4 (29) 2006
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

Марина Толчельникова: "В поисках своего слова"

 

В поисках своего слова

 

– Это счастье–заниматься любимым делом, общаться с людьми, близкими по духу, и не особенно зависеть от причуд времени. Я делаю то, что сердце подсказывает, наверное, именно это и дает мне чувство внутренней свободы,– говорит петербургский композитор Виктор Иванович Панченко.

 

“Делаю то, что сердце подсказывает”

 

А сердце всегда подсказывало ему писать не ту музыку, за которую больше заплатят, а ту, которая в душе звучит. В благодарность за такую верность она и продолжает звучать. И в душе, и в концертных залах. Оркестровая, хоровая, вокальная… Романсы на стихи Пушкина, Шевченко, Ахматовой, Есенина, Рубцова, Клюева….

Стихи для своих песен он всегда отбирал очень тщательно. И опять-таки не в угоду времени и его влиятельным “представителям”. Отбирал сердцем…

– Музыка – это покрывало стиха, она дает ему вторую жизнь, помогает зазвучать. И относиться к слову нужно очень бережно,– говорит Виктор Иванович. – Моя задача – подарить человеку доброе слово, которое бы его ласкало, согревало и открывало глубинный, духовный смысл нашей жизни. Чтобы в нём русская душа чувствовалась. Вот такое слово я и ищу.

При этом для Виктора Панченко не столь важно: известен поэт или нет, из позапрошлого он века или… из соседнего дома. Если зацепит, взволнует, тотчас же садится сочинять музыку.

В молодости, после учёбы в консерватории, он пел русскую и зарубежную классику в Государственной академической капелле имени Глинки. А в 60-х годах оставил капеллу и стал гастролировать по Союзу с концертными организациями. Тогда и начал писать музыку, а также искать слова для своих будущих песен. Где бы Виктор Панченко ни оказывался: на Кавказе, в Средней Азии, в Поволжье – всюду бегал по книжным магазинам, искал близких по духу авторов, знакомился с поэтами-современниками. Причём, как рассказывает композитор, в провинции хорошие книги достать было куда проще, чем в больших городах. А люди, которых он встречал, были душевнее, чище, ближе к природе и к жизни.

Доводилось бывать ему и в Ставропольском крае – в родном городе Георгиевске, который связан с именами Пушкина, Лермонтова, Толстого и по которому Виктор Иванович так часто скучает! Он вспоминает первые дни в Ленин-граде, куда в 50-х приехал поступать в консерваторию. Как ходил по городу и не мог согреться от непривычной ему сырости и холода. А люди в Ленинграде были такими тёплыми! Это тепло согревало и его, и тех, кто слушал потом его песни о городе на Неве… “Ленинградские дали”, “Петербург, Петроград, Ленинград”, “Спит в тишине мой город” …

Много бывал он и в области, работая в Ленконцерте и в областной Филармонии. Одна из его песен, написанная на стихи Николая Рачкова, так и называется – “В Ленинградской области”.

Ленинград-Петербург подарил композитору встречи с интересными поэтами. Многие из них приехали из провинции. Не для того ли, чтобы встретиться с Виктором Панченко и вместе с ним создать проникновенные и очень русские по духу песни? Например, на стихи поэта Ивана Стремякова:

“Захирела русская деревня,
Мужики не пашут, не куют,
Не выходят сельские царевны
На лужок и песен не поют,
Не играет вечером гармошка,
Не пылают страсти на меже,
Мужики – Ивашка да Антошка,
Да и те состарились уже…

Или на стихи поэта Владимира Скворцова:

“Любить Россию–это боль терпеть,
Которая выматывает душу,
И, замерзая, в теплое одеть
Того, кто не выдерживает стужу…

Написал Виктор Панченко множество песен и романсов и на стихи Николая Астафьева, Вячеслава Кузнецова, Эдуарда Кузнецова, Алины Мальцевой, Бориса Орлова, Маргариты Ярковой и других питерских поэтов. А в 1995 году в Доме офицеров состоялся большой авторский концерт Виктора Панченко, посвящённый песням композитора на стихи его современников.

Если говорить о поэтах прошлого, то особое место в творчестве Виктора Ивановича занимает духовная поэзия русского поэта Николая Клюева, поэта с неординарным талантом и трагической судьбой. Об этой стороне творчества Виктора Ивановича читатели “Невского альманаха” знают из статьи Веры Степановой, опубликованной в № 5-6 (18-19) за 2004 г.

