|
СЛУШАЮ РУСЬКритические заметки на подборку стихов А.Темникова в «Невском альманахе» №6(37) 2007 г.
Александр ТЕМНИКОВ
Александр Темников родился на Урале, в деревне Николаевка Бирского района. По профессии - учитель. В Ленинграде проживает с 1972 года. Стихи и прозу пишет с юности. Имеет поэтические сборники и публикации в различных журналах. Член Союза писателей. Окончил Высшие литературные курсы.
Прочитанные стихи не оставили меня и, возьмусь предположить, многих читателей равнодушными. Желание поближе познакомиться с творчеством автора заставило прочесть другие его работы и поделиться некоторыми мыслями. Стихи Александра Темникова написаны в традициях национальной народной поэзии А. В. Кольцова и Н. М. Рубцова. Шестым чувством поэта можно назвать «чувство Родины». Это ощущение себя в истории своей страны, неразрывного единения с ней, направленного любящего внимания к большой и малой Родине: «Во все глаза рассматриваю Русь», «…проснусь я и слушаю Русь». Родина воспринимается поэтом в единстве её вертикальных связей (– деды («родные старики») – отцы –дети – внуки – ). Это связи преемственности поколений, где герой – связующее звено, не случайно возникает образ моста: «Я мост меж теми, кто ушли. И кто придут потом». Отсюда интерес к своим корням и истокам. Отсюда же – осознание своего призвания, ремесла, а мастерством автор несомненно владеет. Русь для А.Темникова – это не только просёлочные дороги, но и петербургские каналы, не только сельские избы, но и Троицкий собор. Поэтическая картина мира А.Темникова объединяет микро- и макрокосмос: семью - дом – природу – вселенную. Это единство рождает выразительные метафоры и сравнения: «И шептались в июле колосья, Как в избе перед сном сыновья». «Ойкнет звезда, обессилев висеть, строчкою вспыхнет и канет за лесом». В стремлении объять весь мир и все эпохи поэт иногда доходит до позволенной крайности: смешиваются два разнородных лексических ряда, как, например, в двух стихотворениях-песнях («На три века» и «Не хочу уходить»). Здесь старославянская духовная лексика (Мекка, рай, ладья, врата) соседствует с новейшей иноязычной терминологией (трек, цейтнот). Возникающее переплетение слов скорее не столько нарушает целостность читательского восприятия, сколько показывает поиск автором своего отличительного выбранного «темниковского» почерка. Некоторые разнородные сравнения читателю трудно до-оформить в единый образ («Человек похож на электрон …» - а в следующей строфе: «Он готов стоять, как монумент»), но такая разновели-кость сравнений делает образ сам по себе более объемным и современным. А вот возвышающая поэтическая метафора «слова…болят и лечат раны» несколько снижается бытовым сравнением, данным в этой же строфе: «капают, как краны», правда, не выпадая из общего стиля автора. Иногда встречаются непрозрачные фразы, призванные сохранить ритм и метр. В них усилием автора и несомненным владением ремесла ритмика не нарушается, но понимание смысла при этом не всегда лежит на поверхности красивого образа («Невский экспресс»). Высказанное скорее касается устного редактирования и не позволяет усомниться в общей высокой оценке работы. Многие стихотворения очень удачны и хороши своей изобразительностью, живой интонацией и энергией («Автовесна», «Конец лета», «Выше нашей колокольни…», «Слушаю Русь» и др.). Надо заметить, что автору удаётся писать на любую тему – злободневную и вечную, городскую и деревенскую и всегда по-своему. Искренние строки из простых и глубоких слов располагают искать смысл жизни и одновременно наслаждаться поэзией. Надеюсь, что новые работы не меньше порадуют меня и многочисленных читателей «Невского альманаха» Ю . Малкова, кандидат филологических наук Санкт-Петербург
( вернуться к содержанию номера )
|