|
Алексей ФИЛИМОНОВ
ПЯТИСТЕНОК СТИХОВЗОЯ БОБКОВА.ВАЛЬС-ВОСПОМИНАНИЕ.Книга стихов из пяти частей.
Я город на Неве люблю. И... нелюблю... Я воздух исступленно ртом ловлю...
Вот так признается поэт и прозаик Зоя Бобкова в первых строках книги. Собственно, город на Неве-не просто место и время, но и нечто, не укладывающееся в понятия линейного развития материи. Это - город-принцип, город-мираж, город-сквозняк, когда-то притянувший к себе земли Ингер-манландии - и Гатчину, где сегодня живет поэт Зоя Бобкова. Поэтому у неё двойной, отстраненный и проникающий взгляд на город-миф, город-фантом, город-скрипач, город-плач и город-палач...
Я город на Неве люблю. Пусть он такой: Дышу в полвдоха и хожу с оглядом. Он венчан утонченной красотой И стал для нас не городом, Но Градом.
Словно градом, побившим пшеницу и приведшим ко гладу, прежде всего духовному. Живые люди и тени земного Петрограда словно ощущают его "беспочвенность"- пространство высушенных болот и не отмоленных костей...
Я лишена была почвы, А такая по ней тоска, Будто жизнь прожита заочно...
Судьба поэта - судьба его книги, размещенной на виртуальных страницах. Такой же отчасти страннической и полупризрачной начиналась её жизнь -Харбин, детдом, где воспитательница подарила ей телескоп, словно увеличивающий сияющие слезы вселенной. Эту взаимосвязь всего сущего поэт передает всем сердцем, говоря о матери:
Рано она умерла, И я считала, она меня предала, Бросила на произвол стихиям. Когда мне было плохо, Было невмоготу Я костерила ее по косточкам.
Я знала, что она умерла намеренно, Когда арестовали И увезли от нее в просторы ГУЛАГа Ее драгоценного Степана Петровича, Моего отца. Больше ничего Не связывало ее с жизнью, Даже я-малютка... Поэтому она и выпала из моей памяти...
Вдруг недавно из Австралии Мне прислали фотографию. На ней вся семья Бобковых. И там даже оказалась мать.
Оттого столь настойчив поиск духовной опоры, воздуха среди несвободы духа. Пятая стена дома поэта - внутренняя незыблемая перегородка, за которой остаётся лишь подлинное - старые парки, сострадание к собаке, память о людях:
Известно мне, что мать меня крестила, Взяв Ангела-Хранителя. И он Под чистый, благостный, прозрачный звон Встал надо мной надежно, белокрыло.
А дальше, как вода, пошли года, Сиротством закаляя и калеча...
Главное, чтобы у человека были крылья, различимые не всеми, как у художника ВЛПтицына, запечатлевшего лик поэта:
Но вот январь. Василич на посту - Мольберт с холстом, палитра наготове, И снова краски для него, как внове. В обыденном он ищет красоту. Возьмет культями кисть. И все цвета, Тона, полутона и вдохновенье - Сольются в несравненное мгновенье. Соединятся гений и мечта....
Художник Птицын - из набоковского Рождествено, рядом с пушкинской Суйдой, северной родиной Ганнибалов:
ПЕЩЕРЫ В СЕЛЕ РОЖДЕСТВЕНО
Подземный мир дохнул нам в лица Остудой, тайной, непокоем. Из недр земли родни к струится.
Марсианские почвы Рождествено По-над Оредежью-рекой.
Там - таинство земли переходит в Дар художника, в лабиринты набоковской «Ады». Старый парк за домом Рукавишниковых (восстанавливаемый ААСёмочкиным), из просторных окон мансарды которого далеко видно во все стороны света, был подарен «дядей Рукой» 16-ти летнему Владимиру Набокову. Поодаль, за горой Парнас - холмом над Оредежью - бывшие земли декабриста и революционера КРылеева. И все это столь противоречивое когда-то пространство входит сегодня в духовный мирЗ.Бобковой. Радетель культуры, Зоя Степановна Бобкова ведет многолетнюю борьбу за то, чтобы наконец открылся музей в доме по Садовой 61, откуда был отправлен в ссылку М.ЮЛермонтов, написавший здесь раскаленные строки «Смерть поэта», -тем, кто, избежав суда людского, перекладывая вину на других, не уйдет от иного Суда:
Всё время виноват народ наш бедный, То выбрал не того, то - поддержал... Ему опять достались грошик медный, Предательство, кольцо змеиных жал.
