|
Просветлённый ручеёк поэзии
Меня буквально потряс поэтический сборник “Встречи”, и я попыталась дать ему свою оценку. Уровень очень высок. Давно я не испытывала такого чувства полёта от стихов своих современников. Всего вам светлого, да хранит вас Господь!
Лариса
Передо мною новая антология современной петербургской поэзии под названием “Встречи”, вышедшая в этом году в серии «Библиотека журнала “Невский альманах”», в издательстве НППЛ “Родные просторы”. Отрадно, что в наше довольно сложное для поэзии время выходят в свет такие поэтические сборники, как этот, собравший в единое целое свыше сорока авторов. Они – зеркальное отражение времени, захватившего начало XXI века. Разные по биологическому возрасту, поэты дополняют друг друга, открывая читателю свой внутренний мир в богатой палитре образного видения. Знакомство с этим миром явилось для меня сюрпризом. В новых именах как бы возродился серебряный век поэзии. Вспоминая неистовую Марину Цветаеву, для которой любовь подобна самосожжению, я нахожу иное, но в чём-то сродное с цветаевским “самосожжение” Полины Громовой:
Ёмко и полнокровно отражена здесь вечная тема нетленной любви на фоне тленного человеческого существования. И далее стремлением к самосовершенству через стихии ветра и огня, трепетной нежностью ко всему хрупкому, милому на земле дышат стихи молодой одарённой поэтессы. А вот стихи более зрелого поэта Татьяны Громовой полны просветлённого, умудрённого спокойствия, способного врачевать душевные раны юности. Явным примером тому является её “Сказка пустыни”, где звонкий, нетерпеливый ручеёк, готовый в резвом стремлении добраться до гор через непроходимые, сыпучие пески пустыни, сначала видит в ней злейшего врага, но благодаря её терпеливым советам успешно и радостно достигает цели:
Таким образом мудрость и терпение помогают талантливой юности познать себя. Жизнью, перед которой бессильна смерть, неиссякаемым стремлением к обновлению, гармонии, красоте проникнуты стихотворения Татьяны Громовой. Они дают простой ответ на сложные вопросы людей, не находящих выхода из тупиковой ситуации:
Просторная, откровенная любовь к отчему краю освещена чистым небесным светом в творчестве Виктора Драчёва. В нём, как сквозь зеркало прозрачной, хрустальной воды, отражены самые сокровенные человеческие чувства, где природа и Родина для поэта неразделимы:
А в стихотворении, посвящённом “Святой Руси”, слышится живая перекличка с известным четверостишием Фёдора Тютчева “Умом Россию не понять...” И это, отнюдь, не явное подражание В. Драчёва великому русскому классику, а своё, осовремененное продолжение патриотической темы в новом времени. Невидимая нить протянулась из глубокой старины в наш скоростной, сумасшедший век, связав далёкое прошлое с настоящим:
Есть нечто загадочное и непостижимое в облике Святой Руси, что волнует тонкие струны отзывчивой поэтической души. Подобно Анне Ахматовой, моя современница Элеонора Макарова свою личную любовь возвышает до вселенских просторов, отпустив грешную душу на покаяние. Открывая сердце любимому человеку через поэтические строки, она невольно признается в любви не только самой судьбе, но и Богу, прозревая в этом признании:
Гибко и органично переплетается природа с человеческими эмоциями в акварельной поэтической зарисовке Марины Ермошкиной, где всё просто и мудро поставлено на свои места. Осень, обнажившая нарядные деревья, – не что иное, как череда времён, которые необходимо пережить, не впадая в уныние. Под раздетыми осенью деревьями, которые «смирились со своей наготой», видятся люди, потерявшие надежду на будущее. Но её дарит это стихотворение:
А в каком живописном колорите передал мгновение цветущей, ликующей жизни на земле Владимир Симаков стихотворением “Полёт шмеля”. Всем изначально известно, как радостна молодость и печальна старость, а законы бытия действуют одинаково для всех смертных... Однако сколько бы ни длилось животрепещущее мгновение молодости, оно – прекрасно!
Но между земной и вечной жизнью – бездорожье, на котором человек, приближаясь к последней черте, вновь пытается увидеть то, чем он больше всего дорожил в этой жизни, пытаясь хоть на несколько минут задержать непреклонное время, чтобы завершить незавершённое им:
В поэтическом сборнике “Встречи” не нашла ни одного случайного проходного стихотворения. Здесь и лирика, и философия говорят языком нынешнего времени. Читая стихи Сергея Филиппова, я ясно вижу чудесный город на Неве, который особенно очаровывает в вечернее время:
Две родные сестры – Музыка и Поэзия спешат воспеть всю прелесть вечернего Санкт-Петербурга, вдохновляя на это художника слова. По всей видимости, здесь запечатлено весеннее или летнее время года. Иначе смотрится город на Неве у Вячеслава Тухтунского:
От этих строк веет зрелой петербургской осенью, когда от промозглого ветра меркнет красота дивного города, напоминающего летом маленькую Венецию. Но через это и ощущается его царственный дух. На вопрос Фёдора Тютчева, который он задал сам себе и потомкам в своё время: “Как сердцу высказать себя?”, я нашла ответы именно в этой книге, объединившей моих современников. Иногда одним четверостишием можно сказать всё, и в пример этому мне хочется процитировать четверостишие поэта Владимира Морозова:
У каждого человека свой жизненный путь, как и свой крест. Но всех нас, идущих по разным дорогам земли, объединяет одна дорога, ведущая в господний храм.
Как у Даниила Андреева все религии, подобно лепесткам, соединяются в единой розе, названной им “Роза мира”, так и каждый поэт поэтического сборника “Встречи” сливается в единый цветок, будь он розой, или лилией. Благодаря этим лепесткам ещё на одну звёздочку стала богаче неиссякаемая вселенная.
Лариса Соколова
( вернуться к содержанию номера )
|