|
Алексей АХМАТОВ
Когда Андрей Белый создавал общество аргонавтов, он провозгласил принцип, согласно которому «дар писать» и «дар жить» являются неразделимыми. Поэзия минувшего века взяла этот принцип на вооружение. Жизнь поэта стала равноправным объектом его собственных духовных исканий и поступков. Правда, в эпоху неслыханных мятежей это не составляло большого труда – суровая реальность сама вмешивалась в судьбу поэта роковым образом. Но мифотворчество считалось неотъемлемой частью творчества вообще, и не случайно Анна Ахматова, узнав о судилище над Иосифом Бродским, воскликнула: «Какую биографию делают этому рыжему!». Судебный факт ложился краеугольным кирпичиком в основание новой поэтической легенды. Со временем аргонавтический принцип сделался обязательным, причем «дар жить» постепенно вытеснял собою «дар писать». По большому счету, теперь, чтобы стать властителем дум, не требовалось никакого сочинительства – достаточно было публично совершить некое художественное действо. Так возник перформанс. Сегодня, когда акционистское искусство стало мейнстримом, подлинные мастера оказались перед выбором – либо соответствовать духу времени, либо уходить на обочину дороги. Алексей Ахматов остался верен традиционной (пушкинской) концепции поэта, который в нынешних условиях неизбежно обретает маргинальные черты. Ему чужды попытки изобрести красочную автобиографию, где примитивная справка из вытрезвителя превращалась бы в мрачный документ сталинского ГУЛАГа. Он и в стихах высмеивает подобный подлог, коим грешат многие нынешние знаменитости:
Уюта хочется душе, Чтоб коньячок был и буше, Чтоб друг, сидящий за столом, Сверкал, как лысиной, умом. Но, говорят, полезен ей Не теплый дом и не хоккей. Нет, ей полезны, говорят, Лесоповалы, а не сад. А также для неё полезны Тиран, цензура, строй железный.
Так принимай, душа, что есть, И радуйся, что есть что есть.
Понятно, что ни тирана, ни цензуры, ни железного строя нет и в помине, но если постараться, то их можно вообразить, вписав в историю своей жизни, и на этом зыбком основании построить великолепный виртуальный замок. Ведь пресловутый «дар жить» отныне предполагает не только упомянутое художественное действо, но и широкую пропагандистскую подготовку к нему. Подобный подход лишён искренности и потому неприемлем для Алексея Ахматова. Поэт предпочитает честно, по-настоящему разговаривать с читателем и не обманывать его:
Мой кораблик трёхтрубный к реке не пробьётся из лужи, Самолет мой бумажный не взвалят на спину пассаты. Но когла деревяшка намокнет, а крылья сомкнутся, То на месте крушения чёрный останется ящик. Он правдиво расскажет (и пусть в МЧС посмеются), Что я все-таки был, несмотря ни на что, настоящий.
Надо сказать, что тема крушения настоящего проходит лейтмотивом в творчестве поэта. Что остается делать поэту, когда современный Аполлон не только не требует священной жертвы, но и объявляет поэтическое ремесло ненужным? Для Алексея Ахматова ответ ясен – вопреки всему писать стихи, ибо «когда поэт не пишет – не живет».
Евгений Лукин, член Союза писателей России, главный редактор журнала «Северная Аврора»
ЗАГОВОР
Взяв природу в оборот, Дни и ночи напролёт Облаков шальное стадо На поля дожди кладёт! Клён раскидистый, вернись, Не лети листвою вниз, Я прошу тебя, не надо, Демонстрировать стриптиз.
Эмигранты снегири, Свиристели и щуры, Сотрясая мирозданье Не шумите до поры! Зонт, как злобный нетопырь, Перепонки не топырь – Я твержу, как заклинанье, Чтоб осилить ноябырь.
* * *
Они живут в стране, страной Питаясь, словно черви в груше, Но ненависть им сушит души К плоду, что жрут они гурьбой.
Про грязь и гниль наперебой Галдят, ведь им не объяснили, Что кроются причины гнили В их деятельности гнилой.
* * *
Небо к людям повернуто боком, Дождь потопом грозит, ной не ной, А на дачном ковчеге убогом Запирается старенький Ной.
Литр спирта в пластмассовой таре Он на борт свой скрипучий берёт, Тот ему каждой твари по паре Натурально воспроизведет.
И когда, полумёртвый от вахты, Ной прибудет к горе Арарат, То спасётся с ним каждый пернатый, Каждый зверь, насекомое, гад.
Выйдет он поутру к перевалу И дыхнёт… Станет ясно тогда, Что и вправду во рту ночевали Разномастных животных стада.
* * *
Мне долго ангелы шептали: «Ты избранный, ты не такой, Как все. Иди по вертикали, Мы занялись твоей судьбой.
Здоровьем пусть уже не пышешь, Пусть голос несилён, а всё ж, От Бога всё, что ты напишешь, И даже, что произнесёшь»!
И я бы даже им поверил, (Что оставалось, право, мне?) Когда б не санитар у двери, И не решётки на окне.
* * *
Плащ из полипропилена Дню ненастному под стать… С тополиного трамплина Листья учатся летать.
Зонтик чуткою мембраной, Дождь в размер пытаясь вбить, Будет с дробью барабанной Надо мной гнездовье вить.
