|
Виктор КОКОСОВДОРОГА ЖИЗНИ И ПОБЕДЫ
– Не всё, далеко не всё ещё написано о блокаде, – покачал головой Виктор Сергеевич Корсаков, провожая взглядом отходившую от одной из платформ электричку. – Вот мы с вами сейчас находимся на Финляндском вокзале. А именно здесь располагались конечные пункты двух дорог: Жизни и Победы. Здесь, с полным правом можно сказать, находились хлебные ворота города.
Чтобы не мешать снующим взад-вперед группам дачников и лыжников, мы отошли к паровозу Ленина. Я твердо решил: разговорю Виктора Сергеевича. Дело того стоит. Это сейчас он – начальник отдела информации и общественных связей Октябрьской железной дороги. А в недавнем прошлом – полковник милиции и заместитель начальника Северо-Западного УВД на транспорте, которому отдал без малого тридцать лет жизни. И, помимо непосредственно милицейской работы, в свободное время изучал историю транспортных артерий региона, вёл дневники, составлял подборки собственных записей – исключительно для себя. В общем, занимался тем, чем ещё в начале прошлого века занимались почти все петербургские интеллигенты, а в конце его – считанные единицы. Наверное, те, которые остались и сумели избежать соблазна перейти в творческую обслугу того или иного партийного деятеля. Пока я размышлял, как раскрутить Корсакова на серьезный разговор, Виктор Сергеевич сам начал рассказывать. – То, что Ленинграду предстоит битва за выживание, было ясно задолго до войны. Ещё в тридцатых годах девятнадцатого века генерал, а одновременно и довольно известный учёный Свечин писал о тяжелейших условиях, в которых Санкт-Петербург может оказаться в случае войны: географическое положение крайне неблагоприятно для защиты, а снабжение продовольствием может стать проблемой неразрешимой. Город всегда, начиная с петровских времён, питался с колёс. Прошло сто с лишним лет – и положение практически не изменилось. Да, сгорели Бадаевские склады. Но даже по скудным зимним нормам 1941 года хранящихся на них продуктов хватило бы Ленинграду всего на пять дней. Когда осенью 1941-го немцы перерезали сухопутные пути, город можно было снабжать продовольствием только по южной части Ладожского озера. До того как оно покрылось льдом, использовали баржи, корабли, другие подручные плавсредства. Всё перевозилось с восточного берега озера на западный, где от построенного порта Осиновец доставлялось на станции Ладожское озеро, Борисова Грива и Ваганово. А затем – в Ленинград, по Ленинград-Финляндскому участку железной дороги.
(продолжение читайте в журнале) |