1 (32) 2007
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

 

АНДРЕЙ УШИН


Наша киносъемочная группа только что вернулась из экспедиции после съемок натуры географического документального фильма «Среднерусская возвышенность». Сценарий был интересным, да и кому не любопытно подробно ознакомиться с самой сердцевиной России, ее старинными городами и посадами, пройти к истоку великой русской реки Волги, увидеть хрустальный ключ среди топких болот, постоять на мостках, где в деревянном обрамлении, под луковкой миниатюрной часовенки, рождается наша краса и гордость река Волга. Полюбоваться красивейшим озером Селигер, посетить многочисленные монастыри и храмы в изобилии созданные на этой земле.


Андрей УШИН

Чувство тихой грусти рождало запустение этих великолепных сооружений, памятников истории, святой красоты нашей любимой родины. Но, таково было время. Недавно окончилась война и всюду перед нами стояли проблемы, большие и малые и количество их было бесконечно.

Эти события происходили в Ленинграде, на киностудии « Леннаучфильм», где я работал уже несколько лет в качестве ассистента кинооператора. Закончив неотложные дела, я отправился в мульти цех к Андрею Ушину – художнику-мультипликатору и моему другу и ровеснику. Я начинал свою трудовую деятельность именно в мульти цехе, куда в последствии пришел работать и Андрей. Поделившись с ним впечатлениями об экспедиции, я пригласил его на просмотр отснятого материала, заверив, что как художника, его ждет много интересного.

Андрею была свойственна, какая-то юношеская восторженность и чисто детское восприятие мира. Мне кажется, что это душевное свойство, он сохранил на всю жизнь. Сразу после блокады, ленинградцы пережившие этот страшный период жизни, не любили вспоминать прошлое. Воспоминания вызывали стресс, бередили чуть зарубцевавшиеся душевные раны, у каждого за спиной был свой кошмар и своя боль. Все, что связано с прошлым, старались скрывать, и делились воспоминаниями, очень не охотно. Нужно было время, которое, как известно, лечит, а возвращаться в памяти к прошлому было не легко. За то, любое проявление чувств сулящих радость, возрождающих надежду, воспринимались на ура! Любую маленькую радость бытия, старались превратить в большое событие.

После просмотра отснятых по фильму материалов, мы делились впечатлениями. Андрея очаровала природа и красота русских старинных городов. Если учесть, что все показанное было в цвете, то после обычного черно-белого кино, впечатление было намного сильнее и радужнее.

Пленка была трофейной, фирмы «Агфа-колор», и мы были первыми в Ленинграде, кому поручили освоить эту новую технологию. Достаточно сказать, что свой полученный опыт наша студия, передавала «Ленфильму», где потом был снят первый послевоенный художественный фильм «Мусоргский». Андрей УШИН

После изуродованных и сожженных войной пригородных дворцов и парков на нашей ленинградской земле, чистая, девственная природа и сохранившаяся старина патриархальных городков нашей российской глубинки, – просто умиляла! Особенно Андрею понравились кадры сельского утра. – Петух на заборе, прогон скота по деревенской улице, потом дом весь в цветах и зелени. Раздвигаются оконные занавески, распахивается окно и в его проеме возникает прекрасное девичье лицо русской красавицы с косой! Этот кадр вызвал просто восторг у Андрея! – Где вы разыскали такую красавицу? ... – У нее глаза бездонной голубизны, – это же чудо, а не женщина! – Эту красавицу зовут Тая-Таисия, она из города Валдая, а петух и прочая живность, снята в городе Осташкове на озере Селигер, но петух и коровы особо зрителей не заинтригуют, а вот Тая из Валдая, вызывать эмоции должна! Стоит учесть, что подобных ей, девушек – красавиц, в тех краях, прямо немереное количество! – Так что Андрюха, есть смысл, смотаться в отпуск, в те края, с целю, так сказать ознакомления! ...– А то в скором времени вернутся из Европ, наши воины-освободители и свободных красавиц в этих заповедных местах, резко поубавится!