Сегодня российские поэты все меньше вступают в борьбу, предпочитая противостоянию с теми или иными воплощениями зла тихую гавань и бытовую фронду. Лермонтов не стремился за премиями и подачками, не проламывал локтями бока ближнему. Поэтому он и остался для нас одним из идеалов служения отчеству и поэзии... Сложную и во многом запретную тему сегодняшних Моцарта и Сальери Зоя Боб-кова глубоко раскрывает в стихотворении о Пастернаке. Но разноликое зло мира преходяще, -
И скоро ночи белые взойдут бессонно, - так хочется верить в те мгновения, когда «Мутно небо, ночь мутна», (А.Пушкин, «Бесы».) И тогда в городе бессонных призраков оттаивают недостижимые тени, манящие своих изнанников *) и провидцев, и доныне страждущих встреч:
АЛЕКСАНДРУ БЛОКУ
Прекрасные дамы! Вы - сон и виденье поэта. Он звал вас в мечтах. Только вы растворились во тьме, А в блеске дневного, неясного, тихого света Лишь тени мелькали, в житейской змеясь кутерьме.
Конечно, не только о временах года и настроениях пишет поэт - прежде всего о таинстве Лета Господня, которого взыскуетдух:
Лето в зените, И травы раскинули плат, В воздухе тесно от звуков, Так много в нем певчих, Музыкой делится каждый И этому рад.
А осенью, распахнутая пашня, Дышала глубоко, как человек Мне близкий и понятный, и не страшно, Что скоро обожжет мне щеки снег.
Побыть на берегу леса и войти в него - кажущегося сегодня столь сиротливым и беззащитным перед наступлением варварской «цивилизации», призывающей к потреблению ценой ради новых потребностей во имя разрастающейся пустоты:
Манит лес. Наедине с природой Забываю сложность бытия.
Тишина торжественною одой Прозвучит в лесу, и сразу я Становлюсь спокойной, безмятежной, Отхожу от шумной суеты, И дышу, и думаю неспешно, И не ощущаю пустоты...
Стихи - едва ли не мнимая опора, мгновения бессмертия и гармонии, как облака над кострами на берегах Оредежи, или над озёрным замком Павла Первого:
В башне Приоратскогозамка Ступеньки в небо, в облака...
На дальнем берегу детдомовского детства Я в снах бываю. И тогда во мгле Костер горит - таинственное действо. И далеко доугольков взоле. Свет падает на зримую округу.
Этот отсвет долетает и от сегодняшних строф Зои Бобковой, где исчезает мутное и случайное во взгляде неброской для стороннего ока отеческой природы, таящей и продлевающей христианское начало:
Суйда. Воскресенское. И окрест - поля. Благость деревенская - Отчаяземля.
Ветер дунет, зыбь стремглав Пробежит по полю, Запах неизвестных трав Вырвется на волю.
Книга стихов "Вальс-воспоминание" - своего рода наследие, духовное вещество, подлинная «материя», завещанная матерью:
О, заступись за меня, Богородица, - С Богом незримая связь! Кто обо мне еще станет заботиться? Пусть я в любви родилась, Нежилась в детстве в лучах её ласковых, Но оборвался тот путь... Жизнь соблазняла советскими сказками - Ихмнеуже не вернуть.
Не обладаю, видно, знаньем Людскую суть распознавать, - признается поэт, говоря о людской неблагодарности и жестокости за жест добра и примирения. Извечная тема лермонтовского «Пророка»! Бремя изгнания из мира «злых и бескрылых» (Набоков) непреходяще в российской словесности. Может, именно из приоткрытого небесного далека можно полюбить и оправдать эту грешную и несправедливую порой землю, отпускающую своих избранников в бытиё вечной свободы, духовной музыки, завещанной Пушкиным и Набоковым:
Тьмы избежит Мой дух. И забвение, словно волна, Отхлынет. Вне времени буду вольна.
------------------------------------------------------------ *) прим. Слово изнанников - неологизм Санкт-Петербург
( вернуться к содержанию номера )
|