2 (27) 2006
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

Марина ГУСТОВА: Чтоб не распалась связь времён.

 

Марина ГУСТОВА,

Пресс-секретарь Псковского областного
собрания депутатов

 

Чтоб не распалась связь времён.

 

В Кимовском районе Тульской области, на месте исторического Куликова поля, в минувшем году проходили большие всенародные торжества в честь 625-летия знаменитой битвы.

Побывала там и делегация общественности Псковской области. Древняя Псковская земля, всегда бывшая северо-западным форпостом Руси, свято хранит славу русского воинства от Александра Невского, его битвы на Чудском озере в 1242 году, до имен 84х псковских десантников 6-й роты 76-й воздушно-десантной дивизии, погибших в неравном бою в ущелье Улус-Керта 1 марта 2000 года. Поэтому псковичи посчитали своим патриотическим долгом совершить поездку по местам ратных подвигов земляков во имя священной заповеди: “Чтоб не распалась связь времён”.

Тому, кто знает и любит русскую историю, известен факт: в великих исторических сражениях – Куликовской битве и на Бородинском поле – активное участие принимали псковичи. Зная это, представители общественных организаций области и в частности Геннадий Семенков, общественный деятель города Пскова, входящий в комитет по увековечению памяти 6-й роты псковских десантников, обратились к депутатам областного Собрания Геннадию Подзноеву, Владимиру Меньшикову и Владимиру Яникову с предложением: накануне 625-летия Куликовской битвы отправиться по местам сражений псковичей. Идея показалась депутатам интересной и выполнимой. Решили и сделали. Но путь начали в Гдовском районе, в Кобыльем Городище, на месте Ледового побоища. В гильзы от боевых снарядов взяли родной земли, и 5 сентября делегация из 24 человек отправилась в путь. В нее вошли депутаты областного Собрания и Псковской городской Думы, представители Псковского Морского собрания, комитета по увековечению памяти 6-й роты, областного поискового объединения “След Пантеры”, псковской военно-мемориальной компании, военные 76-й воздушно-десантной дивизии и пограничных войск, отец Олег Тэор – настоятель Псковского воинского храма имени Александра Невского, директора школ города Великие Луки, представитель от патриотической общественности Гдовского района писатель Сергей Каширин и журналисты.

По традиции, выезжая из Пскова, возложили цветы к памятнику 6-й роте и взяли курс на Тулу.

 

Немного истории

 

От Пскова до Куликова поля 1300 километров. На автобусе это свыше 17 часов пути. 625 лет назад псковская дружина, спешащая на зов московского князя Дмитрия, прошла этот путь пешком за 50 дней. Беззаботно трясясь в автобусе, мы невольно думали о том, как наши предки нередко по бездорожью шли к далёким Дону и Непрядве, чтобы защитить земли русские и освободить народ от монголо-татарского ига.

Русская история оценивает Куликовскую битву как важнейшую победу объединённых сил русских княжеств на пути к освобождению от татаро-монгольского ига, которое давило Русь 240 лет, с XIII по XV век. Как начало объединения раздробленной Руси вокруг Великого княжества Московского. Битва была тяжёлой и кровопролитной. Из почти 190-тысячного войска князя Дмитрия половина осталась на Куликовом поле навсегда. Вчетверо больше было погибших в войске Мамая.

Талант воина и стратега князя Дмитрия, его личный пример, когда князь, надев платье простого воина, сражался в первых рядах, сожжённые мосты через Дон, где накануне битвы переправлялись русские полки, и таким образом невозможность отступления, личное обращение князя к каждому полку в день битвы с просьбой стоять за землю русскую, – всё имело значение в одержанной русскими победе. Четыре часа длилась сама битва, восемь дней русские хоронили своих мёртвых. За эту победу великий московский князь Дмитрий был прозван Донским.

Не все княжества в тот переломный момент русской истории поддержали Дмитрия, но псковичи вышли на бой – для нас это главное.

Наш путь на Куликово поле лежал через Тверскую и Московскую области. И через Бородино, куда мы приехали к вечеру.

 

Бородино

 

Величественный чёрный с золотом монумент в деревне Бородино, созданный в 1839 году архитектором Адамини, разрушенный в советское время и восстановленный в 1987 году, виден задолго до подъезда к нему. Ухоженная асфальтовая дорога, мягко поворачивая от одной возвышенности к другой, вела нас среди золотисто-зелёных в лучах заходящего солнца полей Бородина. Бескрайние русские просторы как бы вознесли монумент на самую свою вершину и оставили для удивления странников. В 1812 году на этом холме располагалась батарея Раевского, названная французами “редутом смерти”, потому что сюда и на Багратионовы флеши 26 августа 1812 года Наполеон направлял главный удар своих войск…

Позже, находясь в опале, французский император признал, что из 50 сражений, им данных, “в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми”. Правда, цену обе стороны заплатили высокую: на поле брани убитыми и ранеными остались 50 тысяч французов и 44 тысячи русских. Сегодня монумент примиряет всех – на его гранях цифры погибших с обеих сторон, слова памяти и примирения. Рядом с монументом могила князя Петра Багратиона, смертельно раненного в Бородине и умершего на 47-м году жизни.

