|
ПИСАТЕЛЮ, АКАДЕМИКУ, НОБЕЛЕВСКОМУ ЛАУРЕАТУ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНУ
Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. Отец его погиб от несчаст-ного случая за полгода до рождения сына. В 1925 году семья переехала в Ростов-на-Дону; там в 1936 году Солженицын поступил на физико-математический факультет университета (окончил в 1941-м). Тяга к умственной самостоятельности и обостренный интерес к дореволюционному прошлому семьи, в которой хранили память о прежней, непохожей на советскую жизни, рано подвели Солженицына к замыслу большой книги (по образцу «Войны и мира» Л. Н. Толстого) о Первой мировой войне и революции, одним из героев которой мыслился отец писателя. Литературные планы обусловили поступление Солженицына на заочное отделение Московского института философии, литературы, истории. В октябре 1941 года Солженицын был мобилизован, прошёл всю войну, был награждён орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды. 9 февраля 1945 года Солженицына арестовали за резкие антисталинские высказывания в письмах к другу детства Н. Виткевичу; 27 июля он был осуждён на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. С февраля 1953 года Солженицын очутился на «вечном ссыльнопоселении» в ауле Кок-Терек (Джамбульская область, Казахстан). Дважды лечился в Ташкенте от рака. В феврале 1956 года был реабилитирован решением Верховного Суда СССР, что дало ему возможность вернуться в Россию: он поселился в Рязани и стал преподавать в школе. В 1959 году Солженицын за три недели написал рассказ «Щ-854 (Один день одного зэка)», который два года спустя попал в журнал «Новый мир» к А. Т. Твардовскому, и Твардовский добился разрешения на его публикацию непосредственно у Н. С. Хрущёва. Так был опубликован знаменитый «Один день Ивана Денисовича» («Новый мир», 1962, № 11). Вскоре этот рассказ был выдвинут на Ленинскую премию, однако встретил энергичное противодействие защитников коммунизма. После смещения Хрущёва началась травля писателя: в сентябре 1965 года КГБ захватило архив Солженицына; возможности печататься практически не было, а в ноябре 1969 года Солженицына исключили из Союза писателей. В 1970 году Нобелевский комитет присудил Солженицыну свою премию за вклад в мировую литературу, что вызвало на родине новую волну нападок и преследований. В сентябре 1973 года КГБ обнаружило тайник с рукописью «Архипелага ГУЛАГ», после чего Солженицын дал разрешение на публикацию текста парижскому издательству «ИМКА-Пресс». 12 февраля 1974 года Солженицына арестовали, лишили гражданства и на следующий день выслали в ФРГ. В 1976 году Солженицын перебрался в США и поселился в уединении в усадьбе близ города Кавендиш в штате Вермонт (отсюда его прозвище «вермонтский затворник»). Вернуться в Россию он смог лишь после перестройки: 16 августа 1990 года Указом Президента СССР писателю было возвращено гражданство, а 27 мая 1994 года Солженицын вернулся домой, проехав по всей стране, от Дальнего Востока до Москвы. В 1997 году был избран в Российскую Академию наук. В июне этого года в интервью телеканалу “Россия” Александр Солженицын сказал следующее: “Я предложил бы для спасения национальную идею, которая была изложена 250 лет тому назад елизаветинским вельможей Петром Ивановичем Шуваловым. Он предложил Елизавете руководствоваться как главным законом – таким: сбережение народа... Сбережение народа – главная задача… Каждый закон, каждый шаг Правительства должен быть на это направлен!” Ниже помещаем материалы, неизвестные широкому читателю, о юбилейных “солженицынских днях” в нашем городе и текст выступления в Пушкинском доме одного из авторов нашего альманаха, Н.Н. Брауна.
Николай Ник. БРАУН
В КРУГЕ ЮБИЛЕЙНОМИз выступления на конференции в Пушкинском доме 11.12.2003 г.