Всё в природе повторится, Даже чудеса, когда Перестанет капать, литься, Станет ломкою вода.
А пока асфальт как будто В упаковке блистера. Наше будущее мутно, Даль бесхозна, близь сера.
Остов банки майонезной В лужу подтолкну носком… День проходит бесполезный, Как мороженщик с лотком.
* * *
Пришёл с обидой в Божий Храм: «Что делать, батюшка, не знаю… Уже полгода я страдаю, Проходу не дает мне хам!
Простить? А мне-то каково?! Терпеть? Но он – подлец последний, В сравненье с ним я – принц наследный. Как мне молиться за него?»
Но… пересилил боль в висках, И бурю подавил сомнений, И встал на чашечки коленей, Свою гордыню расплескав.
* * *
Вышла вечером во дворик баба Лиза, Отдохнуть маленько от домашних дел. Только булочку достала голубям, как вибровызов В расписной её авоське зазудел.
Аккуратно донеся трубу до уха Баба Лиза говорит, вникая в суть: «Яйца красить будем завтра, шелуху неси от лука, И про импортные дрожжи не забудь».
В остальном, наверно, к пасхе я готова, А куда, скажи, Семёныч наш исчез? Я vkontakt ему писала – результата никакого, Ты пошли ему Петровна SMS».
* * *
Когда-то Державин расстроился, Сказав гениально о том, Что всё медным тазом накроется, А лира пожрётся жерлом.
И предостерёг нас по-доброму, Что всё обращается в прах. Потомок, сродни археологу, Найдёт нас в глубоких пластах.
А что мы оставим для вечности Читателям новых эпох? – Обломанных рифм наконечники Да ржавые лезвия строк.
* * * Памяти Алексея Леонова
Ворона конструирует гнездо В архитектуре ветреной берёзы, И это привнося в него, и то. А дерево, страдая от артроза,
Скрипит, но терпит зуд её трудов, Хрустят сухие сучья, как меренги, – Так терпит дом, построенный Кваренги, Вмешательство позднейших мастеров.
Всё это жизнь у жизни на плечах И жизнью жизнь поправший птичий лепет… Гнездо, как будто круглая печать, Удостоверит – смерти нет на свете.
* * *
Я в детстве на витрине увидал Янтарный, плодоносный стан гитары. Так в пушкинском «Руслане» испытал «Природный финн» Наины гордой чары.
Она тогда такой имела вид, Была столь недоступна и желанна, Как на картине Лапченко сидит Застигнутая старцами Сусанна.
Будь я постарше, к музе б стал взывать: «Гляди, сестра твоя родная» или В подобном роде, но тогда дышать Вблизи витрины не хватало силы.
Забыв про все, я на гитару мог Смотреть часами, на морозе стоя, Но мать, страданьям подведя итог, Сказала: «Денег нету на пустое».
Потом в моих руках бывал «Орфей», Была «Кремона», даже «Стратокастер», Но только ту, за тридцать шесть рублей, Я вспоминаю, не скрывая страсти.
* * * С. К.
Битый час под дождиком отвесным На тебя смотрю через витрину Нашего кафе на Старо-Невском, Продлевая наших встреч интригу.
Ты сидишь с бокалом мукузани И меня лениво поджидаешь. И, стреляя карими глазами, Равнодушно раненых бросаешь
За соседними столами. Томно Пальчиком играешь с пробкой винной. О, нужна большая искушенность, Чтобы выглядеть такой наивной.
Но как ни прекрасна ты, а всё же, Даже под угрозой расставанья, Ты, увы, дать больше мне не сможешь, Чем я взять сегодня в состоянье.
* * *
Почти полгода не пишу стихов, Истосковался без ночных трудов. И я уже стал думать наконец: Меня не хочет больше знать Творец.
Лист в клеточку… Сквозь голубые прутья Решётки школьной призываю: «Тут я! Просунь хоть мысль, хоть образ, как подачку», - Так узник ждёт от близких передачу. Но, на засовы скрепок заперта, Молчит тюрьма тетрадного листа. И я молчу сто семьдесят два дня. Доколе ждать? Освободи меня!
БИБЛЕЙСКОЕ
Съел яблоко со всеми потрохами: С костями, с мясом, кровью и грехами,
С неведомым стыдом, с трудом до пота (Но главное-то, что - бесповоротно).
С восторгом страсти и стремленьем к знаньям, Но также с алчностью ко всяким званьям,
С пустою бытовою круговертью (Но главное, что - с собственною смертью).
Бог, запретив вкушать сии плоды В тень отошел, но это полбеды -
Ведь яблоки, как ни был Он суров, Оставил рдеть в ряду других плодов.
Мне тот сюжет своей моралью злой Напомнил сказку… с Синей Бородой.
ОПЫТ
Славе удалили гланды, В ночь на Новый Год, За окном растут гирлянды, И салют цветёт.
Сохнет рот, но можно только Влажный бинт сосать. Так от крови в горле горько - Невозможно спать.
Он к стеклу прижался носом, Глаз не отвести. Руки сини, ноги босы, Господи, прости.
Он тихоня, не проказник, Чей-то внук и сын Будет первый в жизни праздник Проводить один.
За окном смешки и топот, Вспышки и пальба. Это самый ценный опыт, Слава, у тебя!
( вернуться к содержанию номера )
|