|
ТЕРЯЕМ СВОИХ ПОЧИТАТЕЛЕЙ- Обращение к молодым композиторам -
Рихард ШВАРЦ
Ряды филармонических слушателей с каждым годом не становятся больше. Часто залы почти наполовину пусты. Хотя, кладезь самой музыки неисчерпаем. «Поп-музыка», подменяя подлинные ценности на фальшивые, всё больше и больше завоёвывает души людей, даже тех людей, которые в недавнем прошлом, посещали симфонические концерты. Почему современная симфоническая музыка не вызывает достойный интерес? Это уже давно беспокоило людей. Ещё Б.Асафьев писал об опасности заумной музыки. Об этом писал и В.Гаврилин. Ситуация пока не изменилась к лучшему. Почему так происходит? Некоторые современные композиторы, пишущие серьёзную музыку, в основном, хотят быть новаторами, и писать такую музыку, которая, по их мнению, есть новое слово в искусстве. Хотят быть открывателями чего-то нового. Они часто не задумываются о своем назначении в обществе, как художника – творца. Правда, может быть, происходит это ещё и потому, что в настоящее время возможность современому композитору быть исполненным настолько мала, что он замыкается в себе и говорит: «мне не нужны слушатели, я творю для себя». Как бы говоря: «Наше дело прокукарекать, а там, хоть не рассветай». Стремясь быть «современными», они, в итоге, теряют то, что определило бы для кого и для чего служит музыка. Их музыка безразлична к переживаниям и человеческим чувствам. Она, по выражению одного из композиторов, как дистиллированная вода, выхолощенная от жизненно необходимых элементов. Выходит так – звуки есть, разработка материала есть, архитектоника выдержана, форма есть, а самой музыки, как таковой, нет. Недавно прошел Всероссийский конкурс композиторов имени А.П.Петрова. Сам Андрей Павлович внёс неоценимый вклад своей музыкой в создание взаимопонимания между слушателем и композитором. На конкурсе в номинации – симфоническая музыка был представлен концерт для фортепиано с оркестром, вошедший в финальный концерт конкурса. По отзывам самих исполнителей, это сочинение прямой пример, где всё есть, кроме самой музыки, оно могло бы быть курсовой работой студента консерватории. Но ведь его выдвинули как произведение, претендующее на премию лауреата. А, может быть, это ширма – использовать усложнённую форму выражения, для скрытия своей посредственности? А как объяснить в этом случае позицию профессионального жюри? Такая тенденция, исполнять в концертах такие сочинения, уже сделала свой пагубный вклад, отбив охоту слушать современную музыку. И когда, всё-таки, такие сочинения исполняются, большинство слушателей после концерта уходят недоволь-ными.Если люди видят на афише новое имя, они считают, что это современный композитор и, конечно, не хотят идти на этот концерт. Вышло так, та колоссальная работа, которая была проделана А.П.Петровым, не упрочивается, а разрушается. Таким образом, симфонические концерты теряют своих почитателей. Становится понятным, почему в настоящее время, так как государству до этого нет дела, чтоб выжить симфонические оркестры и их руководители, связанные с экономикой репертуарной политики, формируя свой репертуар, включают в него, в основном, классику – музыку, написанную не современными композиторами, музыку широко известную, повторяющуюся из года в год, узнаваемую в любом её фрагменте. Я не хочу сказать, что современные изыски в искусстве, не имеют права на жизнь. Они необходимы для узких специалистов, для лабораторных показов, где изучая их, художник смог бы найти необходимый строительный материал для создания своего художественного образа. Сочинения, написанные в угоду форме, часто напоминают мне архитектурное сооружение в котором есть всё: и фундамент, и крыша, и вид, и даже учтена инсоляция, а жить в таком здании человеку нельзя, его даже нельзя использовать как складское помещение. Художник живёт на земле среди ему подобных, дышит тем же воздухом, ест ту же пищу. Ощущает тепло и холод, радуется или страдает, помнит или забывает. Тонкости всех этих чисто человеческих чувств зачастую невозможно передать только словами. Человек настолько широк и многогранен, что для выражения всего, что заложено в нем Богом, нужно нечто особое, коим является искусство. Жизнь настолько несовершенна, что если глубоко подумать, становится страшно. Настоящий художник – это тонко чувствующее существо, которое, на современном этапе развития общества, не может избрать позицию: «моя хата с краю» и выражать только себя, его назначение – совершенствовать саму жизнь. Иначе он предатель! Жизнь и искусство – это те две параллельные прямые, о которых спорят учёные, им суждено в конце концов пересечься. Интересно подметить, что искусство многое взяло из жизни (то, что раньше в искусстве обвинялось в натурализме – теперь это стало нормой). А жизнь? Посмотрите вокруг и вы увидите многое, что пришло в неё из искусства. Проникновение жизни в искусство и искусства в жизнь происходит постоянно, это, в итоге, приведёт к тому, что жизнь станет искусством, а искусство станет жизнью. А, ведь, это есть движение, которое шлифует, огранивает в человеке человечное. Только в этом