4 (23) 2005
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

Навстречу 1000-летию Казани - Елена Захарченко: Художник собирает друзей

 

Елена Захарченко

 

Художник собирает друзей

 

На открытии выставки В Санкт-Петербургском Союзе художников России в эти летние дни было особенно оживленно и интересно на выставке заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан Рашида Гилазова. В июне-июле на его выставке проводились различные общественные и культурные мероприятия, поэтические вечера, общественные собрания, посвященные столь важной исторической дате как 1000-летие Казани. Пожалуй, наиболее теплая, оживленная обстановка была на тех вечерах, которые проводились под эгидой Союза писателей “Многонациональный Петербург” и журнала “Невский альманах”.

 

Выставка Рашида Гилазова способствовала созданию оптимистического настроения и помогала раскрыть в атмосфере доброты, так и светящейся с его полотен, души поэтов, которые тоже, словно постоянно находясь в мастерской, творят свои картины – словом. Некоторых из выступавших на вечере авторов художник портретировал. Так, необычно, но всё же со значительной степенью портретного сходства, он написал Владимира Скворцова и Альмиру Биккулову, добавив им, правда, при этом некоторые черты татарской национальности, словно “приписав” поэтов к своему собственному семейству.

Автор-исполнитель Игорь Иванов-ЗапольскийВеликолепный колорист, успешно продолжающий традиции живописной школы Евсея Евсеевича Моисеенко, Рашид Гилазов словно расширяет границы дома, мастерской, преобразуя обычный мир в какой-то радостный праздник жизни, света и добра. В горячих тонах художника словно пламенеет огонь его вдохновенного сердца. Ясная архитектоника цвета, деление на плоскости и лаконизм в сочетании с неизменной декоративностью и ритмичностью создают впечатление монументальной величественности всего, чего бы ни касался своей кистью этот замечательный мастер. Особенно впечатляют пейзажи: здесь и родной для многих из нас Петербург, и Крым, и Кавказ, и Франция, Германия, Испания… Конечно, запечатлён особенно нежно Краснодарский край, где долгое время довелось прожить художнику.

Посетительницы выставки нашли знакомое лицоРаботы Рашида Гилазова напомнили мне о храмовых фресках, но не академически известных росписях сводов храмов Древней Руси, а греческие иконописные традиции – с яркими локальными цветами, с чёткой пластикой линий. Собственно, как и сама не менее живописная фигура Рашида, его образ Художника – творца собственного храма, собственного мироздания души. И вот в этот созданный им мир он приглашает, собирает своих друзей, в число которых попадают всё новые и новые зрители.

Искусство для Рашида –продолжение жизни, даже более настоящая жизнь, чем та, которую мы видим постоянно и к которой так привыкаем, что уже и ничего интересного, выразительного в ней порой не замечаем. А он нас своей чистотой и наивностью как будто возвращает в детство. И сам с удовольствием вспоминает о тех первых впечатлениях, которые потом и сформируют его как художника.

– Я себя почувствовал как художника, пожалуй, с пятого класса, – говорит Рашид. – Родился я под Казанью, но семья переезжала часто с места на место, так что рос я в нескольких городах. Больше всего прожили мы в Набережных Челнах. И вот там именно в пятом классе у нас началось состязание с одним мальчиком, который тоже хорошо рисовал. Половина класса “болела” за меня, а половина – за него. И в этой борьбе мы оба росли. Так, например, к 8 Марта наша учительница убеждала весь класс не искать подарки девочкам и мамам, а самим нарисовать им что-то красивое. Поскольку рисовать могли не все, я рисовал “подарки” не только за себя, но и за многих своих друзей…

Халида Гилазова читает свои стихи на открытии выставки– А приходилось ли вам участвовать в реставрационных работах? Насколько вы знакомы с искусством иконописи, ведь влияние иконописных приемов лично мне кажется очень заметным в вашем творчестве.

– Конечно, специального образования реставратора у меня нет, я учился на живописном факультете, но есть некоторые знания в области истории искусства, я очень люблю Дионисия, Рублёва. Росписи мне приходилось делать на больших пространствах – более 100 метров, но не в храме, а приёмы декоративного письма применять пришлось и там, потому что другого способа заполнить такую большую площадь живописью просто не было – только локальные цвета, декоративное изображение…

 

Затаив дыхание...

 

 

{продолжение читайте в журнале)

 

Музыкально-литературный вечер на выставке Р. Гилазова

 

( вернуться к содержанию номера )