|
Солнце! Эллады на берегах НевыВосходили и гибли цивилизации. В стальном бряцании царствовали безумные одиночки. Исчезали народы. Прославлялись ничтожества. Чему научился человек в круговороте исторических реинкарнаций? Доброте? Терпимости? Красоте, в конце концов?.. Наверное, настаёт время, когда мы должны спросить себя: «К чему идём?» Есть два полюса существования человечества - прошлое и будущее. Настоящее - та часть временной шкалы, где граница между ними размыта взаимопроникновением. Настоящее мы претерпеваем. Прошлое - осмысливаем. В будущее - вглядываемся. Так было, и так будет. Роль настоящего в том, чтобы устраивать экзамен будущему перед лицом прошлого. Проблема в том, что и преподаватель, и ученик - одно лицо. Необходимо научиться ставить точные вопросы. Тогда мы вправе ждать от себя точных ответов. Эталоном верного вопроса до сих пор остаётся умение «спрашивать по Сократу». Диалоги Платона преподают урок «дихотомической» ненавязчивости великого философа. Насколько мы усвоили материал, преподнесённый античным старцем, лысым, некрасивым, принявшим добровольную смерть ради собственной свободы? Удивительно вот что: не мавзолеем хорошему вкусу, но, скорее, путеводителем вопрошающего человека - в который раз уже - на горизонте нашей цивилизации возникает образ Древней Греции. Откуда эта феноменальная закономерность? Почему сейчас? Откровенно говоря, тема Эллады для меня благодатная. С самого раннего детства среди книг Сутеева, Экзюпери и Барто, что читали мне родители, и по которым учился читать я, был немалых размеров альбом: фрески, скульптура, керамика Древней Греции. Вот такой, что называется, микст вкуса. Но именно в этом туманном, не определённом ещё пространстве детского разума формировалась некая творческая тоска по чему-то совершенному, далёкому, ушедшему и одновременно - императивно - присутствующему рядом. И я был приятно удивлен, встретив спустя много лет, человека, который не просто отдаёт должное канонам культурологических пристрастий искусствоведов, но деятельно внедряет ту мысль, что новое есть хорошо забытое старое. Итогом его усилий стали: книга “Неизвестная Античность: Великий миф о Великой трагедии” и Первый российско-греческий симпосий современного искусства, который был проведён им в 2006 году здесь, в Петербурге. Наш разговор с инициатором крупной культурологической акции, посвящённой не только вопросам эстетики и этики Древней Греции, но и - глубже - проблемам мышления современного человека, живущего в системе мегаполиса и мас-смедийного прессинга. Итак, Дмитрий Михалевский.
Александр Лакман: Культура Древней Греции неизменно рассматривается как некий образец, прошедший проверку временем. Однако степень его идеализации в значительной мере объясняется как раз временной дистанцией. Древнегреческая культура была явлением синтетическим. Когда, к примеру, говорят о древнегреческом языке, обычно не задумываются о присутствии в нём многочисленных наречий: Сафо писала на одном, Гомер - на другом, Платон - на третьем. Кроме того, прежде чем сложилась культура Эллады, существовали Египет, Междуречье и так далее. Так в чём кроется загадка устойчивого интереса именно к Древней Греции? Дмитрий Михалевский: Действительно, как считают специалисты, древние греки сами практически ничего не изобрели. Но они сумели гениально соединить доставшееся им от предыдущих культур и заимствованное у современников. А. Л.: В то же время, случайностей не бывает. Должно было существовать Нечто, свойственное только этому народу именно в тот период европейской истории. Д. М.: На мой взгляд, уникальность Древней Греции заключалась в том, что она впервые стала цивилизацией, в рамках которой человек в массовом масштабе сформировался как личность. А. Л.: В плане социума? Д. М.: В плане этноса. И здесь мы говорим о становлении культуры, потому что именно культура - в самом широком смысле этого слова - есть первая производная личностного начала. В качестве примера вспомним, что китайцы намного раньше греков придумали часы и историографию, то есть измерение времени в различных масштабах. Этот факт объективно свидетельствует о том, что на индивидуальном уровне - уровне мудрецов, совершивших эти открытия - китайцы опережали греков в психологическом развитии. Однако вплоть до сегодняшнего дня мышление восточных этносов остаётся, в значительной мере, на уровне коллективного сознания. А греки, пусть и уступая Востоку, способствовали формированию «традиции личности», которая и стала основой западноевропейской цивилизации. На крошечном пятачке земли, называемом Аттикой, в ничтожный по историческим меркам отрезок времени возник пассионарный импульс столь невероятной силы, что по инерции мы продолжаем жить им. Подобное чудо стало возможным благодаря тому, что греки научились внедрять достижения гениальных одиночек в массы. А. Л.: Какой механизм обеспечивал эти трансформации? Д. М.: Сначала