– С творчеством Клюева меня познакомил мой друг, который вообще-то был врачом, – вспоминает Виктор Иванович. – У него была богатая библиотека, и как-то он достал из шкафа двухтомник Клюева – издание 1919 года. Первое же прочитанное стихотворение остановило меня… и стало песней:

“Наша радость, счастье наше,
Не крикливы, не шумны,
Но блаженнее и краше,
Чем младенческие сны…”

Сегодня на стихи Клюева композитор написал уже более 80 музыкальных произведений. Несколько лет подряд по инициативе Виктора Ивановича проводятся благотворительные вечера, посвящённые творчеству поэта. А один из знакомых Виктора Ивановича как-то признался, что раньше он читал стихи Клюева и многого не понимал. А после того, как они легли на музыку, – будто прозрел…

Интересно, что прозрение наступает даже когда просто слушаешь стихи, которые Виктор Иванович читает вслух. Читает так проникновенно, что хорошо знакомые строчки начинают звучать по-новому. Читает душой, а не голосом.

 

Чтобы спеть самому

 

А голос у него задушевный. По словам Виктора Ивановича, он пишет песни так, чтобы захотелось спеть самому. Впрочем, некоторые из них он сам и поёт … “Выхожу я в полюшко”, “Молодость”, “В Ленинградской области”… Многие произведения звучат в исполнении его верной спутницы жизни – Веры Ефимовны Панченко, лауреата всероссийского конкурса вокалистов. Они познакомились в Петрозаводске во время гастролей и стали с тех пор неразлучной творческой парой.

У Виктора Панченко давние творческие связи с артистами Мариинского и Малого оперного театров. Его песни исполняли Борис Штоколов, Александр Даньковский, Геннадий Беззубенков, Георгий Заставный, Юрий Сабуров… Среди исполнительниц были Ольга Воронец и Анна Герман.

– С Ольгой Воронец мы встретились на ленинградском радио, – рассказывает композитор. – Она спросила, есть ли у меня что-нибудь подходящее для неё. Потом послушала несколько вариантов и выбрала на стихи Марка Титова “Я не виновата”.

Там же, на ленинградском радио, в 70-х годах познакомился я и с Анной Герман. “Что вы мне предложите из своих песен?”. “Пока не знаю”. “Давайте я дам вам свой адрес, и вы мне что-нибудь пришлёте”. Из того, что я ей прислал, она остановилась на “Я люблю танцевать”.

 

 

Пространство души

 

К вере композитор пришел уже в зрелом возрасте.

– Сначала показалось, будто ничего особенного не произошло,– говорит Виктор Иванович.– А потом мой мир стал меняться, в него пришли люди, открывающие мне глубинный смысл духовной жизни.

Дома у композитора – весьма скромная обстановка, но в ней есть то, что ему особенно дорого. Афиши памятных концертов, книги, портреты любимых поэтов. А на стене, возле которой стоит пианино, – репродукции икон…

– Только здесь я и могу писать музыку, – с теплотой говорит хозяин дома, – это мое творческое пространство, которое меня поддерживает, вдохновляет, бередит душу. Перед ликами святых я контролирую своё духовное состояние, получаю верные ответы, когда жизнь ставит меня перед выбором.

А вот моё любимое пианино… Я купил его по объявлению. Женщина продавала инструмент, оставшийся после ухода из жизни сестры… Нина Еремеева, парашютистка, ветеран Великой Отечественной войны. Она много играла, пела, сочиняла стихи. Одно из её стихотворений было передано мне. Меня оно тронуло, и я написал песню.

Виктор Иванович садится за пианино, а Вера Ефимовна поёт:

“Далёкий друг, по нашей давней дружбе,
На зов души, откликнись, отзовись!
Как ты живёшь и на какой ты службе,
Какой дорогой двигаешься ввысь?

Тебя я в дебрях жизни потеряла,
Давным-давно окончилась война.
С тех пор в пути ни разу не встречала,
Испив беды и горечи до дна...”

Вот ведь как могут быть связаны человеческие судьбы! Женщина потеряла милого друга и, оставшись одна, помнила о нём всю свою жизнь. А теперь незнакомый ей композитор Виктор Иванович Панченко, сидя за её инструментом, исполняет песню на её же стихи… Слушаешь, и кажется в такие минуты, что какая-то общая Душа объединяет людей, независимо от времени и расстояния. И они начинают слышать, чувствовать, сопереживать друг другу. В этом, наверное, и заключается сила искусства, музыки.

И сила слова, которое, право же, стоит искать.

 

Марина Толчельникова
Санкт-Петербург

 

( вернуться к содержанию номера )