|
ПОЕДИНОК ДУШИ
На фото слева направо: Травести - Инна Левинтан, режисёр спектакля - Вадим Максимов, драматург - Зинаида Битарова.
Недавно в театре «Остров», что на Петроградской Стороне, с успехом прошёл спектакль «Танец Травести» режиссёра Вадима Максимова по пьесе Зинаиды Битаровой. По свидетельству режиссёра, руководителя давно известного коллектива «Театральная лаборатория», очень трудно найти зрителя, однако зритель «был найден». «Танец травести» - это поэтическая драма, явление для театра - специфическое, необычное. Пожалуй, можно вспомнить только «Отравленную тунику» Николая Гудимова, поставленную в «Приюте комедианта», да «Фортуну» Марины Цветаевой - в театре им. В.Ф. Комиссаржевской. Спектакли замечательные, но давно уже ушедшие из репертуара. Тем интереснее произведение Зинаиды Битаровой и Вадима Максимова. Думаю, работа шла нелегко, но устремления «Танец Травести» - это спектакль о «двойничестве», моно-драма, происходящая в душе героини. Ирэн в исполнении Оксаны Свойской предстаёт перед нами натурой мечущейся. Жизнь обыденности её не устраивает. Она тяготеет к другой реальности. Эта другая реальность и является к ней в образе Травести. Инна Левинтан ведёт роль искусителя тонко и в то же время отчаянно смело. Вот тут-то и начинается поединок в душе героини. Поединок самой с собой... А как всё это отобразить на театре? Стихи Зинаиды Битаровой выразительны и сильны. Но они требуют зрительного воплощения. Как показать фантазии души? В том, что Травести - двойник Ирэн, в том, что это она сама, когда позволяет себе заглянуть в другую, воображаемую реальность, зрителя особенно убеждать не приходится. Гораздо труднее передать глубину и хрупкость их взаимоотношений, это обнажение перед зеркалом, которое и есть ты. Ирэн, говоря словами обыденности, ищет идеального мужчину. Она и Травести относит к мужскому роду Но, на самом деле, это женщина. В пьесе присутствует тревожный, нежно разлитый эротизм, что делает её особенно очаровательной. Мгновенная смена масок, реальность только театральная, - вот путь, по которому пошёл режиссёр. И потому мы «видим» пробуждение Ирэн после бурно проведённого дня рождения, это колыхание тел под огромным полотнищем. «Тени во плоти» - это посетители кафе, и само кафе, как реалии жизни, и появление Фраера в исполнении Андрея Харитонова. Героиня мечется, ищет и, наверное, хочет понять поведение мужчин, которые оставляют её одинокой. А тут Травести. Она зовёт. Увлекает. Конечно, в ней сидит чёрт. Ну и пусть... Автор пьесы Зинаида Битарова и постановщик пьесы Вадим Максимов, в сущности, увлекают героиню и, конечно, нас, зрителей, совершить, наконец, поступок, доказать, что намерение - это не размышление, это действие. Но разве многие способны на действие? Борьба в душе Ирэн завершается как раз поступком. Но каким? В руках Ирэн оказывается пистолет. И она убивает Травести. Не выносит груза ответственности -чтобы пойти за ним. Вот и всё. Танец закончился. Убив его, она убивает себя. Правда, в конце они вдвоём - Ирэн и Травести - поют дуэтом «Шоковую терапию» Зинаиды Битаровой: Мыс тобою страшно близки, Мыс тобою - почти двойники. Мыс тобою - сказать не выдохнуть... Быть может, они и вместе, но в какой-то иной реальности, чем в предыдущем действии. Спектакль «Танец Травести» сыгран тонко и изящно. Уверена, что он не затеряется в Театральной палитре Санкт-Петербурга.
Тамара СКОБЛИКОВА
( вернуться к содержанию номера )
|