|
ТЕАТР И ДУША
Сегодня изменяется отношение к значению слова «страдание». И слово «милосердие» уже не кажется заимствованным из иностранного языка. Вот только “душа” влачит пока полулегаль ное существование. Оно используется в роли метафоры, обозначая “художественность”. Или в качестве формообразующего для краси вого слова “духовность”. Между тем без души нет искусства. Не ахти какое открытие, но если вдуматься, то - да, отк рытие. Вчера ещё достаточным для театра, для спектакля было просто поднять проблему. Чем красивее была упаковка проблемы (школы, семьи, бригадного подряда), чем искуснее была упрятана пресловутая фига, тем восторженней прием критики, а иногда и публики. Время изменилось мгновенно. Сейчас не надо никого разыг рывать. С театра как будто сорвали одежды. Он стоит нагой с фигой на груди. Пора расцепить судорожно сжатые пальцы и начать исполне ние забытых мелодий. Тем более что не все их забыли. Есть пьесы, разыгрываемые в ящиках письменных столов известными и полуизвестными драматургами. А также и совсем неиз вестными. Вчерашнему театру они были не нужны, эти пьесы, с их работой души. Да и сегодняшний их вряд ли осилит. Дело в том, что жажда немедленного успеха сжигает любое дело. Не может быть работы там, где требуется одно - любым способом “по пасть”. Попасть скандально, раздев молодой состав, заставив ругаться на сцене. Впрочем, заставлять особо не требуется - и актеры хотят как-то “попасть”. “Попасть” проблемно, что-то заклеймив из недавнего прош лого. “Попасть”, напугав зрителя и критику мафией или чеченца ми. Что угодно, только не работать. Хорошо еще, что зритель не особенно клюет на “клубничку”. А большие надежды были после отмены запретов на эротику. Пора понять, что зритель клюет на качество. И что зритель из зала это качество чует не хуже, чем в магазине. А мелодрама там или абсурд - всё это, в конечном счете, неважно. Многие наивно считают, что правду скажут молодые или ещё не родившиеся. Тем самым они как бы выравнивают лжецов с остальными, теми, кому эту правду говорить не давали, - не замечали, не печатали, не ставили. Это очень удобный подход. Таким образом можно сохранить прежнее соотношение в литературе. Сейчас основной проблемой является проблема критериев. Пьесы, романы, стихи оцениваются не по художественным законам, а по принципу “неграмотно, зато остро”. А так как разрешенное направление остроты всем известно, то наиболее мобильными и впередистоя-щими оказались все те же люди, вчера ещё говорившие и неграмотно, и неостро. Наша литература в последние десятиле тия так опустилась, что люди, приезжающие с Запада что-то ку пить, издать, берут только “остроту”. О художественном уровне у них даже мысли не возникает. Режиссеры должны научиться читать. Есть среди них такие, кто вообще ничего, кроме газет, не читает. Когда режиссеры по любят художественную прозу, с ними можно будет говорить. Но они не любят ее, вот ведь что. А глядя на своих лидеров, не счита ют дурным тоном быть невежественными и актеры. Читают в театре завлиты. Но вы бы видели лицо завлита, читающего пьесу! Это маска человека, пытаемого чтением. По моему глубокому убеждению, качество текста в пьесе должно превосходить качество прозы и приближаться к лучшим об разцам поэзии. Потому что в прозе могут быть необязательные страницы, необходимые прозаику для разгона, для отдыха, для щёгольства в конце концов, тогда как драматургия требует не медленного действия, максимальной плотности письма, многофункциональности каждой фразы и одновременно - свободы и легкости изложения. Современная же драматургия, за редчайшим исключени ем, страдает грубым конструктивизмом, типажностью, плохим ли тературным вкусом, если не сказать больше. У нас доминирует пьеса-фельетон, где действующие лица сообща тащат одно бревно. Что остается зрителю? Естественно, он требует развлечения там, где его не в состоянии увлечь. Режиссер (я говорю о лучших из них) находится с жизнью в состоянии постоянной войны. Он борется за право работать. Если он уцелеет в этой борьбе, наступает её новая фаза - борьба за название. Он хочет делать одно, ему (часто назло) дают другое. Допустим, что ему повезло и он получил желаемое. Начинается борьба с актерами, которые сидят в вольных позах и требуют, чтобы их зажгли. Зажечь можно все, даже сырое и негорючее. Но даже здесь не кончается борьба. Неумела постановочная часть, ленивы и нелюбопытны осветитель, радист, рабочий сцены. До пустим, и это пройдено. Возникает последний и самый страшный враг - зритель. Он не привык к хорошей работе на сцене. Он в недоумении. Вялые хлопки. Ползала, четверть зала... Если в этот момент не обеспечить триумфальных гастролей в Москве, в Мюнхене, на Бродвее, - поражение неизбежно. Что такое спектакль? Это единственная в своем роде попытка коллективного твор чества, живая репетиция счастья в раю. Это утопический комму низм, воплощенный научно. Он нужен людям для того, чтобы убеж дать их снова и снова во всеобщей гармонии. У нас значение спектакля низведено до солирования ре жиссера, актера, до постановки “проблемы”, до кича. Между тем замечательный спектакль заметно отражается на судьбе города. Происходит кристаллизация собравшихся, рожда ется их общее дыхание. Возникает структура, называемая общест вом. Театр способен оживить общественную активность более чем публицисты с их цифрами и выводами. Броуновское движение моле кул металла выстраивает магнит. Сегодня мы открываем в «Невском альманахе» драматургическую рубрику «КУЛИСА». Помнится, в советское время пьесы печатали два журнала – «Новый мир» и «Нева». Печатали нерегулярно, больше по знакомству. Государство, если оно озабочено сохранением абсолютной власти, неохотно позволяет отдельным личностям высказывать свои суждения. Даже в художественной форме. Но государство, если оно озабочено своей судьбой, обязано выслушивать суждения отдельных личностей. Тем более в художественной форме. Не было времени в истории нашей Родины более противоречивого, чем нынешнее. С голоду никто не мрет – умирают от отчаяния. Впервые народ растаскивают поодиночке. И если мы терпеливо, кирпичик к кирпичику, не начнем строительство своего духа, мы сами не заметим, как растворимся. Мы, драматурги Петербурга, начинаем борьбу за возвращение театра Родине. За возвращение на сцену русских современных пьес. За возвращение из небытия достойных пьес ушедших драматургов. Мы открыли петербургский театр Драматурга. Мы найдем залы, где станем показывать спектакли. Мы найдем репетиционные помещения. Нас ждут десятки актеров петербургских театров. Скоро вы услышите о ПТД – Петербургском театре Драматурга. А там, может быть, услышат и городские власти. Ведь профессия драматурга существует более 2500 лет. Они должны были изучать это в школе.
Александр ОБРАЗЦОВ, председатель секции драматургии СПб отделения Союза писателей России
|