|
Я – ДРАМАТУРГ
Я ношу фамилию отчима. Вернувшийся с войны двадцатипятилетний капитан Николай Николаевич Разумовский женился на моей матери, когда мне было всего четыре месяца, и никто на протяжении всей нашей совместной жизни, включая его мать (мою бабушку), не знал, что я не его дочь. Такие были тогда капитаны. По гражданской профессии он был учитель начальных классов, но учительствовал после войны в Белоруссии, откуда был родом, недолго; его снова призвали в армию. Вторично отца демобилизовали в хрущевское сокращение армии в 59 году, не дав дослужить совсем немного до положенной выслуги лет с соответствующей приличной пенсией. Оставшись ни с чем, отец, как и всякий русский человек, стал выпивать немножко больше положенного, что на мне вовсе никак не отражалось, хотя мы и жили в одной комнате вчетвером в двухэтажном деревянном бараке (с бабушкой – его мамой за печкой). Но один эпизод жалкого его (моего?) положения я помню очень хорошо. Мне было лет 11 или 12. Наш школьный оркестр (я тогда играла на аккордеоне) пригласили выступить на каком-то смотре художественной самодеятельности в городе, в ЦПКиО. Для нас, «деревенских», это было событие. Всем детям родители давали деньги на развлечения – качели-карусели-мороженое, и всем почему-то по двадцать пять рублей (это было ещё до хрущевской реформы). Я тоже подошла к отцу, он был за сараями в огороде, и попросила денег. Он долго-долго рылся в карманах и наконец наскреб одиннадцать рублей мелочью. Это был шок. Впервые в жизни я почувствовала унижение, ущербность, стыд (за него? за себя?). И когда беззаботные сверстники возбужденно спрашивали друг у друга в автобусе: - Тебе сколько дали? – Мне двадцать пять, а тебе? – Мне тоже двадцать пять! – А тебе? – обратились ко мне без задней мысли девчонки. – Двадцать пять, - ответила я, зажимая в кармане монеты, чтоб не звенели. К слову сказать, мне хватило и этих одиннадцати! Но вот социальное неравенство, оказывается, в детстве ощущается острее всего. Позже – как ни странно - нет. И вся моя дальнейшая нищая - до сорока лет - жизнь не приносила мне такого рода огорчений, как в тот далекий солнечный летний день… В конце концов отец устроился в воинскую часть завскладом. Ничего хуже – с его склонностью выпить и отдать последнюю рубашку первому встречному – нельзя было и придумать. Через некоторое время обнаружилась огромная по тому времени растрата, которую он сколько мог скрывал от матери. Но разве такое скроешь?.. Что ему грозило? Тюрьма? Ежемесячная выплата? Из чего? Из жалкой военной пенсии? А на что жить?.. Мой отец умел все: он делал мебель, писал маслом картины, сочинял стихи, разводил кроликов, сажал огород, выпиливал лобзиком, вышивал гладью и крестом, строил, воевал, выпивал, служил, учил, любил, был ли когда-нибудь счастлив?.. Не знаю… Выход нашёлся сам собой. Он внезапно заболел и через несколько месяцев умер от рака. Ему было всего сорок лет. А с моим настоящим (армянским) отцом я познакомилась, когда у меня уже у самой была дочь. А с его детьми – сводными, стало быть, братом и сестрой и совсем недавно. Мои обретенные родственники кое-что рассказали мне об отце. Это был добрый, мягкий, скромный, деликатный, с врожденной интеллигентностью человек, никогда ни на кого не повышавший голоса, вызывавший у всех исключительное уважение и любовь. Но больше всего мне понравился рассказ об основателе нашего рода (Рамазянов) – неким пришлым в начале XIX века в Армению человеком по фамилии Игонян, он-де был ученый и даже, что меня совершенно сразило, – диакон! Ну, слава тебе Господи, хоть один молитвенник в роду, если это так. Мама родилась