1 (26) 2006
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

Андрей МОРОЗОВ: Великий русский мордвин СТЕПАН НЕФЁДОВ

 

Андрей МОРОЗОВ

 

Великий русский мордвин СТЕПАН НЕФЁДОВ

130-летию скульптора С. Эрьзи посвящается

 

Мне кажется, что мир спасает творящий красоту
М. Ильяев

 

Он родился в семье единственного грамотея-самоучки из племени эрзя Дмитрия Нефёдова в 1876 г. в селе Баево Симбирской губернии. Сын очень рано начал рисовать и лепить из речного ила разные игрушки. Отец заметил это и определил его в церковно-приходскую школу. Теперь Степан удивлял учителя своими рисунками к басням Крылова. Наверное, поэтому его решили направить учиться иконописи в мастерские Алатыря и Казани.

Иоанн КрестительКогда Степану исполнилось 20 лет, хозяин мастерских взял его с собой на выставку в Нижний Новгород.

“Там мы зашли в отдельный большой сарай, выстроенный купцом Морозовым. В этом сарае была картина художника Врубеля. Когда я вошёл, так и застыл на месте. Меня так поразило произведение Врубеля, что я не в состоянии был двигаться. Это удивило Петра Андреевича (его хозяина), он спросил: “Что случилось?” Я сказал ему: “Поеду учиться в Москву”…

И уехал, мытарился, но в 1902 году поступил в Московское училище живописи. Его учителями были С. Иванов, К. Коровин, Л. Пастернак, В. Серов, П. Трубецкой и другие. Студенческая кличка “Эрзя” (название одной из трёх народностей мордвы) понравилась Степанову, и он, поставив мягкий знак в центр, создал свой псевдоним – Эрьзя.

Скульптор Михаил Ильяев. Степан Эрьзя (к 130-летию со дня рождения)Молодой скульптор обращает на себя внимание и едет в Италию. Ему бескорыстно помогают соотечественники: Амфитеатров, Горький, Шаляпин. Инспектор музеев Ломбардии Уго Неббиа помог молодому скульптору выставить свои работы в Милане. На них обратили внимание и стали приобретать. Финансовая поддержка помогла участвовать в новых выставках в Италии и во Франции (1909-1914 гг.).

“…С. Эрьзя единственный представитель России на выставке поддержал честь русского искусства. Его статуя “Последняя ночь” властно привлекает внимание своим трагизмом и является горячим протестом против смертной казни”, – писал С. Мамонтов в “Русском слове” за 1910 год. Теперь и на родине осознали, что их сын – самобытный талантливый художник, и призвали его вернуться. Он вернулся, опять мытарился, но упорно работал и создал новые образы, олицетворяющие великие идеи революции, неведомой, но возможной свободы в творчестве”.

ЛюбовьЕго “Ева” (1919 г.) – воплощение народного, крестьянского идеала красоты. Он будет всю жизнь работать над этой вечной темой. Из-под его руки выйдут удивительные женские образы представительниц народов мира: “Эрзянка” и “Русская”, “Мордовка” и “Женщина из Чако”, “Казашка” и “Ассирийка”, “Женщина из Индокитая” и “Француженка”, “Боливийка” и “Еврейка”, “Индианка” и “Испанка”, “Аргентинка” и “Чилийка”… Красной нитью проходит тема религии (“Христос”, “Иоанн Креститель”, “Моисей”, “Монашенка”) и материнства (“Мать с ребёнком”, “Портрет матери”, “Спящая мать”, “Четырнадцатилетняя мать”). Большое место в творчестве было посвящено теме рабочего человека и строителя новой жизни (“Рабочий-нефтяник”, “Народный трибун”, “Казнённый”,1936 г.).

В 1926 году вместе с В. Мухиной, И. Чайковым, И. Крандиевской он был избран действительным членом Общества русских скульпторов. Идея многонационального единства русской культуры позвала художника к созданию образов классиков грузинской литературы (“Шота Руставели”, “И. Чавчавадзе”, “А. Церетели”).

Женская фигураПо решению Наркомпроса в 1926 г. Эрьзя с частью своих работ едет во Францию и Аргентину. Успех в Париже и Буэнос-Айресе, открытие особых пород дерева для работы (кебрачо, ольгарробо, урундай) увлекают мастера, и он остаётся в Аргентине до 1950 года. Он создаёт скульптуры на тему эмоционального состояния человека (“Каприз” и “Тоска”, “Мужество” и “Отчаяние”, “Отважный” и “Пламенный”, “Любовь” и “Ужас”, “Страсть” и “Скорбь”). Эти работы скульптор создаёт в возрасте шестидесяти лет и старше.

К теме великих мыслителей (“Ленин”, “Сократ”, “Микеланджело”) и композиторов (“Людвиг Ван Бетховен”, “Григ”) Степан Эрьзя обращается в среднем и старшем возрасте. Наверное, следует заметить, что к образу Христа он обращается четырежды (1910 г., 1915 г., 1945 г., без даты).

Всю жизнь Эрьзя ждал, когда “товарищ Правительство СССР” позовёт его на Родину. Гражданство он не менял. Ему предлагали большие деньги за его скульптуры, а он отказался их продавать – хотел привезти в свою страну. Мечта его сбылась, и в 1954 году в Москве состоялась его персональная выставка, а в 1957 г. он был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

По завещанию его похоронили в 1959 г. в родном Саранске, а более двухсот работ разместили в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств.

 

Санкт-Петербург

 

( вернуться к содержанию номера )