таким инструментом служили элев-синские мистерии, посвящение в которые ежегодно проходили до 2-х тысяч человек. Эта «технология» безукоризненно работала на протяжении двух тысячелетий, формируя элиту Древнего мира. Позже, когда значительная часть населения достигла более высокого уровня развития, воспитательную функцию на себя принял театр, спобный одновременно вместить всех граждан Афин, а не крошечную часть заинтересованных. Именно театр представлял собой мощнейший психологический инструмент, посредством которого инициировалось и стимулировалось развитие личности. Кстати, об этом я говорю в своей книге “Неизвестная античность...” А. Л.: Что натолкнуло Вас на идею книги? Д. М.: Это история длинная. Свою рабочую деятельность я начинал как инженер-лазерщик, а затем 12 лет успешно работал сценографом, художником по свету и, главное, мастером по лазерным спецэффектам. Меня крайне интересовало, что же в моей работе производит на зрителей такой сильный эффект. Ключом оказалось пространство. Я стал изучать театральную традицию пространства и обнаружил, что театр в своём историческом развитии отображает мировоззренческую модель каждой эпохи нисколько не хуже, а подчас и нагляднее, чем психологические, философские и другие научные модели. А. Л.: Что ж, это логично предположить. Д. М.: Но об этом особенно не задумываются. Когда я начал сравнивать конструкции театров и мировоззренческие модели эпох, порождённых ими, то обнаружил совпадения. Вполне естественным было начать исследование с Древней Греции. Я не ожидал особых сложностей, полагая, что Античность изучена вдоль и поперёк. Однако сопоставление развития театра как архитектурной формы, как драмы и как ритуальной традиции привело к выводу: в Классический период античной истории театра как такого не было. Первый театр Диониса был возведён тридцать лет спустя, после того как великие трагики умерли. Это научный факт! Более того, археологические раскопки последних лет показали, что в театре Диониса никогда не было сцены, которую мы идентифицируем как «классическую». Афинский театр Диониса сразу возводился в камне с двухэтажной фронтскеной, фактически являясь площадкой для комедии. А. Л.: Хороший пример того, как часто наша уверенность в изученности каких-либо вещей приводит к тому, что теряется свежий взгляд, уходит некий живой элемент. Что мы знаем об Античности? Вы совершенно справедливо говорите о том, что у каждой эпохи своё представление о каком-то предмете. Если, скажем, брать барочную Европу, поставлявшую гигантское количество музыкальных опусов на древнегреческие и римские темы, то в них гераклы, орфеи и другие герои действовали на сцене в париках, панталонах, камзолах. Вот вам, пожалуйста, представление об античной Греции. Д. М.: Не побоюсь сказать, что современные научные взгляды на «детство человечества» ничуть не лучше. Глубоко укоренилось убеждение, что древние греки мало чем отличались от нас. Следствием такой позиции оказывается абсолютное осовременивание той эпохи и, являющееся закономерным при таком подходе, её беспощадное деформирование. Но хотя бы на минуту представьте себя включёнными в контекст дионисийс-ких ритуалов или попытайтесь серьёзно осознать мир посредством мифа – и сразу почувствуете разницу. Потому для меня одним из ключевых стал вопрос: какими были люди того времени? Имея богатый опыт практической работы на сцене, я понимал, что трагедия в начальной своей фазе, можно сказать, «самодеятельность», никак не могла играться после нескольких дней мистерий. Мистерии по эмоциональному воздействию гораздо сильнее и никто бы трагедии смотреть уже не стал. А смотрели. Вы можете предположить, чтобы сегодня, при всей нашей любви к театру и уровню его развития, целый город взял и пошёл бы на спектакль? Здесь на ум приходит знаменитое «Не верю!» Станиславского. Современная наука поступает просто: она рассматривает драму в полном отрыве от мистерии, её породившей, и забывает, словно той и не было. Объяснение – простое: это другая область знания! Не по той ли причине из планировок древнегреческих и римских театров исключен священный участок, примыкавший к скене? А ведь там находился дом бога, и через двери скене он выходил к людям. Потому-то на вратах театра и писалось: «Вход к богам». Перечислению этих вопиющих противоречий и несуразностей, не делающих чести современной гуманитарной науке, можно было бы посвятить отдельную статью. А. Л.: Самое интересное, что мы до сих пор имеем возможность проследить античные начала многих наших «современных» традиций. Будь то театральный мир или культура христианских концессий. Д. М.: Да. Скажем, скене древнегреческого театра – это внутренний храм – скиния. В Греции он появился в виде анакторона элевсинского телестериона. Точно также как Бог продиктовал конструкцию скинии Моисею, строительству анакторона людей научила Демет-ра. А потом, в ходе орфической религиозной реформы, когда