случае нравственности, добру не надо иметь «зубы» и «чугунные локти». Входя в жизнь, искусство ненавязчиво вынуждает субъект к сотворчесту. Тут-то и скрыто истинное назначение художника – включать людей в орбиту творчества. Все беды на земле происходят от предательства человечного в человеке, когда человек лжёт себе и собой. Я понимаю, что жизнь такова, что иногда приходится поступаться правдой. Но есть ли в жизни такие моменты, когда человек не может лгать? Конечно есть! Это происходит тогда, когда человек находится в процессе творчества. Правда – созидательна, ложь – разрушительна. Наверно, потому много болезней и такая короткая жизнь у человека, что часто делаем не то, что думаем – лжём себе и собой. Из всех видов искусства, в которых труднее всего лгать, это музыка и, как тень её – изобразительное творчество. Музыка не материальна, т.к. строительным материалом является звук, то есть колебания, которые только в мозгу субъекта становятся звуком. Что такое музыка? Музыка есть манипуляция со звуками различной высоты, тембра, длительности, подчинённая эмоциям и рассудку. Уместно здесь вспомнить замечательные слова Карла Луиса Ве-бера: «музыка есть всеобщая истинная человеческая речь». Его слова подкрепляют значимость музыки в жизни общества. Памятуя всё выше сказанное, композитор должен соответствовать своему божественному назначению. Я вовсе не против авангарда! Необходимость этого явления очевидна. Однако широкой публике это ни к чему. Оно, чтоб смогло быть понятым, как специи в еде, должно умело подаваться в строгих дозах. Авангард своими отклонениями от общепринятых норм уже помог в различных разделах науки – появлению кибернетики, нана-технологий и пр. В искусстве авангар-дность же должна очень профессионально использоваться художником. Иначе получается то архитектурное сооружение, о котором я уже говорил ранее. Работая только в авангардной манере, художник теряет те соки, которые питают его же жизнь. Как маленькому ребёнку, который взяв в руки карандаш и нарисовав что-то, необходимо услышать от мамы добрые слова поддержки, чтоб не угасла искра творчества, то есть необходим контакт с потребителем творчества (при пустом зале и талантливый актёр нем). Иначе говоря, без обратной связи нет движения жизни! Художник своим творчеством должен помогать совершенствоваться душе и интеллекту. Следовательно, его творчество должно восприниматься! Лёгкая музыка воспринимается более широким кругом слушателей. На мой взгляд, композиторы пишущие серьёзную музыку, не должны пренебрегать теми особенностями, которые имеет популярная музыка и в большей степени фольклор. Композиторы, по словам В.Гаврилина, должны уметь выражать свои мысли так, чтоб были понятны как можно большему количеству людей. Нужно, чтоб композиторы почувствовали ответственность за жизнь собственной музыки. Настоящим произведением искусства является то, которое заключает в себе триединство – прошлое, настоящее и философский взгляд в будущее, несущее в себе высокую идею. Я не говорю о прописных истинах: драматургии, развитии, художественном образе и о трёх признаках, выдвинутых Л.Толстым, свежесть чувства, ясность выражения, искренность. Молодые композиторы должны изучать не только композицию и всё, что связано с ней, но и саму жизнь! А учебные заведения, готовящие художников, должны ввести в учебные программы предметы, способные помочь студентам разбираться в различных жизненных перипетиях. Если это произойдёт, то только тогда произведения современных композиторов станут интересными для широкого слушателя, только тогда появится возможность совершенствоваться душе и интеллекту у широкого круга людей, тогда отпадет проблема наполняемости концертных залов. Я уверен в том, что тогда молодым композиторам будет, что сказать. Это рассмотрен только один аспект причины, по которой не прибавляется слушатель современной серьезной музыки. Есть ещё и другой. Всем известно, что человеческий мозг и сознание людей способны к изменению. Этим-то и пользуются для того, чтоб превратить честность и порядочность в пережиток прошлого, а беззастенчивость, ложь, наглость, садизм в необходимый атрибут общения, люди задавшиеся целью сделать Россию сырьевым придатком. Телевидение, литература, чиновничий отряд щедро оплачивается для того, чтоб возводить в добродетель бюрократизм и волокиту. Хорошо оплаченная «Поп-музыка» направлена на то, чтоб изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Девичья девственность, не просто так, от нечего делать, данная Богом, высмеивается самими же девочками. Что это?! Это результат работы той культуры, которую несут в себе и телевидение, и фильмы, и, конечно же, пошлая «Поп» музыка, для которой не находится настоящей альтернативы! Я обращаюсь к молодым композиторам: «Вспомните ваших гениальных предков: Пушкина, Глинку, Мусоргского, Достоевского, Шостаковича и многих других настоящих патриотов, направьте свой талант и энергию на борьбу с пошлостью и бескультурием»! Перефразируя слова Федора Михайловича Достоевского, скажу так: Музыка спасёт мир! Санкт-Петербург
( вернуться к содержанию номера )
|