|
28 августа 2004 года исполняется 300 лет городу Новая Ладога
Город Новая Ладога - один из исторических городов Российской Федерации, т.е. город, имеющий архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, являющиеся памятниками национальной культуры (включён постановлением Коллегии Министерства культуры РСФСР №№12 от 19.02.90, Коллегии Госстроя РСФСР №№3 от 28.02.90. и Президиума Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры №№12 (162) от 16.02.90, приложение).
Самое раннее упоминание о Новой Ладоге относится к 1704 году. Своим возникновением город обязан Петру I, окружившему бастионами земляной крепости постройки древнего Николо-Медведского монастыря XYI-XYII вв. Первыми обитателями нового города стали жители древнего русского города Ладога, расположенного на 12 км выше по течению р. Волхов, а также тихвинцы, переселённые на новое место по распоряжению царя. Вполне закономерно, что юный город в устье Волхова начал свое экономическое развитие с cудостро- ительной верфи - одной из первых в бассейне Ладожского озера. Со стапелей новоладожской верфи в первой четверти XYIII столетия сошли более 160 судов. Таким образом, очевидны черты сходства в ранней истории Санкт-Петербурга и Новой Ладоги: основатель, мотивы и время возникновения, способ заселения, первые возводимые сооружения(крепость и верфь). Градообразующими и формирующими образ жизни города стали ладожские обводные каналы (Старо-Ладожский 1718-1731 гг. и Новоладожский 1861-1866 гг.). Каналы - выдающиеся памятники инженерной мысли, артерии, которые в течение двух столетий бесперебойно обеспечивали Петербург всем необходимым: строительным и дровяным лесом, продовольствием. В течение всего XYIII столетия Старо-Ладожский канал оставался непревзойдённым в гидротехническом отношении среди всех европейских каналов. После Санкт-Петербурга и Кронштадта строительство Ладожского канала было третьим по масштабу строительным мероприятием петровской эпохи. Город, возникший на удобном месте пересечения торговых путей, развивался как город с ярко выраженным купеческим сословным элементом, который отчётливо прослеживается в архитектурной среде и сейчас. Гостиный Двор, Базарная площадь, дом Белышева, здание Городской Думы - эти здания, составляющие ансамбль гражданской архитектуры города, напоминают об “уездной странице” биографии города - центра Новоладожского уезда, третьего по площади и одного из самых экономически развитых (Новоладожская Успенская ярмарка - самая крупная ярмарка в Санкт-Петербургской губернии). До сегодняшнего дня центральную улицу города украшают купеческие двухэтажные дома и здания общественного назначения. Таким образом, историческая часть города - это срез жизни уездного центра XIX столетия. В современной городской среде отчётливо представлен компонент мемориальности. Эта линия связана с историческими событиями 1764-1768 гг., когда молодой город принял на постой почти двухтысячный Суздальский пехотный полк под командованием 34-летнего полковника А.В. Суворова. Некоторые объекты бывшего суворовского городка утрачены, другие продолжают служить ладожанам и при соответствующей реставрации могут быть достойными экскурсионными объектами. 1941-1944 гг. составили ещё одну историческую страницу в жизни города. Новая Ладога стала одним из звеньев “Дороги жизни, приняла и разместила Ладожскую флотилию: её личный состав, штаб, службы. Не так уж много на карте Ленинградской области городов и городков, где так запечатлелась и сохранилась историческая память, счастливо соединившись с уникальной архитектурой и природной средой. |