2 (21) 2005
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

Олег КОРОТЦЕВ: Знамя Победы над рейхстагом

 

Олег КОРОТЦЕВ

 

Знамя Победы над рейхстагом

 

16 апреля 1945 года началась Берлинская операция – крупнейшая стратегическая наступательная операция Второй мировой войны – завершающий удар по фашистской Германии.

На центральном направлении к логову Гитлера пробивал дорогу 1-й Белорусский фронт под командованием маршала Г. К. Жукова. 1-й Украинский во главе с маршалом И. С. Коневым опоясывал Берлин с юга. 2-й Белорусский фронт маршала К. К. Рокоссовского наступал на севере – прикрывал правый фланг войск Жукова.

Ответственным за оборону Берлина был назначен Геббельс. Он обратился к берлинцам с заверением: «Будьте спокойны, фюрер знает, что делает, фюрер готовит новое, доселе неизвестное оружие, которое решит исход войны против русских. Это произойдет 20 апреля, в день рождения фюрера...»

Берлинцы ждали 20 апреля... А в этот день артиллеристы 3-й ударной армии (1-го Белорусского фронта) дали первые залпы по центру Берлина. «На тебе, фашист проклятый! – приговаривали они. – Получай подарочек ко дню рождения своего фюрера!»

25 апреля километрах в двадцати западнее Берлина произошло соединение 4-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта с войсками 1-го Белорусского фронта. Берлинская группировка гитлеровцев общей численностью более 400 тысяч человек оказалась в полной изоляции от остальной Германии.

...Бои в Берлине шли с нарастающим ожесточением. Немецкое командование разработало тактику уличных боёв: берлинцам предписывалось не вступать в открытую борьбу, а нападать из засад... Наши войска рвались вперёд и несли большие потери. Кровопролитные бои велись за каждый квартал, за каждый дом, за каждый этаж. Приходилось продвигаться не по городу, а сквозь него – напролом, пробивая стены зданий.

Одним из главных узлов сопротивления было здание министерства внутренних дел, или «дом Гиммлера». В нём засели матёрые эсэсовские главари, которые должны были понести суровую ответственность за преступления фашистов. Эсэсовцы знали – пощады не будет! И сражались они до последнего патрона. Лишь к четырём часам утра 30 апреля «дом Гиммлера» был полностью очищен от гитлеровцев. Наши бойцы уже выходили на Кёнигсплац – Королевскую площадь. В глубине её виднелось трёхэтажное серое здание рейхстага – немецкого парламента. И батальоны развёртывались на исходные рубежи – готовились к последней атаке...

А в это же самое время в глубоком подземелье имперской канцелярии проводилась свадебная церемония... Вокруг горел огромный город, рушились дома, гибли люди, а в своём убежище-бункере Гитлер венчался с Евой Браун. В гостях у «новобрачных» были Геббельс с женой Магдой, Борман, две секретарши Гитлера и ещё несколько приближённых... Но вернёмся на Кёнигсплац, где готовилась атака рейхстага.

Взятие рейхстага - художник В.Г.Старов

Задача по овладению рейхстагом была возложена на 79-й стрелковый корпус генерала Семена Никифоровича Перевёрткина (3-я ударная армия). Главный удар должна была нанести 150-я стрелковая дивизия генерала Василия Митрофановича Шатилова. Её поддерживала 23-я танковая бригада. Вспомогательный удар совершала 171-я стрелковая дивизия полковника А. И. Негоды.

Ещё когда 3-я ударная ворвалась в пределы Большого Берлина, Военный совет армии учредил девять знамён для всех своих девяти дивизий. Ведь какой-то из них придётся брать рейхстаг и водружать над ним знамя...

Знамя под номером 5 (цифра стояла на древке знамени) было вручено командующему 150-й дивизии генерал-майору Шатилову. И вот воины этой дивизии нацелились на рейхстаг... Рассказывает разведчик 756-го полка Мелитон Кантария: «...Подбегает к нам ординарец командира полка и что есть мочи кричит:

– Кантария и Егорова к командиру полка!

Как мы были в грязных сапогах и насквозь прокопчённых телогрейках, так и явились в штаб.

Полковник (Зинченко. – О. К.), оглядев нас внимательным взглядом, шагнул навстречу и спросил:

– Давно вместе воюете?

– От самой Вислы, товарищ полковник!

– Вот что, хлопцы. Поручаю вам ответственное задание, о котором может мечтать каждый советский солдат. Прорвётесь в рейхстаг и поставите вот это знамя на его куполе. Ясна задача?

– Ясна, товарищ полковник.

– Выполняйте, желаю успеха!

С этими словами он протянул нам завёрнутое в чехол знамя. Потом обнял, пожал нам руки. Мы козырнули и вышли из комнаты...

Какое-то мгновение мы оторопело смотрели друг на друга. До сознания не сразу дошло, что это нам, именно нам доверяют водрузить знамя... над рейхстагом!»

На самом же деле знамён для водружения было подготовлено не девять, а много больше. Они вручались и штурмовым группам добровольцев. Каждая из них стремилась установить знамя первой.

Одна из таких групп в составе 25 человек была сформирована во главе с капитаном 79-го стрелкового корпуса Владимиром Николаевичем Маковым. В неё вошли представители самых разных родов войск.

В час дня ударили гвардейские миномёты. Это был сигнал для начала всеобщей артиллерийской подготовки. Мгновенно всё потонуло в кромешном аду. А когда огонь по рейхстагу был прекращён, в противоположном конце площади раздалось могучее «ура!» и батальоны ринулись в атаку.

(продолжение читайте в журнале)

 

( вернуться к содержанию номера )