на Урале, в удмуртской деревне под Ижевском в большой зажиточной крестьянской семье. Жили хорошо: огромный двухэтажный деревянный дом, лисьи шубы, лошади-коровы, земля, нанимаемые на лето работники… Разумеется, раскулачили, но в Сибирь не погнали, никого не расстреляли, так, порушили только жизнь, разорили – ну и на том спасибо. В начале войны все выжившие дети, включая мою семнадцатилетнюю тогда мать, ушли на фронт, и из всего многочисленного, многодетного семейства в живых осталась только она одна … Сколько я себя помню, я всегда хотела быть актрисой. В детстве я прославила своих родителей, как говорят, замечательным исполнением «Мухи-Цокотухи». В поселке так и говорили: «Вон мама Мухи-Цокотухи пошла». В старших классах я играла в народной театральной студии, изучала труды Станиславского, обожала Гамлета-Мочалова в описаниях Белинского, Щепкина и Ермолову и готовила сама с собой трагические роли Марии Стюарт, Настасьи Филипповны и Катерины. Ни раньше, ни потом я не страдала тщеславием, театр для меня был святилище, которому я готовила себя в качестве жертвоприношения. Но вот что странно сознавая всеми фибрами своей души, что предназначена для театра, что не могу быть никем, только актрисой, - каким-то непостижимым, таинственным образом я уже заранее знала, что никогда актрисой мне не быть. Знала я кое-что о себе и другое, что тоже впоследствии и подтвердилось… Но вот чего уж я точно не знала, так это то, что когда-нибудь начну писать пьесы и стану драматургом. Я поступала на актерский пять лет, пока можно было поступать по возрасту, и даже после, когда уже училась (с горя) на театроведческом. Летом я ездила на московские театральные биржи в надежде, что кто-нибудь меня заметит, оценит и тогда… Я уезжала в в провинцию, предполагая устроиться в театр без образования и как-то перехитрить судьбу… Уже будучи успешной студенткой, я поступила в университетскую театральную студию, где за год переиграла в отрывках все взлелеянные в мечтах любимые классические женские роли, но на этом все и закончилось… И только последняя моя попытка сыграть на казалась, можно сказать, удачной. Это была роль Медеи в собственной пьесе, написанной по мотивам мифа. Скажу скромно: есть свидетели, готовые подтвердить, что я имела некоторые основания считать себя актрисой… После окончания института, не имея жилья, денег, работы, мужа, с маленькой дочкой на руках, я сочинила свою первую пьесу, не знаю, почему… вероятно, «с горя». Отнесла под псевдонимом в театр им. Ленинского Комсомола и… надолго затаилась. Но когда приятельница, позвонив, наконец, по моей просьбе в театр (сама я стеснялась), спросила про пьесу и ей сказали: да где же этот замечательный автор? Автора! Автора! - автор, то есть я, впервые вышел на свет Божий и появился в театре, с тех пор в нем благополучно и пребывая. В 2004 году я выпустила двухтомник своих пьес. И никогда бы я не подумала, что среди многих моих очень даже неплохих пьес именно «Дорогая Елена Сергеевна» (1980 г.) – не лучшая - станет «бестселлером» и, как говорится, моей «визитной карточкой». Судьба этой пьесы уникальна и, как бы там ни было, даже мне приходится с этим считаться, поэтому я уделю ей некоторое внимание. «Дорогая Елена», «Пани профессорка», «Дорогая учительница», «Дорогая мисс Елена», «Ключ», «Ночные игры», «Ночные карлики», «Наши дорогие детишки» и т. д. Вот уже 25 лет под разными названиями пьеса «Дорогая Елена Сергеевна» не сходит со сцен разных театров мира. Сценическая география её обширна.
Продолжение читайте в журнале...
Кадр из кинофильма Эльдара Рязанова “Дорогая Елена Сергеевна”
Людмила РАЗУМОВСКАЯ
|