|
ПИСАТЕЛЬ-САТИРИК ПУШКИН
Что наша жизнь анекдотична, известно давно. Вообще анекдоты всегда запоминаются легче, чем научные трактаты. Это их свойство хорошо используют хорошие педагоги в своей работе на посевной доброго и вечного. как раз к такому вечному и можно отнести этот прием. Вспоминая о нем, следует вспомнить один анекдот из старого учебника по литературе. Слава приему по привлечению анекдота в процесс обучения! А сам анекдот такой... однажды в далекое время царствования одного не самого плохого русского императора, который самолично считал себя либералом, царские сатрапы, несколько далекие от либерализма, послали одного опального и известного литератора на борьбу с саранчой в один из отсталых и отдаленных районов России. однако этот литератор не стал ловить саранчу сачком. он, обладая хорошим чувством юмора, просто приехал на место, а там составил подробный отчет следующего содержания: “Саранча прилетела, урожай съела и снова улетела”. Многие догадались, что этим известным литератором был сам Александр Сергеевич Пушкин, который не только написал великие стихи и замечательные повести, но не чурался и такого обыденного жанра, как анекдоты, которые он сам называл “россказнями за столом”. За столом Пушкин сидел часто, и не только рабочим. он весьма обожал это занятие, и поэтому у него было некоторое количество таких россказней. остается только привести некоторые из них. Сейчас модно приводить анекдоты от лица какого-нибудь известного и веселого человека. Так вот представляем анекдоты от Александра Сергеевича ПУШКИНА.
* * * Денис Давыдов явился однажды в авангард к князю Багратиону и сказал: - Главнокомандующий приказал доложить вашему сиятельству, что неприятель у нас на носу, и просил вас немедленно отступить. Багратион (может быть, не всем известно, что у князя Багратиона был очень большой нос) отвечал: неприятель у нас на носу? на чьем? если на твоем, так он близко, а коли на моем, так мы успеем еще отобедать.
* * * Надменный в сношениях своих с вельможами, Потемкин был снисходителен к низшим. Однажды ночью он проснулся и начал звонить. Никто не шел, Потемкин соскочил с постели, отворил дверь и увидел ординарца своего, спящего в креслах. Потемкин сбросил с себя туфли и босой прошел в переднюю тихонько, чтобы не разбудить молодого офицера.
* * * На Потемкина часто находила хандра. Он по целым суткам сидел один, никого к себе не пуская, в совершенном бездействии. Однажды, когда был он в таком состоянии, множество накопилось бумаг, требовавших немедленного его разрешения, но никто не смел к нему войти с докладом. Молодой чиновник по имени Петушков, подслушав толки, вызвался представить нужные бумаги князю для подписи. Ему поручили это с охотою и с нетерпением ожидали, что из этого будет. Петушков с бумагами вошел прямо в кабинет. Потемкин сидел в халате, босой, нечесаный, грызя ногти в задумчивости. Петушков смело объяснил ему, в чем дело, и положил перед ним бумаги. Потемкин молча взял перо и подписал их одну за другою. Петушков поклонился и вышел в переднюю с торжествующим лицом. “Подписал!..” Все к нему кинулись, глядят: все бумаги в самом деле подписаны. Петушкова поздравляют. “Молодец! Нечего сказать.” Но кто-то всматривается в подпись - что же? На всех бумагах вместо: князь Потемкин - подписано ПЕТУШКОВ, ПЕТУШКОВ, ПЕТУШКОВ...
* * * Шувалов, заспорив однажды с Ломоносовым, сказал ему сердито: “Мы отставим тебя от академии.” - “Нет, - возразил великий человек, - разве академию отставите от меня”.
* * * Дельвиг звал однажды Рылеева к девкам. Я женат, отвечал Рылеев. “Так что же, отвечал Дельвиг, разве ты не можешь отобедать в ресторации потому только, что у тебя дома есть кухня.”
* * * Потемкину доложили однажды, что некто граф Морелли, житель Флоренции, превосходно играет на скрипке. Потемкину захотелось его послушать, он приказал его выписать. Один из адъютантов отправился курьером в Италию, явился к графу Морелли, объявил ему приказ светлейшего и предложил тот же час садиться в его тележку и скакать в Россию. Благородный виртуоз взбесился и послал к черту и Петербург, и курьера с его тележкою. Делать было нечего. Но как явиться к князю, не исполнив его приказания? Догадливый адъютант отыскал какого-то скрипача, бедняка не без таланта, и легко уговорил его назваться графом Морелли и ехать в Россию. Его привезли и представили Потемкину, который остался доволен его игрою.