Афины объединялись с Элевсином, точная копия телестериона была построена на южном склоне Акрополя в священном участке Диониса, и называлась она - «Одеон Перикла». На протяжении шести столетий это было самое крупное крытое сооружение Древнего мира, почти вдвое превышавшее размеры Парфенона. Именно в нём, как я понимаю, игралась трагедия. А что такое «беме», которую Аристотель называл «подставкой для флейтиста»? Сейчас это бима в синагоге, с которой раввин читает Тору. В элевсинском телестерионе беме была троном иерофанта, с которого читалась священная драма. Посмотрите, на вазописи практически всегда изображена эта «беседка». В одеоне Перикла она станет параскением, а Эсхил включит в драматические действие храм-скене. Все эти и многие другие «театральные» элементы сцены присутствуют в христианском храме по сегодняшний день. А. Л.: Взаимосвязь культур. Отталкиваясь от всего выше сказанного, в чем Вы усматриваете цель своей деятельности? Вам хочется снять эту вуаль современности с эллинистической культуры?.. Д. М.: Оказалось вот что: когда фокус моих «пространственных» интересов переместился с театра, как такового, на человека, то появились неожиданные результаты, формирующие новую связную картину. Древнегреческий этнос оказался интересным и удобным для анализа его психологического развития. Вот его начало, вот его конец, всё достаточно чётко обозначено. Греческий этнос оставался относительно автономным, внешнее влияние на него было не сравнимо слабее, чем в более поздние моменты его истории. Получается, мы в состоянии проследить этот период целиком. Источников, чтобы делать научно обоснованные выводы, сохранилось достаточно, поэтому, отсекая пересказы и взаимные ссылки, существующий объём информации вполне можно освоить в обозримом промежутке времени. Так что возникает удивительная для гуманитарной сферы ситуация «физически чистого» эксперимента. Мы оказываемся на стыке наук, что позволяет культурологические материалы использовать для психологического исследования. Изучение этой модели выявляет и упорядочивает закономерности развития, ранее остававшиеся незамеченными. Эти закономерности имеют универсальный характер и потому абсолютно современны. В Древней Греции мы обретаем точку отсчёта, которой гуманитарные науки до сих пор благополучно пренебрегали. А. Л.: Именно этой проблеме был посвящён Первый российско-греческий симпосий, который Вы организовали в 2006 году? Д. М.: Да. Но ещё в августе 2004 года на Седьмом международном философско-культурологическом конгрессе я выступил с докладом «Периодический закон развития культуры». А затем пришла идея Симпосия. Мы попытались рассмотреть вопрос Архэ-Начал через призму искусств – живопись, фотографию, литературу, театр. Ведь если гуманитарная наука не в состоянии дать ответа на проблему, то его вполне возможно попытаться искать другими, в том числе художественными методами. Это интересный эксперимент. Поясняя эту мысль, напомню, что, когда на рубеже двадцатого столетия произошла смена мировоззренческой парадигмы, то первыми отреагировали естественнонаучные и технические дисциплины. Появились новые революционные физические теории. Последствиями научно-технического прорыва мы наслаждаемся сегодня. Тогда же – столетие назад – возникли и новый театр, новая музыка, живопись, скульптура, архитектура, литература. Т.е., практические искусства действовали синхронно с наукой о мире. И в этом нет ничего удивительного, потому что смена парадигмы – это, прежде всего, изменение психики ещё раз: мы способны воспринимать внешний мир ровно настолько, насколько мы развиты в психическом плане – как личности: новые идеи и новые искуства рождаются новым человеком... И на этом фоне науки о человеке, в значительной мере, продолжают оставаться привязанными к Фрейду, Дарвину и Марксу – т.е., идеям материализма середины девятнадцатого столетия. И этот разрыв обретает поистине катастрофический характер, особенно в свете грядущей нано-революции: психологически человек в массе не соответствует уровню своих технических достижений. Это длинный разговор, но мне хотелось показать, что «теоретическая» проблема Начала актуальна и носит вполне практический характер. Подтверждению своевременности самой идеи послужил активный отклик интереснейших людей, среди которых выдающиеся петербуржские живописцы – Глеб Богомолов, Александр Кондуров, Вячеслав Бегиджанов, Анатолий Васильев, скульптор Владимир Цивин, режиссёры Драматического театра на Литейном Александр Гетман (худрук театра) и Андрей Прикотен-ко, Владимир Фунтусов, режиссёр «Театра под самой крышей» и многие другие. Владимир Фунтусов, кстати, проявил невероятную смелость, взявшись за постановку весьма непростой философской работы, изложенной в литературной форме тремя гуманитариями – Еленой Иваненко, Мариной Корецкой и Еленой Савенковой – под названием «Поиск Антропоса на сцене». Благодаря таким актёрам, как Иван