|
НЕРВУЩАЯСЯ НИТЬ ВРЕМЕНИ
Ольга Авдеева-Мокрак родилась в г.Кишиневе в семье военнослужащего. С детства жила с родителями в Севастополе, Калининграде, с 7 лет - в Кронштадте. Считает своими родными два города: Кишинев и Петербург, где практически всю сознательную жизнь прожила мама. Стихи пишет с детства. Печаталась в Кишиневе, в журнале «Кадры», газете «Нистру», «Вечерний Кишинев», в Петербурге в «Морской газете», журнале «София» и др.
Какие интересные и неожиданные встречи и открытия преподносит нам жизнь, даже когда мы этого не ожидаем. В чужой и далекой от нас Японии, читая книгу петербургского писателя Дмитрия Каралиса «Записки ретрораз-ведчика», я впервые почувствовала и осознала, что все люди связаны друг с другом не только в разных уголках планеты, но даже через толщу веков. Там, в далекомТокио.я продолжала узнавать все глубже и ярче тех людей, с кем встречалась в северной столице России в сентябре-октябре 2006 г. События большой духовной значимости, участницей которых я оказалась, предстали для меня в новом свете, и протянулась прочная, трепещущая нить из века XIX в наш XXI век, в нашу современную жизнь.Возможно, это провидение так ведёт меня по жизни, по странам, знакомит с такими интересными людьми, чтобы я осознала неслучайность своего прихода в этот мир, чтобы почувствовала ответственность за каждый свой шаг и поступок. В конце сентября 2006 года в Петербурге состоялось захоронение императрицы Марии Федоровны, тело которой привезли из Дании, где она скончалась в Видере 13 октября 1928 года, а похоронена была в Роскильдском соборе после отпевания в Копенгагене. Согласно предсмертной просьбе императрицы, она была погребена в Петербурге рядом с супругом императором Александром III в усыпальнице Романовых в соборе Петропавловской крепости.Если бы мне кто-то раньше сказал, что эти события будутзначимы для меня,я бы очень удивилась. Но живая нить истории, Божье провидение направляет нас, если мы этому не противимся. Итак, по порядку. Каким образом книга Дмитрия Каралиса, описываемые там события связались для меня с вышеупомянутыми фактами и именами императрицы Марии Фёдоровны и её супруга Александра III?Книгу «Записки ретроразведчика» мне любезно подарил автор с дарственной надписью: «Милой Ольге на добрую память от дружественного ретроразведчика».
Поздними вечерами и ночами в Токио, находясь в уютном номере отеля «Рагк То«ег», я взахлеб читала роман «В поисках утраченных предков» - вторая часть книги. С чувством детского нетерпения и любопытства вместе с автором я путешествовала по залам архивов и библиотек, радовалась удачному результату поисков и огорчалась неудачам. Я углубилась в историю рода Каралисов, ожидая развязки и новых открытий. Мне была близка жажда автора больше узнать о своих предках, о происхождении своей необычной для России фамилии. Как увлекательно и доверительно писатель беседует с читателем, щедро делясь своими открытиями! Лёгкий и искрометный юмор освещает все повествование. Долгое пятилетнее исследование автора приводит его к историческим корням по материнской линии в Молдову, к знакомству со своим древним дворянским родом Бузни. Эту фамилию нашёл наш современник, кишиневский историк Евгений Александрович Румянцев, в архивных фондах Бессарабского дворянского депутатского собрания. Имя прадеда писателя - Иван Константинович Бузни. Дворянское собрание в Бессарабии реально сформировалось лишь в 1818 году после присоединения к России. Это событие было приурочено к приезду императора Александра I на земли нынешней Молдовы. Интересен факт, что российский император, при котором Бессарабия была присоединена к Российской империи, дважды побывал в южных краях. Доказательство благородного происхождения Ивана Бузни и его сыновей подтверждалось документами, помеченными ещё 1611 годом. Это дало основание внести их в высшую - шестую часть так называемой Дворянской родословной книги. В эту часть книги записывались дворяне-представители старинных боярских родов Молдовы. Именно в этот раздел книги и был позже занесен дед писателя, отец его матери, профессор-химик Александр Николаевич Бузни. Позже он переехал в Тамбов, где построил дом по собственному проекту примерно в 1908-1910 годах. Александр Николаевич был высоко образованным человеком1, писал научные исследовательские статьи. Знавал он и пролетарского преобразователя природы Мичурина, которого перечислял вместе с другими садоводами и отнюдь не выделял на первое место.
В книге Феликса Лурье «Российская история и культура в таблицах», разбирая раздел «Дворянство», Д. Н. Каралис отмечает, что «дворяне были исключительным сословьем - только они могли владеть душами и землями, не подлежали физическому наказанию, судились особым судом и имели внутри своего сословья некий разряд» (о нем писалось выше). Именно в такой семье родилась матушка писателя, Александра, впоследствии пережившая все ужасы блокадного Ленинграда и гибель двух своих сыновей. Будучи настоящей столбовой дворянкой (по происхождению), мать Дмитрия Николаевича не отделяла свою судьбу от судьбы народа, среди которого жила. Во время войны она тушила зажигалки на ночных крышах Ленинграда, хитростью поймала немецкого ракетчика, безвозмездно сдавала свою кровь для больных и раненных соотечественников. Дети этой женщины-дворянки вставали с восходом солнца и работали наравне со взрослыми, когда была нужна их помощь. А эта помощь была нужна всегда. Старшие ребята всегда жалели и оберегали младших, уважительно и с любовью относились к матушке и мужественному, сильному отцу. Кстати, дедушка писателя, Александр Николаевич Бузни, родился 1 марта 1860 года, по национальности - молдаванин. Так вот почему у его внука Дмитрия, родившегося в Ленинграде, такие яркие, живые карие глаза, такое подвижное, выразительное лицо и просто боярские усы. Фактически, Дмитрий Николаевич Каралис своими корнями по материнской линии связан с молдавской землей, с её древним почитаемым родом Бузни. А у меня на молдавской земле живет моя семья, хотя своими корнями по материнской линии я связана с Архангельском, с Ленинградом, а по отцовской - с Ярославлем. В столице Молдовы, в Кишинёве? похоронены мои самые близкие и родные люди: мама, бабушка (из города Лальска) и дедушка - северяне по происхождению. Они лежат в молдавской земле, которой честно служили после Великой Отечественной войны, куда их направило советское правительство. Моя бабушка - мама моей матушки, Швецова Наталья Александровна, была у истоков формирования кишинёвского мединститута, руководила одним из отделов в Министерстве здравоохранения Молдовы. В основе профессорско-преподавательского состава работали направленные в Кишинёв врачи и преподаватели ленинградского мединститута. М ои родные похоронены в молдавской земле. Но душа их рвалась всегда в Россию, к родным истокам. И там, в далеком от Петербурга Кишинёве, над их могилами весной и летом шумят северные березы, южные вишни и каштаны. Упокой душу их. Господи! Но это еще не всё.
Продолжение читайте в журнале...
( вернуться к содержанию номера )
|