* * * У Крылова над диваном (где он обыкновенно сиживал), сорвавшись с одного гвоздика, висела наискось по стене большая картина в тяжелой раме. Кто-то ему дал заметить, что и остальной гвоздь, на котором она еще держалась, не прочен и что картина когда-нибудь может упасть и убить его. “Нет, – отвечал Крылов, – угол рамы должен будет в таком случае непременно описать косвенную линию и миновать мою голову”.
* * * Государь долго не производил в генералы Болдырева за карточную игру. Однажды в какой-то праздник во дворце, проходя мимо него в церковь, он сказал: “Болдырев, поздравляю тебя.” Болдырев обрадовался, все бывшие тут думали как и он и поздравили его. Государь, вышед из церкви и проходя мимо Болдырева, сказал ему: “Поздравляю тебя - ты, говорят, вчера выиграл.” Болдырев был в отчаянии.
Анекдоты Пушкина несколько отличаются от нынешних. В них существуют реальные люди. Недаром многие анекдоты Пушкина позднее были воспроизведены не как сатирический рассказ, способный подчеркнуть какую-либо странность в характере того или иного исторического лица, а как исторический факт. Все это заметили, вероятно, в истории с картиной баснописца Крылова. Если вспомнить начало девятнадцатого века, то мы сразу
поймем, что тогда не было сатирических разделов в журналах, а таких веселых
журналов вроде « Крокодила» просто не было. Все это пришло намного позже. И
тогда скорее всего Александр Сергеевич не думал о стезе сатирика, да и подобный
жанр в те годы не был так популярен и люди того времени просто не могли
представить писателя, читающего свои хохмочки с эстрады. Но сатирический талант
у великого Пушкина был и проявлялся в его основных стихотворных жанрах. Мы видим
иронию в строках про дядю, который был “честных правил”, или о том, чему мы
“учились понемногу”. Но особенно этот искристый характер любителя шутки мы можем
обнаружить во многих эпиграммах. Этот жанр в те годы был популярен, и в нем
Пушкин не знает пределов и авторитетов. Тут доставалось и врагам, и друзьям.
Надо сказать, что в те годы это было небезопасно. Шутки часто заканчивались
дуэлями. Была у Пушкина даже дуэль в 1819 году с его другом Кюхельбекером из-за
простой поэтической шутки:
Пушкин и на дуэли с Кюхельбекером шутил, уговаривая секундантов отойти подальше, потому что если друг Кюхля будет целиться в него - обязательно влепит пулю секунданту. После друзья помирились навсегда. Однажды молодой гений сцепился со стариком Лановым, который
назвал Александра Сергеевича молокососом. Тот в свою очередь назвал Ланова
винососом, а затем вызвал обидчика на дуэль. Генерал Инзов помешал дуэли,
посадив поэта под арест, где Пушкин сочинил дошедшую до наших дней
нелицеприятную эпиграмму:
Ниже вы увидите строки, за которые поэт мог получить ответ свинцом много раньше той роковой дуэли. Но в те времена “невольник чести” был еще и невольником истины, за которую был готов платить до конца. Тогда было не принято прятаться за псевдонимы. Сатира не ценилась, но стоила дорого. Не будем дальше злоупотреблять терпением внимательного читателя, а в доказательство моих слов приведу строки великого поэта, который не считал себя сатириком, а просто был им по сути своего таланта.
* * *
НА Н. М. КАРАМЗИНА
НА М. С. ВОРОНЦОВА
НА М. А. ДОНДУКОВА-КОРСАКОВА
НА Ф. И. ТОЛСТОГО
НА Н. И. НАДЕЖДИНА
НА КНЯЗЯ А. Н. ГОЛИЦЫНА
НА АЛЕКСАНДРА I * * *
ИСТОРИЯ СТИХОТВОРЦА * * * * * *
ЛЮБОПЫТНЫЙ
Владимир ЗУЕВ
( вернуться к содержанию номера )
|