3 (28) 2006
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

Виктор КОКОСОВ: "ПОСЛЕДНИЙ СОЛДАТ ИМПЕРИИ"

 

Виктор КОКОСОВ

 

ПОСЛЕДНИЙ СОЛДАТ ИМПЕРИИ

 

Виктор КОКОСОВ– Не признаю людей, которые попросту “убивают время”, – признался во время одной из наших бесед ветеран еще Первой мировой войны полковник Шталь.- Сколько возможностей обогатить свою память новыми знаниями они упускают безвозвратно. Это же настоящее преступление перед собственной личностью!

 

Сам Виктор Александрович трудился до конца своей долгой жизни – последний солдат Империи всего несколько месяцев не дожил до своего столетнего юбилея, который готовился отметить осенью 1997-го. Один из создателей метеослужбы в отечественной авиации, которого коллеги и ученики уважительно называли “дедушкой авиационной метеорологии”, справедливо считал: научно-технический прогресс развивается столь стремительными темпами, что остановись на мгновение – и ты уже “отстал от поезда”, уже не полноценный специалист.

Судьба коренного петербуржца Виктора Александровича Шталя интересна прежде всего преданностью своему делу. Ученый и педагог, аэронавигатор и летчик, он всю жизнь отдал авиации. Незадолго до смерти Шталь признавался: “Мне до сих пор снятся огни аэродрома...”.

...Шел 1916 год. Фронт трещал по всем швам. Российская Империя доживала последние месяцы. И вдруг Виктор “учудил”. Многие знакомые семьи Шталь недоумевали: как же так – со второго курса Политехнического института ушел в армию. Вольноопределяющимся. То есть, фактически, обыкновенным солдатом! Если уж так обуяли патриотические чувства – выбрал бы флот. Как-никак отец – почтеннейший Александр Викторович – генерал-майор, помощник начальника Морского Генерального штаба! Каких только предположений не высказывалось по поводу неожиданного поступка юноши. А на деле все было проще: Виктор с детства любил авиацию, мечтал летать.

Еще мальчишкой он не пропускал ни одного авиационного праздника. Часами мог стоять на Комендантском аэродроме и смотреть, как неторопливо поднимаются в небо аэропланы, величественно покачивая широкими крыльями. Тогда и понял: без самолетов жить не сможет. А из Политехнического ушел не просто в армию: в метеорологическую группу по обеспечению эскадры воздушных кораблей “Илья Муромец”. Самых мощных самолетов того времени, сведенных в отдельную эскадру и подчинявшихся непосредственно Ставке. Это и были настоящие богатыри: в экипаж помимо командира входили его помощник, артиллерийский офицер, летчик, младший механик и двадцать рядовых.

Вольноопределяющегося Шталя зачислили метеонаблюдателем – управлять самолетом он, естественно, не умел. Конечно, при содействии отца мог достаточно быстро выучиться на летчика. Но в семье существовало строгое правило: каждый должен входить в жизнь самостоятельно и трудом доказывать, на что способен. Этого правила отец Виктора, впоследствии вице-адмирал Военно-морского флота СССР, придерживался строго. Кроме того, и самому молодому вольноопределяющемуся хотелось начать с азов, изучить конструкцию летательных аппаратов, аэродромную службу. И, конечно, метеорологию, загадочную, в то время – почти колдовскую науку, к которой даже признанные асы относились с недоверием.

Эскадра “Муромцев” базировалась в Пскове. Имея солидный институтский задел, устройство боевых машин Виктор освоил быстро. Но как они ведут себя в воздухе? Попроситься в кабину к пилоту пассажиром? Но с виду все асы казались строгими и неприступными, имели высокие военные чины.

Набравшись смелости, Шталь обратился к артиллерийскому офицеру одного из кораблей А.Н. Журавченко (впоследствии – профессор, известный советский ученый в области баллистики). Капитан часто летал самостоятельно. И тогда как раз направлялся к своему моноплану Си-12.

– Значит, в небо хотите?- улыбнулся Журавченко.- Что ж, залезайте в кабину, полетим.

Так и состоялся первый в жизни Виктора полет.

Со временем он заметил: суровые с виду и чрезвычайно требовательные летчики эскадры относились к солдатам доброжелательно, охотно делились знаниями. А среди них были всероссийски известные авиаторы: полковник Панкратьев, учитель первого исполнителя “мертвой петли” в воздухе П.И. Нестерова, подполковник Алехнович, тот же Журавченко.

Их беседы об устройстве корабля, тактике ведения воздушного боя, особенностях маневрирования в воздухе были самой лучшей школой, о которой мог только мечтать молодой вольноопределяющийся. Аккуратно записывая и систематизируя все полученные от учителей сведения, Шталь тогда и понял, как важно знать метеообстановку в районе полета и как незначительна информация, которой они располагают. Но метеослужбу в авиации по-прежнему считали второстепенным подразделением. Прошли годы, прежде чем ей начали уделять должное внимание.

После Октябрьской революции перед военными встал нелегкий вопрос: на чьей стороне сражаться? Каждый решал его по-своему. Виктор Александрович Шталь вступил в августе 1918 года в Красную Армию и получил назначение в 32-й авиаотряд. Летчики там были, а вот обслуживающего персонала не хватало. Шталь стал аэронавигатором.

Аэронавигатор – по сути дела тот же метеоролог, но дополнительно в его обязанности входила проверка и установка приборов в кабине пилотов. Несколько лет провоевав на Западном фронте, Виктор Александрович убедился: не бывает у человека лишних знаний. Ему, например, очень пригодились знания географии и топографии, в мирное время казавшиеся абсолютно ненужными.

А тут... Приходилось летать на разведку с красвоенлетами, наносить на карту расположение белогвардейских войск. Поначалу Шталь волновался: одно дело увлекаться топографией, а другое – смотреть из кабины на линии укреплений, расположение батарей и частей, наносить все это на карту. Но – привык.

 

Санкт-Петербург

 

( продолжение читайте в журнале )

 

( вернуться к содержанию номера )