|
РАЗМЫШЛЕНИЯ над педагогическим наследием П.Ф. Каптерева
Некоторое время назад в одном из книжных магазинов Петербурга (так называемая «лавка подержанной книги») я приобрёл своё любимое педагогическое произведение - работу А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» и невольно задержался возле другого прилавка, где под стеклом лежала серая потрепанная книга П.Ф. Каптерева «Педагогический процесс. - С-Петербрургъ: Типо-Литографiя Б. М. Вольфа. Разъезжая, 15, 1905». Об авторе у меня были самые смутные представления. Он, возможно, и не привлёк бы моего внимания. Однако, перелистав книгу, я решил приобрести и ее: на другой стороне серой обложки я прочитал названия многих других книг и публикаций того же автора. Причина моей удачной покупки, может быть, была не случайна, так как в основном практикуюсь и исследую российские историко-педагогические аспекты развития конца XIX - начала XX вв. По пути домой ещё раз раскрыл сильно изношенную книгу Каптерева «Педагогический процесс». Над одной из главок окунулся в чтение настолько глубоко, что не заметил остановки. Но я не пожалел, что возвращение домой задержалось. Я был щедро вознагражден мудрыми мыслями о том, что из себя представляет педагогический процесс. Это, на мой взгляд, был первый хороший урок на пути к большому плаванию. Размышляя над наследием П.Ф. Каптерева (наиболее полный исследовательский спектр, касающийся творчества Петра Фёдоровича, будет мной изучен в будущей диссертационной работе), хочу сказать, что данный ракурс исто-рико-педагогических изысканий открыл для меня тропу, ведущую в теорию образования. Начинающий учитель истории с дополнительной специальностью социального педагога, я смотрел на свои уроки с высоты программных требований к предмету преподавания. Некоторые педагогические воззрения относительно педагогического процесса были мной почерпаны из книги, которая стала для меня очень родной. Историю полюбил ещё в детстве. Но Кап-терев своей книгой вдруг приоткрыл одну из многих дверей, ведущих в иную науку, о которой у меня сложились когда-то самые путаные представления. В мыслях молодого человека (говорю о себе) педагогика умещалась в первобытное понимание. В самом хорошем смысле моя догадка об этой отрасли знания вела к учительскому вдохновению или произволу, часто толкуемому как разновидность учительского творчества. Да и профессия учителя в моем сознании сопрягалась лишь с творчеством. Петр Федорович, вводя в теорию образования и педагогического процесса, обескуражил меня. Мне становилось все более и более неловко и даже стыдно за столь одностороннее и неверное понимание моего призвания и всего дела, которому хочу посвятить свой жизненный путь. Всё свободное время, а его у меня было совсем немного, я с карандашом в руке, как маленький мальчик, делая первые шаги, изучал творчество (а соответственно и наследие) Каптерева, выписывал особенно яркие, верные мысли о различном значении научного и педагогического в образовании, в методе обучения и во многом другом, что составляет сущность педагогического процесса. По мере углубления в круг мыслей, питающих каптеревскую теорию образования, я по-другому стал смотреть на недавно проведённые уроки истории да и на самого себя как учителя и как человека, способного повышать или понижать образовательно-воспитательный итог каждого занятия и всех вместе. Следует сказать, что П.Ф. Каптерев (1849 - 1922 гг.) является российским Педагогом и Психологом, а также историком и философом, который всегда стремился создать психологически обоснованную дидактику, разрабатывал учение о типах душевной жизни. У него имеются труды по теории и истории педагогики, но, как недавно мной выяснилось, каптеревская работа «Педагогический процесс» - дело всей жизни учёного. Педагог являлся редактором и соавтором многотомной «Энциклопедии семейного воспитания и обучения» (с 1898 г.). Размышляя над педагогическим творчеством Петра Фёдоровича и исследуя его педагогические публикации и труды, я для себя уяснил некоторые факты педагогического процесса. Это прежде всего следующие изыскания: педагогический процесс является составной частью общего воспитательного и образовательного процесса. Пётр Фёдорович утверждал, что «обучение, образование, приучение, воспитание, наставление, увещание, взыскание и другие подобные многочисленные слова» (Педагогический процесс. – СПб., 1905. – Л. 1.), обозначающие «различные свойства, стороны, средства, и моменты «педагогического процесса» («Педагогический процесс»). Первоначально обобщение и передача опыта воспитания носили стихийный характер, и можно сказать, что это просматривается в некоторой степени в структуре педагогического процесса, который с «…внешней стороны представляется в виде передачи старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобретало само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, ранее живущего, объединяются в одном слове «культура», то педагогический процесс с внешней стороны может быть понят, как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему. Необходимость такого процесса ясна. Культура – дело слишком сложное и слишком важное, чтобы не позаботиться о постепенном введении в неё новых поколений, о приобщении к ней» («Педагогический процесс»). Педагогический процесс, с точки зрения Петра Фёдоровича, есть процесс творческого характера, процесс самобытный. Дан известный организм, дана известная среда. При этих данных сейчас же начнётся процесс саморазвития, определяемый свойствами организма и среды. С моей точки зрения, сегодняшние современные радикальные демократические преобразования общества требуют подготовки подрастающего поколения к выполнению определенных социально-экономических, производственных, социально-культурных и образовательных функций. Однако эти функции изменяются, усложняются, следовательно, с дальнейшим развитием общества меняются характер обучения и воспитания, цели и задачи образования. В соответствии с этим возникает необходимость в пересмотре теоретических положений историко-педагогической науки, в их обновлении и соотнесении с насущными задачами реальной действительности. Это является сложным целым, требующим извлечения и использования всего ценного прошлого исторического опыта обучения и воспитания, в создании которого в разные эпохи участвовали такие выдающиеся педагоги-классики, как Я.А. Коменский, Д. Локк, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и многие другие. Обращаясь к творчеству П.Ф. Каптерева, мы встречаемся с до сих пор недостаточно осмысленным и проанализированным опытом решения актуальных проблем воспитания и обучения на основе либерально-демократического, гражданско-правового мировоззрения. Общественно-философская позиция П.Ф. Каптерева опиралась на широкие демократические убеждения, на ценности европейского Просвещения. Разделяя идеи гражданского общества и правового государства, он противопоставлял свою позицию национально ориентированному течению в педагогике, абсолютизировавшему принцип народности образования и воспитания. Наследие Петра Фёдоровича является очень ценным для отечественной педагогики и истории педагогики… Жизнь Петра Федоровича Каптерева - это беспримерное служение делу образования народного учителя. Вряд ли в истории отечественной педагогики найдется другой педагог, кто столько же сделал бы для психолого-педагогического просвещения учителей и родителей России. Его труды – это своеобразная энциклопедия воспитания и образования от рождения до зрелых лет человека.
Роман ЛУНЁВ, аспирант кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Санкт-Петербург
|