|
ТАТАРСТАН – САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Продолжая рубрику “Навстречу тысячелетию Казани”, редакция “Невского альманаха” откликнулась на приглашение заслуженного деятеля искусств Татарстана Рашида Гилазова принять участие в открытии первой персональной выставки Талгата Замалеева в честь предстоящего юбилея Казани. Выставка разместилась в музее-квартире И.И. Бродского, в дивном уголке Санкт-Петербурга на площади Искусств. “Весною пахнет от картин!” – зорко заметил наш главный редактор В. С. Скворцов. И не ошибся. Это чувство и ощущение переживали все собравшиеся на выставку. В большом зале уютно разместились 10 картин, посвящённых нашему городу, ставшему родным художнику из Татарстана. Здесь он учился, трудился, почувствовал кровную связь с “большой Родиной” (И.Г. Романычева) и “потребность внести свой вклад в сокровища культуры, которые создавали русские вместе с татарами” (А.А. Морозов). Застенчивый дух творчества молодого мастера удивительным образом завораживает сочным, ярким многоцветьем. Оригинальность творческой мысли художника позволяет проявить и подчеркнуть замысел наших зодчих и передать ощущение ещё большей гармонии в архитектуре города. Восхищают “Дворцовый мост” и “Троицкий мост”, заставляет задуматься “Городской пейзаж” с видом на самый яркий наш храм – Спас-на-Крови. Вспоминается первый кооперативный дом литераторов на канале Грибоедова; многолюдно и празднично выглядит “Ночной город”, и щемит сердце при взгляде на картину “Мойка. Серый день”. А жизнь продолжается, и на Неве ожидают нас “Речные трамвайчики”, готовые прокатиться по водным магистралям. “Литейный проспект” напоминает о музее-квартире Некрасова, а совсем рядом “Летний сад” с дорогими, особенно для мужских глаз, идеальными женскими образами, где ещё царствуют целомудрие, достоинство и совершенство. Почему-то вспоминаются образы А. Ахматовой и О. Берггольц при взгляде на картину “Фонтанка”. Теперь в библиотеке им. Маяковского на Фонтанке регулярно собираются писатели и поэты союза “Многонациональный Санкт-Петербург”. Читатели альманаха уже обратили внимание, что на его страницах много места уделяется теме природы, поэтому было особенно приятно увидеть ещё больше картин Т. Замалеева, посвящённых родным просторам. “Дыхание весны”, “Половодье”, “Последний снег”, “Весенняя дорога”, “Весенняя река”, “Лесной пейзаж”, “Зимний пейзаж”… “Все эти картины солнечны”, – заметил старший научный сотрудник музея В.М. Сырковский. Действительно, “Подсолнухи” источают жар солнца, а “Пионы и лилии”, “Натюрморт с цветами”, “Букет”, “Букет в корзинке” дарят нам нежность и радость возможного счастья, в котором разуверился даже А.С. Пушкин. Но М.К. Аникушин в своём творении на площади Искусств вернул ему и нам эту надежду. “Святая Русь” – в чём смысл и разгадка этого русского дара? Наверное, в нашей вере в идеал и святость намерений. Наши масштабы позволяют нам мечтать. Вот и тянутся народы многонациональной России к своему сердцу, к Санкт-Петербургу, к светлым белым ночам, к возможному счастью. И понесёт ещё “Речка Вьюн” на поля свои чистые и свежие воды. Наш корр.
|