостный гимн жизни.
Вот они, школьные годы и одноклассники:
Были дни светлы как строки из ромашек на меже, приезжал я на уроки на прадедушке «Иже» ……………………………… Скачет Вова в Богослово на прадедушке «Иже».
А как славно звучит; «розовощёкий мальчик чей–то уже провел мою лыжню». Вот и климовская старушка, доброжелательная, всегда предрекавшая своему юному односельчанину большое будущее, «лебёдушкой» проплыла к себе в избу – несколько слов, и перед нами живой человек. Мы как будто слышим весёлые уважительные и вместе с тем произнесённые с лёгкой усмешкой слова деревенской соседки: «Ваша тётушка на болоте, за морошкой ушла чуть свет». (Какое выражение замечательное «чуть свет», нынче почти утерянное.)
Иду в желанное село воскресное обетованное и поднебесное.
или
Я же в прошлое бегу, как в спасение свое… ……………………. там парное молоко и смородины кусты.
Доброта, широта души и природы, жизнь неподдельная, настоящая, но всё это в прошлом. А сейчас – «нет в деревне ни школы, ни церкви».
Я пожизненно в командировке без надежды вернуться назад.
Так куда же бессрочно командирован поэт? В преисподнюю, в настоящий ад. Всюду обман: в жизни, в искусстве, всюду.
Где чужие? Где свои? Я б давно утратил веру, если б в роще соловьи Тоже пели под фанеру.
или
Сливает нам телеэкран разврат и пошлость инородцев.
Нищие доценты, военные – ещё совсем недавняя реальность нашей жизни. И торжествующие Чубайсы, ненавидящие, презирающие всё русское – таковы действующие лица его метких как выстрел стихов. Видеть, как растворяется в рыхлом вредоносном смоге образ русского человека – тяжело. Но сделать ничего невозможно. И на сцену выходит водка.
Друзья присели на часок в квартире прибранной моей. Мы выпили на посошок и расставались… восемь дней.
или
Сам себя нашёл под вербою, листья жёлтые – матрас… Я спасаюсь только верою: это всё в последний раз.
Прочитав несколько раз стихи Скворцова и несколько дней вплотную обдумывая их, приближаясь постепенно к истине, я имею право на свое очень индивидуальное мнение. Есенин – кумир юного поэта, таким же он остался для него и сейчас. Литератор Павел Замаратский в написанном им для книги предисловии, неравнодушном и эрудированном, все же неправ, усматривая в стихах Скворцова влияние Есенина и предлагая ему идти по этому пути. На мой взгляд, в характере Есенина и Скворцова очень мало общего (Есенин – движение, Скворцов – укоренённость) и подражать своему кумиру Скворцов может только с потерей своей личности. При осмыслении творчества какого–либо поэта, вообще человека искусства, плодотворным является сравнение его с другими творческими людьми. Есть замечательные, возвышенные (нынче совсем невостребованное понятие) стихи у Скворцова, когда личность поэта буквально растворяется в прекрасной и вечной природе. И кажется, что таков поэт, а всё остальное в нем – наносное.
В луже льдинка–недотрога силы пробует свои ……………………...... Коркой льда хрустит дорога меркнет небо за рекой. За родительским порогом печка, ужин и покой
или
Цветы и солнце на лугу, и пенье птиц на всю округу, а мы сидим на берегу и улыбаемся друг другу.
или
Ночью звёзды ледяные зябко ёжились во сне. Помнишь берега парные в предрассветной тишине?
О каких поэтах заставляют эти стихи нас вспомнить? Спокойствие, несуетность, счастливое участие в жизни природы – где, у каких поэтов чувствуем мы это в стихах? Благодаря русской литературе, мы, в основном, – денационализированные, русскоязычные, можем снова стать русскими. Не обязательно благодаря только великим русским писателям, а именно помочь нам возродиться могут ушедшие в тень, забытые нами поэты и прозаики. У каких русских поэтов такое чистое одухотворённое восприятие жизни? Их много – ярких звёзд на небосклоне русской поэзии – поэтов 19–го века: Жуковский, Языков, Плещеев, Баратынский, Майков, Дрожжин, Суриков, А.К.Толстой и другие замечательные поэты, в стихах которых как светлый родник струится проникновенная любовь к русской природе. В советское время ещё издавались книги с их стихами: «Времена года», «Родина» и другие. После «перестройки» всё заглохло. Ещё один интересный момент. Многие стихи Скворцова являются, по сути дела, изречениями, утверждениями мысли, результатом житейского опыта и наблюдательности. Читая их, мы как–то сосредотачиваемся, собираемся, ощущая определённую историческую преемственность законов жизни. По форме изложения, категоричности суждения (удивлю читателя) эти миниатюры напоминают изречения античных авторов.
В жизни у грешного память печальна, мука бесплодна, а радость случайна.
Темы этих миниатюр – самые современные:
На душе мрачней и горше, ведь расклад в душе каков? Осуждённых много больше, чем невинных мужиков.
Скажу о том, что меня поразило в личности поэта – тонкий природный психологизм. Когда я прочла стихотворение «Непорочная», то вспомнила случай из своей жизни, когда я работала на большом военном предприятии, а многие работавшие со мной мужчины были русские парни из деревень после службы в армии, заканчивающие в Ленинграде заочно институты. Это были славные ребята, и отношение их к женщинам было возвышенное – русский архетип. Один из них сказал девушке, работавшей вместе с ним, милой и мечтательной, далекой от интима, с какой–то грустью когда она вышла замуж: «На тебя можно было молиться, теперь ты как все». Хотя парень этот любил другую женщину. Уважение к женской чистоте, бескорыстное любование ею – это прекрасно понимает поэт. Хочется напоследок процитировать еще чудные строки из стихов Скворцова:
реки большие боготворят, а в малые влюблены.
и еще:
Какое чудо – частью мира быть и вырасти среди живых ромашек. Я и седой не в силах разлюбить стрекоз и птиц, зверюшек и букашек.
Поэт может прославить своё родное село Климовщина в новгородской земле, как Есенин своё родное село Константиново в рязанской земле: «Моё село лишь тем и будет знаменито, /Что здесь когда-то баба родила /Российского, скандального пиита».
Н.А. Белицкая
( вернуться назад )
|