По свидетельствам очевидцев, месяцы спустя после битвы поле оставалось “кладбищем без гробов”. Тела погибших лежали под открытым небом, и их некому было убрать. Родственники искали среди них своих, ужасаясь беспощадности боя. Одной из них была вдова генерал-майора Александра Тучкова Маргарита. Жуткую картину смерти увидела она на батарее Раевского и Семёновских высотах. Не могла она знать, что в груде тел лежит и её горячо любимый супруг. Маргарита Михайловна, не находящая утешения, не смогла оторваться от этих мест. Её трудами на пожертвования, собранные по всей России, на поле брани на тех самых Семёновских высотах был основан Спасо-Бородинский женский монастырь. По сей день здесь поминают всех воинов, сложивших свои головы за Отечество и в те далёкие годы и в наше время.

Об этом нам говорила нынешняя настоятельница монастыря игуменья Рахиль, получившая имя в честь легендарной преподобной Рахили, жившей в монастыре до его закрытия в 1928 году. В светлой тёплой трапезной монастыря, где со стен на нас смотрели портреты основательницы монастыря Маргариты Тучковой, после пострига игуменьи Марии, её погибшего мужа Александра и умершего в отрочестве сына Николая, руководитель делегации Геннадий Подзноев передал на вечное хранение гильзы с псковской землей, напомнив: на Бородинском поле храбро сражался и Псковский полк. На это матушка Рахиль, молодая красивая женщина, ответила, что преподобная, чьим именем она названа, видела перед смертью сон: все воины стояли перед ней в белых одеждах. По христианским понятиям сон означал, что все воины отмолены и прощены Всевышним. «И вам, псковичам, есть теперь заступники в царстве небесном», – сказала игуменья. Монахинь, которые помогали в трапезной, таких же молодых и красивых, как настоятельница, очень порадовало, что в нашей делегации находится и отец Олег Тэор, о котором они слышали много добрых отзывов. Отец Олег пообщался с настоятельницей и благословил её, она ответила ему поклоном до земли.

Мы вышли из трапезной затемно. Величественный Владимирский собор, главный храм монастыря, подсвеченный снизу, громадой вздымался в чёрно-холодное звёздное небо. Было очень тихо и торжественно. Спали Багратионовы флеши и многочисленные памятники, разбросанные по Бородинским полям, – армиям, родам войск, полкам. На этой земле вершилась судьба России. Мы поняли это, почувствовали.

Около двух ночи мы были в Туле. Нас радушно встретили и разместили в 51-м полку Тульской воздушно-десантной дивизии, в котором в свое время служил участник нашей экспедиции генерал Юрий Соседов.

 

Тула

 

Тула – большой красивый российский город. Здесь по-прежнему делают лучшее русское оружие, тульские самовары и печатные тульские пряники, разнообразием которых изобилуют магазины и лавки вдоль дорог.

У Дома правительства нас уже ждали. Большой букет руководителю делегации Геннадию Подзноеву, и вот мы в зале Тульской областной Думы. Нас встречают заместитель главы Администрации Тульской области Анатолий Артемьев, вице-спикер Думы Игорь Зотов, депутат, председатель комитета по законодательству Сергей Кондратенко. Тут же работают несколько камер студий телевидения. Геннадий Подзноев говорит, что для нашего народа неразрывна историческая связь между Ледовым побоищем, Куликовской битвой, Бородино и неравным последним боем 6-й роты псковских десантников в Чечне. Ведь в этих смертельных ратных испытаниях наши бесстрашные воины, не щадя жизни, сражались за свою страну и ее независимость.

Депутат Псковского областного Собрания Владимир Меньшиков добавляет, что у псковичей есть намерение придать месту Ледового побоища на Чудском озере федеральный статус поля ратной славы, чтобы оно стало военно-историческим музеем России наряду с Куликовым полем, Бородино и Прохоровкой. Геннадий Подзноев передаёт тулякам гильзу с землей, дарит книгу псковского журналиста Олега Дементьева о 6-й роте. Владимир Яников, депутат Псковского областного Собрания, председатель комитета по увековечению памяти 6-й роты, передаёт плакат с фотографиями погибших десантников. Среди них, и это отмечают уже сами туляки, выпускник тульского военного училища гвардии лейтенант Александр Рязанцев.