– Да я вам завидую, увидеть и ощутить такую красотищу! – Тут корпишь в четырех стенах над этими заготовками, фазами, так что, наверное, скоро «крыша поедет!» – Из-за одной только Таи из Валдая, можно на своем горбу, сотню километров аппаратуру протащить! – шутил он. Через какое-то время, он показал мне гравюру, сюжет которой навеяли наши кино кадры – простор полей и силуэт девушки с букетом. – Это Тая из Валдая, – сказал он. Дома у Андрея на Васильевском острове, на углу Косой линии у Тучкова моста, царила богемная обстановка Чувствовалось во всем родовое гнездо династии художников. Приходили какие-то люди из театров, просили посмотреть в домашних архивах работ его отца, не сохранились ли эскизы по некой театральной постановке? Возникали творческие диспуты, в которых мы молодые, мало что смыслили, а Андрей все знал, понимал и имел на все свое собственное мнение. Пока он дискуссировал с каким-то седовласым маэстро, а потом провожал его, Роберт с Леонидом сбегали за пивом и когда вошел Андрей, Леонид заканчивал разливать напиток. – О. боже! – простонал Андрей! – Во что ты налил, чудовище? Указывая на замысловатую терракотовую кружку в виде человеческой головы – вопрошал Андрей. – Это же изделие семнадцатого века, Голландия! – Музейный экспонат!

– Она на учете в музее, а вдруг ты ее разобьешь? – А на фига ее тогда дома держать? – парировал Леонид,– она пылилась без дела! – Это память отца она из его наследства, ее, я должен буду передать в музейный фонд. Андрей УШИН

Надо сказать, что музейных вещей в квартире, было предостаточно. Вот красуется что-то ветхое, среднее, между сундуком и комодом. Изделие щедро покрыто инкрустациями и не смотря на свой облупленный вид, впечатляет! В свое время, я тоже по глупости, предлагал убрать это сокровище. Но, как оказалось, эта вещь, чуть ли не времен Ивана Грозного, украшала некогда боярские хоромы и представляет большую историческую ценность. На полках стояли какие-то древние медные кувшины и кубки, везде лежали папки с набросками эскизов декораций и театральных костюмов. На почетном месте, чуть ли не в центре комнаты, стояла машина для печати оттисков с литографий. В противоположность нам, зеленым и не посвященным в таинство художественного творчества, Андрей относился ко всему этому с величайшим почтением. Скольких современных художников и театральных деятелей выручала эта старая квартира ленинградских художников! Будущее у нас, студийных друзей Андрея, было не очень ясным, и что нам «подкинет» в дальнейшем судьба, – представлялось загадочным, а вот кем станет Андрей, у всех нас, не вызывало ни каких сомнений! Его ждала судьба большего художника и иного пути у Андрея, быть не может! Зная мою любовь и увлечение стихами, в нашей компании шутили

– Я буду писать «гениальные» стихи, Андрей их иллюстрировать, а Леонид берет на себя все издательские и типографские заботы. – Главное, подшучивал Андрей, – не забудь возвеличить в поэзии красоту Таисии-Валдайской!

Но судьба распорядилась иначе, а время и обстоятельства разлучили нас на долгие годы" Было только несколько коротких случайных встреч да оставались надежды на то, что нам удастся, когда ни будь вновь собраться в «могучую кучку»!

А пока, все еще у нас было впереди. Шел первый послевоенный год. Андрей сделает окончательно свой выбор, уйдет из кино и посвятит себя работе художника-графика. Впереди были и иллюстрации к Достоевскому, и есенинский цикл и то, главное, что станет основной темой его творчества и навсегда войдет в историю суровыми картинами блокады, героической обороны Ленинграда, его болью и его любовью!


Георгий КРЫЛОВ

( вернуться к содержанию номера )