|
«Подросток блокадный в школу вернулся свою...»
Марина ЯИЧКИНА
Юрий Воронов
Юрий Воронов (1929-1993 гг.). Поэт, журналист, автор сборников "Блокада" (1973), "Улица Росси" (1979), "Весы" (1986). Родился в г. Ленинграде. Окончил ЛГУ в 1952 г. Работал главным редактором газеты "Комсомольская правда", журнала "Знамя", заведующим отделом ЦК КПСС, главным редактором "Литературной газеты". В 1991-1993 был народным депутатом РФ.
С этой фразы и хочется начать наш репортаж из блокадных девятисот дней. Правда, номер школы сохранился,а здание - нет. Я беседовала с людьми, лично знавшими Ю.П. Воронова, замечательного поэта блокадного Ленинграда.
В одном из классов, где чаще всего проводятся уроки литературы, в феврале этого года появилась новая, по-музейному оформленная выставка, посвященная некоторым страницам жизни и творчества подлинного певца блокадного мужества Юрия Петровича Воронова (1929-1993). Даже те, кто никогда не читал его книг, а также его стихов в журналах и газетах, наверняка знакомы с такими его строками: «Нам в сорок третьем выдали медали и только в сорок пятом паспорта...», а также другое знаменитое его изречение: «О, камни! Будьте стойкими как люди!..» Это, второе, высказывание выбито на граните монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы. Пятнадцать лет назад от нас ушел этот замечательный поэт, журналист и человек, а в следующем году литературная общественность будет отмечать его восьмидесятилетие, но, к величайшему сожалению, он прожил всего лишь 64 года. Идея создания школьного музея принадлежала Обществу жителей блокадного Ленинграда и педагогам школы №189. Музей только начинает свою жизнь, экспонаты постоянно пополняются, идет уточнение различных фактов жизни и творчества. В настоящее время на стене школьного класса - пять музейных щитов, оформленных со вкусом и любовно. Особенно хочется отметить оригинальное и по-своему уникальное художественное решение каждого из щитов: гравюры друга и постоянного иллюстратора книг и публикаций в периодике Юрия Петровича прекрасного художника-графика Андрея Ушина оформлены как... кинокадры! И это не удивляет и не вызывает возражения: ушинские гравюры стольже подлинный документ блокады, как кинокадры блокадной хроники и фотоснимки блокадной поры. В этой экспозиции прослеживаются основные вехи судьбы Юрия Петровича. Вот он в возрасте четырех лет - забавный озорной ленинградский мальчишка. Вот его школьный табель о переводе из пятого в шестой класс, а вот фотографии школьных лет нет. И это не случайно: блокадным школьникам было не до фотоснимков! Зато остались стихи - и те, которые он написал в возрасте 14-15 лет, и те, которые появились уже в возрасте творческой и человеческой зрелости. Это стихи о маленькой девочке, убитой осколком бомбы. Это стихи о школьном уроке, на котором уснула и не проснулась одноклассница Юры. Это восхитительная баллада о госпитальной дружбе блокадных подростков, лежавших в палате во Дворце пионеров (ныне в этих стенах звучат задорные голоса, слышится смех, идут занятия кружков и студий, а в стенах музея истории Дворца пионеров, как мне удалось узнать, были перевязочная и процедурная). Наверняка блокадный подросток Юрий Воронов, когда смог ходить, сам открывал эту старинную тяжелую дверь... Выставка продолжается студенческими годами. Мне, как студентке журфа-ка, было особенно интересно взглянуть в лица тех, кто поступил на отделение журналистики, учрежденное в первые послевоенные годы. Одеты все более чем скромно, однотонно, чисто внешне нельзя не отметить следы войны и блокады: войны - у фронтовиков, которых тогда среди и преподавателей и студентов на нашем факультете было немало, и блокады -у недавних школьников, таких, каким был Юрий Воронов. Фотоснимки запечатлели однокурсников в аудитории филфака, на стройках, в соседних колхозах. К сожалению, специального стенда, посвященного разнообразной и весьма ответственной журналистской деятельности Воронова, нет: тому немало причин. Поисковая работа продолжается и, может быть, какие-то редкие снимки еще обнаружатся. Зато очень удался стенд, посвященный литературной дружбе Воронова и его встречам со знаменитыми современниками. Среди них поэты: Н. Тихонов, Р. Гамзатов, К. Симонов и лидер Кубы Фидель Кастро: Юрий Петрович поездил на своем веку немало, больше всего по Европе и, конечно же, по Германской Демократической республике, где он работал долгое время собкором газеты «Правда». И все же стихов о зарубежных поездках у него почти нет, исключение из этого правила - стихотворения «Певица» и «Деревья», первое - о Франции, второе - о Голландии, но каждый день, можно сказать, каждый час Юрий Воронов думал с нежностью о городе на Неве. Даже в далекой Голландии он писал не столько о туристических красотах, сколько о деревьях в садах и парках Ленинграда, которые жители блокадного города смогли сберечь, а не пустить на растопку, когда во время войны, как узнал Воронов в Голландии, голландцы повырубили почти все зеленые насаждения. Завершает эту небольшую музейную экспозицию щит, посвященный удивительному спектаклю в театре имени Ленинского комсомола (ныне -«Балтийский Дом»). Это был не драматический спектакль, а своеобразная поэтическая сценическая композиция, названная строкой из стихотворения Воронова « Такая длинная зима...». Редкие фото снимки премьеры 2 февраля 1984 года. Можно было смело сказать, что эти фотографии принадлежат и истории литературы, и истории театра. Музей в школе, что называется, прижился: о нем знают школьники и их родители, как мне рассказывали, подготавливают и экскурсоводов из числа ребят 8-х и 9-х классов. О музее узнали друзья Юрия Петровича Воронова: композитор Леонид Назаров, давший музыкальную жизнь многим его стихотворениям, сестра студенческого друга Юрия Петровича Светлана Михайловна Верпаховская, которая помнила Воронова еще студентом-первокурскником, редактор книги Юрия Петровича «Блокада», вышедшей в свет в издательстве «Лениздат» Николай Сотников. Музей... Он еще очень маленький, но вокруг этой школы - те городские места, которые больше всего любил Юрий Воронова: Летний сад, Марсово поле. Литейный проспект, неповторимые в своей красе улицы и переулки, о которых он ни на минуту не забывал, и о встречах с которыми мечтал всюду и всегда.
Санкт-Петербург
Диарама "Блокада Лениграда" в музее на Поклонной горе в Москве
( вернуться к содержанию номера )
|