По всему видно, что у туляков псковская делегация вызывает явную симпатию. Они говорят о том, что нас многое роднит. У нас – Пушкин, у них – Толстой, у нас – Ледовое побоище, у них – Куликово поле, и у нас, и у них стоят десантные дивизии. Вице-губернатор Тульской области Анатолий Артемьев говорит, что, если Псков прародитель российской государственности, то Тула – российской промышленности. Рост промышленного производства в среднем у них составляет 12%. Сейчас они развивают металлообработку, оборонный комплекс, возрождают шахты, ведь Тула – шахтёрский край. Оружие поставляют за границу на миллионы долларов.

 

На поле Куликовом

 

От Тулы до Кимовского района, где находится Куликово поле, 180 километров. Тульский депутат Сергей Кондратенко сопровождал нас и в автобусе блистал знанием экономической ситуации в своей области, выказывая явное неравнодушие, заинтересованность в происходящем. Но картина за окном и без того завораживала. Стоял погожий, тёплый, залитый солнцем день. Сначала то вблизи, то вдали медленно проплывали терриконы угольных шахт, мелькали трубы и вывески работающих предприятий. Постепенно промышленный пейзаж уступил место сельскохозяйственному, и мы почти замерли, увидев давно забытые картины. Вот поле, где только что убрали ячмень. Золотисто-медная солома, отливая на солнце, ровным тёплым покровом убрала землю. С другой стороны дороги огромное поле поднято под зябь. Далеко на горизонте работают тракторы, навстречу идут комбайны, тракторы с сеялками, боронами. Постепенно вдоль дороги перестают встречаться жилые и производственные постройки. И только поля, бескрайние, ухоженные, благодатные в лучах сентябрьского солнца, ведут нас к тому овеянному легендарной славой пространству с именем Куликово поле, ради посещения которого мы проделали столь долгий путь.

Как наиболее выгодное для сражения Дмитрий Донской выбрал именно это поле среди множества других, простирающихся то выше, то ниже на бескрайних просторах центрального Черноземья. Позади защитой и преградой для отступления остался Дон, с фланга прикрывает Зелёная дубрава – там разместится засадный полк. А здесь по полю, получившему имя от ближайшего населённого пункта деревни Куликовка, и развернутся основные события. Сторожевой полк, большой, полк правой руки, левой руки. Мамай со своей ставкой расположился на Красном холме. Битва была нещадной. Несмотря на стратегически выигрышную позицию русских, они, казалось, проигрывали. Татары, окружая, полумесяцем теснили их. Успех боя решил засадный полк под командованием князя Владимира Андреевича и Дмитрия Боброк-Волынского. Русские преследовали татар ещё 50 километров до реки Меча, и “бежащих татар безчисленное множество избиено бысть”.

Сегодня Куликово поле – мемориальный комплекс, где главное – бескрайние степные просторы, в самой середине которых и находится поле брани. Необозримое пространство как бы венчает памятник-обелиск в честь победы войск Дмитрия Донского на Красном холме, который воздвигнут в 1850 году архитектором Александром Брюлловым, братом знаменитого художника Карла Брюллова. Многометровый, чёрный с золотым куполом в виде монаршего венца, он очень похож на памятник, воздвигнутый на другом поле ратной славы России – Бородино. В 1913 -1918 годах недалеко от куликовского столпа архитектором Александром Щусевым был возведён храм-памятник преподобного Сергия Радонежского. Московский князь Дмитрий Иванович перед великим походом на татар пришёл к преподобному игумену Свято-Троицкого монастыря Сергию Радонежскому за благословением. Преподобный, названный позднее “величайшим образом русской святости, наставником многих, одним из великих строителей русского национального единства”, благословил Дмитрия, сказав: “иди на безбожников смело, без колебания, и победишь”. Как символ своего присутствия на поле брани, Сергий Радонежский дал Дмитрию двух иноков, знавших в миру военное дело, и первого – Александра Пересвета, того самого, кто перед началом битвы перед противостоящими армиями сразился с печенегом Челубеем. Воины, вложив всю силу ненависти и желания победы, одним ударом намертво сразили друг друга.

В нескольких километрах от храма Сергия Радонежского находится ещё одна экспозиция мемориального комплекса – село Монастырщина. По преданию, именно здесь находился древний погост, куда в течение восьми дней после сражения русские свозили своих убитых. Их хоронили по правому берегу Непрядвы и здесь же на месте захоронения построили деревянную дубовую церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, так как день победы был 8 сентября. Возможно, предтечей предания были строки “Сказания о Мамаевом побоище”: “И князь великий стоял на костях человеческих три дня и три ночи, разбирал тела христиан и похоронил их с честью… Для погребения… воинов велел копать великие ямы на высоком месте, и всех ям выкопал 300 000”.

 

( продолжение читайте в журнале )

( вернуться к содержанию номера )