В связи с 85-летием А. И. Солженицына в Пушкинском доме была проведена международная научная конференция. Ее организаторами, совместно с Пушкинским домом, были Солженицынское общество Санкт-Петербурга и издательство «Посев». Конференцию открыл заместитель директора Пушкинского дома (Института русской литературы) В. А. Котельников. В течение двух дней ею руководили В. Н. Запевалов, один из ведущих сотрудников этого института, и председатель Солженицынского общества Ю. В. Рокотян. Кроме известных профессоров, учёных, исследователей творчества писателя и выдающегося общественного деятеля, сюда были приглашены бывшие политзаключённые, политики, философы, давние почитатели столь уважаемого автора. А. Л. Казин говорил о Солженицыне как о национальном феномене, Н.Н. Сухих сравнивал судьбы Солженицына и Шаламова, а Г. С. Васюточкин выступил с подробным анализом поэтики «Дороженьки» А. И. Солженицына. Московский литературовед И. А. Есаулов сопоставил Солженицына и Шукшина как самобытных русских прозаиков, а москвичка С. В. Шешунова познакомила аудиторию с корнями фольклорно-мифологической традиции в эпопее «Красное колесо». Свою трактовку граней этого произведения дал петербуржец В. В. Аверин, главный редактор «Посева» А. Ю. Штамм поделился своими наблюдениями и выводами в докладе о зарубежной публицистике писателя, Ю. В. Рокотян в своем исследовании обратил внимание слушателей на духовные основы публицистики нобелевского лауреата на всем протяжении его неповторимого творческого пути. О философском значении «Архипелага ГУЛАГ» говорил О. Е. Иванов, место этого произведения в контексте лагерной прозы было рассмотрено в сообщении Е. Р. Пономарёва. Н. И. Кякшто предложила аудитории свой взгляд на рассказы Солженицына 1990-х годов, а приехавшая из венгерского города Сегет Каталин Сёке выступила с исследованием произведений Солженицына, вышедших на венгерском языке, несмотря на серьёзные трудности перевода, возникшие по причине своеобразия автора. О восприятии произведений и личности Солженицына в политлагерях и тюрьмах СССР и о его тактике противоборства с советской системой цензуры и подавления свобод рассказал Н. Н. Браун, бывший политзаключённый спецстрогих лагерей. Он выступил также в защиту писателя от новых преследований после выхода его документальной книги «Двести лет вместе». К 11 декабря, дню рождения Солженицына, из Пушкинского дома была отправлена поздравительная телеграмма за многими подписями. В ней, в частности, говорилось: «Дорогой Александр Исаевич! Участники международной научной конференции «Академик Солженицын. К 85-летию со дня рождения»... сердечно поздравляют Вас, патриарха русской литературы, со знаменательной датой. Вы всегда с благородным упорством и мужеством ратоборца отстаивали идеалы добра и справедливости, вселяли в сознание народа веру и надежду в духовное возрождение великой России... Желаем Вам... здоровья и новых творческих свершений на ниве служения великой русской культуре». На следующий день после окончания двухдневной конференции Г. С. Васюточкин, член Всемирного клуба петербуржцев, провел автобусную экскурсию для её участников, на тему о Санкт-Петербурге как месте действия литературных героев Солженицына и его реальных сподвижников. В завершение «солженицынских дней» 13 декабря устроителями конференции в Свято-Троицком соборе на Измайловском проспекте был отслужен молебен во здравие писателя, с возглашением многолетия. Свечи были зажжены перед образом его небесного покровителя в нашем городе – святого благоверного князя Александра Невского. В жизни тех из нас, кто был озабочен будущим России, А. Солженицын в разные годы, так или иначе, сыграл определённую роль. Я вырос в семье двух поэтов и хорошо знал тогдашний Союз писателей в Питере. Получив от родителей, побывавших на IV cъезде Союза писателей в Москве, письмо Солженицына cъезду, я размножил его с друзьями на машинках и распространил, раздав членам Союза. Это мне мельком вспомнили во время следствия в 1969-м, когда я сидел в тюрьме КГБ… Помню, что узким кругом моих друзей разных возрастов распространялись отдельные, лёгкие для перепечатки рассказы писателя. Моё последнее доарестное впечатление о произведениях Солженицына – прочитанная в Москве за две ночи часть глав романа «В круге первом», которую я передал по цепочке... Когда меня и ещё нескольких человек арестовали (в 1969-м), секретарь обкома КПСС по идеологии З.М. Круглова, выступая перед писателями, сообщила, что в Москве исключён из Союза советских писателей А.И. Солженицын, а в Ленинграде арестована группа Н.Н. Брауна, писавшего антисоветские стихи, «которые он тщательно прятал от родных и знакомых». Формулировка весьма сдержанная. Но в те годы в следственной практике КГБ любое «хранение» произведений, тем более антисоветских, могло быть только «в целях распространения». Тогда же, весной 1969-го, моему беспартийному отцу позвонили из органа обкома КПСС – «Ленинградской правды» и предложили (через журналистку по фамилии Витоль) подписать официальное письмо об исключении Солженицына. Он возмутился: «Да как вы посмели! У меня сын в ГУЛАГе!» «Архипелаг ГУЛАГ» вывез из СССР Вадим Леонидович Андреев, эмигрант первой волны (сын известного писателя Леонида Андреева), работавший в ООН в Женеве. Это давно не тайна (я был тогда в мордовских спецстрогих лагерях)… Я с ним был хорошо знаком. Приезжая, он бывал у нас дома. Его повесть об эмиграции была впервые опубликована в журнале «Звезда» моим отцом, так же, как стихи его брата, Даниила Андреева, имевшего срок 25 лет, написанные во владимирской тюрьме. «Архипелаг ГУЛАГ» вышел в свет за рубежом со значительной задержкой по вине тамошних деятелей социалистической ориентации, поддерживавших миф о «самом человечном» строе в СССР… Такова была «полоса препятствий», которую преследуемый автор преодолел и там, и тут! Ведь «Архипелаг ГУЛАГ» был издан и в Москве, закрытым тиражом – именные экземпляры только для членов Политбюро ЦК КПСС! Но надо отдать должное Солженицыну: находясь в вынужденной эмиграции, он не был в стороне от самых горячих споров, высказывал свои принципиальные мнения, не отмалчивался, как многие другие писатели, добровольно выехавшие за границу.
(продолжение читайте в журнале)
( вернуться к содержанию номера )
|