|
Елена ЗАХАРЧЕНКО
СПАСИТЕЛЬНИЦА ЗЕМЛИ РУССКОЙ
С молитвенными словами много столетий взывают россияне перед образами Царицы Небесной – Божией Матери. В её честь слагают песнопения, стихи, пишут картины, иконы. Нет ни одного дня в году, когда бы Церковью не праздновалось чудесное явление Матери Божией на земле, зримое и незримое покровительство которой мы ощущаем в образах икон, в чудесах, с ними связанных. Особенно почиталась на Руси Тихвинская икона Божией Матери, которая, согласно преданию, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой и является современной самой Богородице. То есть при работе над этой иконой святой Лука имел возможность сверять своё живописное произведение с оригиналом. Этот сюжет, как святой евангелист Лука пишет Богоматерь, стал на долгие годы излюбленным у художников западной и северной Европы. Многие музеи мира хранят картины прославленных живописцев Средневековья, рассказывающие об этом историческом событии: «Святой Лука пишет Богоматерь», «Святой Лука, рисующий Мадонну». Святой Лука стал покровителем художников всех времён и народов, а цеховые объединения живописцев эпохи Возрождения часто носили его имя. В трактовке различными художниками названного сюжета есть, конечно, место для творческой фантазии авторов, но часто можно встретить и безусловные элементы сходства. А именно: в рисунке святого Луки образа Божией Матери угадывается прорись, карандашное контурное очертание будущей иконы Божией Матери Тихвинской. Так, например, в музее истории искусств города Вены хранится картина нидерландского художника Яна Госсарта, жившего на рубеже XIV-XV веков. На этой картине трогательно и психологически достоверно изображён сам процесс творчества, создания святым апостолом Лукой образа Божией Матери. Согласно преданию, Божия Матерь явилась святому Луке в великолепном храме, окутанная облаками. На её руках, прижавшись головкой к левой щеке, сидел младенец Христос. Два ангелочка держали над Божией Матерью царскую корону. Святой Лука опустился на колени и словно не сам, а с помощью ангела, стоящего у него за плечами, стал писать портрет Божией Матери на холсте, который развернул и положил на маленький мольберт. (продолжение читайте в печатном издании) |