|
Н.А. СОТНИКОВ(Текст подготовлен Н.Н.Сотниковым)
ТРИ ВСТРЕЧИ с БУДУЩИМ ПАТРИАРХОМ
Воспоминания Николая Александровича Сотникова (1900-1978 гг.), драматурга, публициста и критика, нам очень дороги как ценное наследие серьёзного автора, немало сделавшего для нашей культуры. Им написаны статьи и очерки, в которых присутствуют портреты известных деятелей литературы и искусства. Ведущей темой Н.А. Сотникова была история нашего города. В своих довоенных документальных и научно-популярных фильмах Н.А. Сотников всегда сосредоточивал своё внимание на теме Петербурга, Петрограда, Ленинграда. В фильме, о котором пойдёт речь в этом очерке, он выступал как сценарист и как организатор съёмки. Наверное, следует отметить, что этот фильм был заказан Правительством СССР в тяжёлые годы блокады Ленинграда и консультантом по церковной тематике был выбран митрополит Алексий. Диалог на тему “Государство и церковь” всегда был актуальным. К сожалению, в пылу полемики высказывается много крайних точек зрения, часто очень голословных и поверхностных. События, протекающие на наших глазах, связанные с карикатурой на пророка Мухаммеда, ещё раз показывают ответственность людей за свои так называемые “точки зрения” и обязывают видеть их последствия. Поэтому воспоминания Н.А. Сотникова о его чудом состоявшейся совместной работе с митрополитом Алексием в тяжёлые годы блокады представляются очень интересными и даже уникальными. Отв. редактор журнала А. Морозов
«Сбор ленинградскими верующими денег и драгоценностей на танковую колонну им. Дмитрия Донского и эскадрилью им. Александра Невского» – так назывался фильм, созданный в блокадном Ленинграде. Я опасался встретить сурового монаха, отшельника, нелюдима… Митрополит Алексий, выйдя к нам (я был с оператором и администратором), прежде всего предложил чаю с хлебом и двумя кусочками колотого сахара для каждого. По тем временам – божественный пир! Он и сам принял участие в чаепитии. К нам он был внимателен и держался очень непринуждённо. Он проявил отличную осведомлённость о положении на фронте и в блокадном городе, что особенно меня поразило. Жил от тут же, в Никольском соборе, занимая наверху одну из комнат. Он пригласил старосту, представил его и коротко рассказал о замысле нашего фильма, его задачах и о крайне сжатых поставленных сроках. Всё это говорилось обстоятельно, простым русским языком без всякой архаики. Староста вместе с оператором и администратором отправились смотреть электрооборудование собора, а мы продолжали говорить об общих заботах, тревогах и нуждах. Фашисты продолжали бомбить город. Митрополит и здесь оказался сведущим. Он свободно владел военной терминологией, проводил параллели, сопоставления, упомянул о роли авиации в Первой мировой войне. Меня все эти военные познания митрополита так поразили, что я долго не мог дать им объяснения. (продолжение читайте в журнале)
По поручению Синода Русской православной церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) вручает танковую колонну имени Дмитрия Донского солдатам Красной Армии. Предположительно – это подмосковный город Коломна, танки – знаменитые “тридцатьчетвёрки”. 1944 год. Как сообщили нам несколько лет назад в администрации митрополита Ленинградского и Ладожского, этот эпизод был снят кинооператорами и вмонтирован в тот фильм, о котором идёт речь. Вглядитесь в эти танки! В них граммы золота и серебра отважных блокадных ленинградцев, которые отдали для Победы последнее, что имели.
( вернуться к содержанию номера )
|