|
В.П. ЯКОВЕЦ,исполнительный директор
А МОЛОДЁЖЬ-ТО ЧИТАЕТ!
В год 60-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, используя многолетний практический опыт, библиотеки приняли активное участие в литературно-патриотической акции “Образ войны и Победы”, организованной орловским региональным Центром книги. Думаю, узнать её итоги будет интересно и российскому читателю. Составной частью акции стало исследование «Книга как память о войне», ставившее своей целью изучить отношение орловцев, особенно молодёжи, к исторической, мемуарной, художественной литературе о Великой Отечественной войне, узнать, что она сегодня читает, какие идеалы в жизни ценит, каким традициям верна. Анкетированием было охвачено около 4 тысяч респондентов. Вопреки обеспокоенности общества в отношении падения интереса к книге у молодёжи, молодёжная группа оказалась среди участников исследования достаточно большой – 36%. Анализ основных вопросов анкет, предложенных читателям, выявил следующее. “Читают много” - ответили 55,3 % респондентов. Большинство молодых объясняют это необходимостью, связанной с образовательным процессом. Некоторые (10%) подчеркнули, что читают потому, что “хотят знать историю своей страны, правду о второй мировой войне”, “узнать, что помогло нашему народу выдержать натиск врага и одержать победу”. Люди зрелого возраста (37 %) называли книги о войне любимым жанром. На вопрос: “Считаете ли Вы, что военная литература оказывает воздействие на формирование патриотических чувств молодёжи?” утвердительно ответили 87 % респондентов. Представляют интерес ответы читателей, данные на вопросы “Каких писателей, пишущих о войне, Вы считаете значимыми?” и “Ваш любимый автор и книга”. При всём многообразии авторов, а их в анкетах было упомянуто около сорока, просматривается определённый пласт книг, пользующихся стабильным спросом. Самый высокий рейтинг оказался у Б. Васильева. Ему отдали предпочтение свыше 20 % респондентов. В десятку наиболее востребованных писателей вошли Ю. Бондарев, В. Быков, К. Симонов, М. Шолохов, М. Кондратьев, А. Фадеев, Д. Медведев, Ю. Семёнов, И. Стаднюк, А. Чаковский, Э. Казакевич. Круг чтения молодёжи оказался значительно уже, чем у читателей старшего поколения. Основное место в чтении молодых занимают имена Б. Васильева, Ю. Бондарева, А. Твардовского, В. Быкова, В. Астафьева. Самым популярным произведением о войне у молодёжи стала повесть Б. Васильева “А зори здесь тихие”. У читателей до 30 лет она отмечена в каждой второй анкете. В анкетах читателей среднего и пожилого возраста доминируют произведения Б. Полевого, А. Фадеева, К. Симонова, К. Воробьёва, Д. Медведева, В. Некрасова, М. Шолохова. Эта категория читателей отмечает и своё увлечение мемуарной литературой. Определенно, обращают на себя внимание ответы, данные читателями на вопрос “Ваш идеал литературного героя-патриота Родины?”. Более 30 % респондентов, преимущественно молодых, ответили, что “идеала нет”. Идеалом для 18 % анкетируемых являются девушки из повести Б. Васильева “А зори здесь тихие”, многие назвали своим идеалом Василия Теркина, героев повести Э. Казакевича “Звезда”. Вместе с тем старшее поколение ссылается на более широкий круг литературных героев, ставших для них идеалом. В их числе: герой “Повести о настоящем человеке” Б. Полевого – Александр Мересьев, Ульяна Громова и Сергей Тюленин из романа А. Фадеева “Молодая гвардия”, Андрей Соколов из рассказа М. Шолохова “Судьба человека”, разведчик Исаев из романа Ю. Семенова “Семнадцать мгновений весны”. Анкету было предложено заполнить и несовершеннолетним подросткам Шаховской воспитательной колонии. Поразили малограмотность подростков, незнание литературы. В большинстве анкет названы один-два автора – В. Катаев, М. Шолохов. Но больше всего настораживает тот факт, что почти во всех анкетах этой группы на вопрос: “Ваш идеал литературного героя-патриота Родины?” подчеркнуто “идеала нет”. Думается, отсутствие положительного идеала, и не только литературного, сказалось на судьбе этих подростков. Можно сколько угодно говорить и спорить о том, должен ли быть у современной молодежи идеал в жизни. Но очевидно одно, что нравственное становление личности не бывает без духовного багажа, в котором книге отводится не последняя роль. Поэтому воспитание у подростков, особенно проблемной социальной среды, культуры общения с книгой, потребности обращения к ней должно стать одной из важнейших задач деятельности библиотек. Безусловно, решение проблемы чтения напрямую связано с уровнем подготовки библиотечных кадров, широты их читательского кругозора. В этой связи по инициативе Центра книги было проведено анкетирование студентов – выпускников библиотечно-информационного факультета Орловского государственного института культуры и искусств. Разработчиком анкеты и организатором небольшого исследования выступила выпускница вуза Наталья Рыжова. Было распространено пятьдесят анкет, опрошен каждый пятый студент. Предлагалось ответить на следующие вопросы: “Оцените, пожалуйста, свой уровень знаний о Великой Отечественной войне по пятибалльной шкале”, “На основе какой информации складывается ваше мнение о тех событиях?”, “Какие книги о Великой Отечественной войне Вы читали? Назовите наиболее понравившиеся”, “Какие книги Вами были прочитаны? (в том числе по образовательной программе, по собственному желанию)”, “Должна ли сегодня читать молодежь книги о войне?”. На “хорошо” оценили свои знания о Великой Отечественной войне 30 студентов, на “удовлетворительно” - 10, на “отлично” - 1. На вопрос: “Из какой информации складывается Ваше мнение о тех или иных событиях Великой Отечественной войны?” - книги уступили место кинофильмам. Можно сделать вывод, что круг чтения этой группы мало чем отличается от круга чтения молодежи в целом. В комментариях студентка подчеркнула: “События Великой Отечественной войны нас волнуют. Но нас возмущает издание литературы, искажающей факты истории, умаляющей роль нашей страны в победе над фашистской Германией. Я считаю, мы должны больше читать о войне, но нам нужна правдивая литература, отражающая реальные события Великой Отечественной войны. Тогда и интерес к ней будет выше”. К сожалению, книжные фонды провинциальных библиотек сегодня комплектуются очень слабо и не всегда готовы удовлетворить растущие потребности современного читателя. Увлечь молодежь чтением, воспитать любовь к книге, познанию – задача непростая. Она требует от библиотечных работников глубоких знаний не только литературы, но и педагогики, психологии, особенностей молодежной субкультуры, создания благоприятной среды для общения. Думаю, выражу мнение многих: время требует начать подготовку таких специалистов. Однако абсолютизировать только роль библиотеки и библиотекаря в решении данной проблемы нельзя. На этот процесс влияют многие факторы, в том числе и государственная политика в области образования и культуры, и разрыв связей между отдельными звеньями литературной системы, включающей авторов, издателей и трансляторов. Свести все эти звенья в единый, действенный механизм продвижения книги и чтения – важнейшая задача государства и всей прогрессивной общественности нашей страны. Россия снова должна стать самой читающей нацией. Ибо в грядущем обществе “экономики знаний” чтение и “человек читающий” все больше осознаются как национальная ценность.
( вернуться к содержанию номера )
|