|
Андрей МОРОЗОВ
Великий русский мордвин СТЕПАН НЕФЁДОВ130-летию скульптора С. Эрьзи посвящается
Мне кажется, что мир спасает творящий красоту
Он родился в семье единственного грамотея-самоучки из племени эрзя Дмитрия Нефёдова в 1876 г. в селе Баево Симбирской губернии. Сын очень рано начал рисовать и лепить из речного ила разные игрушки. Отец заметил это и определил его в церковно-приходскую школу. Теперь Степан удивлял учителя своими рисунками к басням Крылова. Наверное, поэтому его решили направить учиться иконописи в мастерские Алатыря и Казани.
“Там мы зашли в отдельный большой сарай, выстроенный купцом Морозовым. В этом сарае была картина художника Врубеля. Когда я вошёл, так и застыл на месте. Меня так поразило произведение Врубеля, что я не в состоянии был двигаться. Это удивило Петра Андреевича (его хозяина), он спросил: “Что случилось?” Я сказал ему: “Поеду учиться в Москву”… И уехал, мытарился, но в 1902 году поступил в Московское училище живописи. Его учителями были С. Иванов, К. Коровин, Л. Пастернак, В. Серов, П. Трубецкой и другие. Студенческая кличка “Эрзя” (название одной из трёх народностей мордвы) понравилась Степанову, и он, поставив мягкий знак в центр, создал свой псевдоним – Эрьзя.
“…С. Эрьзя единственный представитель России на выставке поддержал честь русского искусства. Его статуя “Последняя ночь” властно привлекает внимание своим трагизмом и является горячим протестом против смертной казни”, – писал С. Мамонтов в “Русском слове” за 1910 год. Теперь и на родине осознали, что их сын – самобытный талантливый художник, и призвали его вернуться. Он вернулся, опять мытарился, но упорно работал и создал новые образы, олицетворяющие великие идеи революции, неведомой, но возможной свободы в творчестве”. В 1926 году вместе с В. Мухиной, И. Чайковым, И. Крандиевской он был избран действительным членом Общества русских скульпторов. Идея многонационального единства русской культуры позвала художника к созданию образов классиков грузинской литературы (“Шота Руставели”, “И. Чавчавадзе”, “А. Церетели”). К теме великих мыслителей (“Ленин”, “Сократ”, “Микеланджело”) и композиторов (“Людвиг Ван Бетховен”, “Григ”) Степан Эрьзя обращается в среднем и старшем возрасте. Наверное, следует заметить, что к образу Христа он обращается четырежды (1910 г., 1915 г., 1945 г., без даты). Всю жизнь Эрьзя ждал, когда “товарищ Правительство СССР” позовёт его на Родину. Гражданство он не менял. Ему предлагали большие деньги за его скульптуры, а он отказался их продавать – хотел привезти в свою страну. Мечта его сбылась, и в 1954 году в Москве состоялась его персональная выставка, а в 1957 г. он был награждён орденом Трудового Красного Знамени. По завещанию его похоронили в 1959 г. в родном Саранске, а более двухсот работ разместили в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств.
Санкт-Петербург
( вернуться к содержанию номера )
|