|
В ГОСТЯХ У ЮРИЯ
Читатели, знакомые с творчеством Юрия Деткова, не могут привыкнуть к его неожиданному обращению к эпическому жанру. Творческий путь Юрия Деткова начался с публикации рассказа “Тёплый хлеб” в журнале “Работница”. Потом автор переключился на повести и рассказы о природе, о “братьях наших меньших”. Повесть “Волчьи тропы”, опубликованная в 1979 г. в альманахе “Молодой Ленинград”, получила признание читателей и собратьев по перу. В печати появилась серия рассказов и повестей Ю. Деткова о животных, из них составилась хорошая книга “Сказ о Большом лесе”. Начинающий писатель обрёл свою благодатную тему, своего читателя. Продолжением творческих исканий автора стали несколько киносценариев и пьеса “Скажи мне, Диоген!”, написанная гекзаметром. Новое проявление таланта Юрия Деткова – два объёмных исторических романа: “Осадный колокол” и “Императрица”. Они изданы почти одновременно и уже привлекли внимание. Корреспонденты “Невского альманаха” Вера Степанова и Мария Мельгунова попросили Юрия Деткова рассказать о творческом пути, приоткрыть секреты писательского мастерства.
Юрий Леонидович, вы профессор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы, член Союза писателей, художник, участвующий в городских выставках. Скажите, как вам удаётся совмещать такие серьёзные и разнородные обязанности, работая одновременно в широком диапазоне науки и искусства?
Надеюсь, вы не считаете, что одно делается в ущерб другому? Переключение с одного вида творчества на другой – благотворно. Недаром многие писатели и поэты были и художниками (Пушкин, Лермонтов, Маяковский и др.). Мало кто знает, например, что А.С. Пушкин писал и по вопросам пушечной баллистики, был избран академиком Российской Академии наук. На каком этапе вашей жизни страсть к писательству стала определяющей? Склонность к этому имел со школьных лет. Но стишками, вопреки обыкновению, никогда не грешил. Тяготел к суровой прозе. Десяток рассказов и повестей, составивших небольшую книжку, – мой первоначальный писательский багаж, который не слишком отягощал. Я долго топтался на берегу бурной реки писательского творчества, не решаясь в неё броситься. Подобное бывает в практике натаски легавых собак. Некоторые из них начинают работать в поле едва ли не со щенячьего возраста, а другие и в зрелом всё ещё ошалело гоняются за бабочками, повергая натасчика в удручённое состояние. Но зов проснувшегося инстинкта однажды заставляет пойнтера идти по ниточке волнующего запаха затаившейся птицы, и замереть в мёртвой стойке, и не шелохнуться, даже если в нос вопьётся огромный слепень. После такого случая собака, как правило, начинает сразу и мастеровито работать. Нечто подобное произошло и со мною. Но для этого нужно было “заболеть” одним из ключевых моментов истории государства Российского – временем Ивана Грозного и при этом не ощущать себя муравьем, ухватившим добычу не по силам. Так был написан первый исторический роман “Осадный колокол”. Не придерживая горячих коней, принялся за многоплановый роман “Императрица”, повествующий о XVIII веке – веке Просвещения. Оба романа вышли почти одновременно в силу чисто издательских обстоятельств и были замечены в наше непростое для судеб книги время. Так что для читателей я выпрыгнул, можно сказать, как тот чёрт из табакерки, с двумя объемистыми романами сразу. О ком из российских или зарубежных писателей вы могли бы сказать: “Он повлиял на моё развитие и становление”? Смею заверить, мы все до сих пор опираемся на плечо Александра Сергеевича Пушкина. Русский писатель “вышел из гоголевской «Шинели»”. Меня формировали русская литература и могучий и прекрасный русский язык.
Всем известно, что интерес читателей к исторической, мемуарной литературе в нашей стране не ослабевал никогда. А что сегодня? Как молодёжь в “век Интернета” общается с книгой и что предпочтёт – роман “Осадный колокол” или комиксы? Сегодня – скверно. Но во все времена молодёжь не была однородной массой. Жалею об одном: толковые юноши и девушки свои жизненные ориентации часто связывают лишь с совершенствованием в узком профессионализме и делают это жёстко-нормативно, не отягощая жизнь эмоционально-эстетическим содержанием. Отсюда угасание духовной жизни. Досуг посвящён дискотекам, тусовкам и прочей чепушне. Хотя и завлекательной. Время сей потехе – час. На что же тратится другое время? Если на то же самое, то подобное буксование по жизни неприемлемо для молодых мозгов. Особенно тревожит обеднённый язык молодёжи. Он явно доказывает, что красочность, образность, гибкость русского языка, созданного выдающимися писателями, поэтами, самим народом, не осваивается молодыми и, более того, сознательно игнорируется. В интерьере новых квартир уже не находится места для книжных полок. Как автор я, естественно, хочу, чтобы молодые читали “Осадный колокол” и “Императрицу”. Персонажи этих романов говорят на языке своего века, но как он богат, какая высокая образность! В русском языке – душа нации. Мои романы позволяют проследить за развитием языка на протяжении трёх веков и могут стать поучительными для молодых, коснеющий язык общения которых не может не беспокоить. История нашего Отечества в “Осадном колоколе” и “Императрице” не списана с кривого зеркала официозной идеологии, которая всё ещё отбрасывает тень на светлое и возвышенное, что способно объединить народ. Что такое труд писателя? Сладкая каторга? Железная самодисциплина? А может быть, это вечный праздник? Если позволите переставить местами определения, то их противоречия можно соединить в логическое триединство: “Это вечный праздник на сладкой каторге чувств, подчинённых железной самодисциплине”.
Спасибо, Юрий Леонидович, за чёткую и остроумную формулу, характеризующую суть труда творца. А как повлияло постижение истории России на вашу судьбу писателя и гражданина? Какой из этапов истории России вы бы назвали ключевым, определяющим “её особенную стать”? Таких ключевых этапов в истории России было множество. Просто одни из них пришлось вершить великими трудами, другие окупить большой кровью, третьи дались напряженьем ума и воли выдающихся деятелей эпохи. Но все они были важны, и каждый сыграл свою роль в государственном устроении России, в её спасении. Постижение истории России всегда было и будет благотворным для любого, даже заблудшего. Лишь бы к сему было естественное душевное стремление.
(продолжение статьи читайте в печатном издании)
|