Краско, Елена Толубеева, Елена Соболева, этот труд обрел сценическую форму, послужив материалом дискуссии в рамках Симпосия – какова психология современного человека, и могут ли духовные лакуны нашего времени быть заполнены высочайшими эстетическими и этическими достижениями великой культуры Эллады? В те же дни были поставлены ещё две пьесы греческих авторов – «Орест» Георгиоса Бутонакиса и «Последний аборт» Париса Такопулоса. Первую прочитали Ольга Обуховская и Сергей Янковский. Вторую прекрасно сыграли на малой сцене Учебного театра студенты четвертого курса Академии театрального искусства на Моховой. В программе Симпосия были выставки живописи в галлерее IFA, графики, фотографии, городской конкурс детского рисунка «Моя Эллада» в Фонде художника Михаила Шемякина. В рамках организованной по случаю Симпосия трёхдневной научной конференции состоялся обмен мнениями, в котором приняли участие интереснейшие люди. Среди них не могу не назвать Почётного академика архитектуры, автора многочисленных исследований Золотого сечения Иосифа Шевелёва. В контексте всего происходившего состоялась и презентация моей книги “Неизвестная Античность: Великий миф о Великой трагедии”. А. Л.: То есть, по Вашему замыслу, само мероприятие носило характер не фестиваля, но – обобщенно – круглого стола для обсуждения заданной темы? Д. М.: Безусловно. Обычно фестиваль – это собрание раздельных самодостаточных произведений. Подобие концерта, исполняемого разными солистами. В нашем случае это, скорее, крупная форма, номера которой строго подчинены единому замыслу, но манера высказывания свободная. Ведь само слово «симпосий» означает собрание, на котором древние греки в непринуждённой беседе обсуждали насущные проблемы своего времени. А. Л.: Насколько мне известно, Ваше начинание не закончилось первой попыткой, и в этом году Вы предложили провести уже Второй российско-греческий симпосий. Несколько слов о структуре грядущего Симпосия. Д. М.: Условия проведения Симпосия согласовываются, с этой целью я еду в Грецию. По возвращению я готов предоставить самую полную информацию. В любом случае, мы опять планируем несколько разделов: живописный, в рамках которого представят свои работы петербургские живописцы, фотографический, где мы даём простор фантазии фотохудожникам, музыкальный и так далее. Отдельно скажу о музыкальном проекте. Очень приятно, что судьба свела меня с американским исполнителем и композитором Диметриусом Спанеасом, удивительным человеком, великолепным импровизатором и тонким знатоком музыкальной и литературной культуры. Диметриус – грек, живет в Соединенных Штатах и очень сильно увлечён культурой Древней Греции. Не случайно, приехав в Петербург, самый «греческий» город Европы, он взял с собой сборник диалогов Платона. Мы быстро нашли общий язык, и у нас сразу же возникли совместные творческие планы. Сейчас Ди-метриус работает над музыкой для пластического спектакля, который мы собираемся показать во время второго Симпосия. В этой работе он использовал мои «пространственные» идеи, изложенные в книге «Неизвестная Античность...» Совместно с петербургской исполнительницей ладовых и средневековых импровизаций Галиной Парфеновой Диметриус записал уникальный диск. Диск опять-таки создавался в рамках нашего Симпосия. Для реализации музыкальных проектов мы планируем создать соответствующий лейбл. Презентация музыкальных проектов пройдёт в двадцатых числах февраля в Фонде Шемякина. А. Л.: Одним словом, Вы ожидаете многого от предстоящего мероприятия, не так ли? Д. М.: Безусловно. Тому есть серьёзные предпосылки. И дело не только в том, что Симпосий заинтересовал нестандартно мыслящих творческих людей. Посмотрите на список спонсоров, он внушителен и говорит о том, что поднятая проблема актуальна. Генеральное Консульство Греции в Санкт-Петербурге, Фонд художника Михаила Шемякина, Кафедра ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога, Санкт-Петербургское отделение Российского института культурологи, Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Греческий культурный центр в Москве, корпорация «Моушн» – организации, которые моментально откликнулись на предложение. В этом году мы снова не одиноки, потому что вместе с нашими прежними соратниками свою помощь предлагают и другие компании. К примеру, поддержать фотографическую часть проекта вызвалась международная клиника «Медем». И я лично благодарен «Невскому альманаху» за то, что ваше издание не осталось в стороне, это неоценимая услуга. Между тем, проект интересен не только его организаторам и участникам, проживающим в России, ведь не зря все мероприятия прошлого года открывал Генеральный консул Греции в Петербурге господин Ди-митрос Летисос. Думаю, проблема назрела в масштабах не одного государства, и наши усилия будут направлены на то, чтобы объединить мыслящих людей в попытке осознать общность нашего будущего.
Беседовал Александр Лакман
|