|
НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ!
В НППЛ «Родные просторы» вышла новая книга
"Чем продолжительней молчанье, тем удивительнее речь..." Есть такая строчка у одного замечательного поэта 20-30-х годов. Конечно же – прошлого века. И даже – прошлого, уже, тысячелетия. Три, до этой, книжки Юрия Буковского тоже вышли и в далёком, и в недавнем пока ещё, прошлом тысячелетии. Все они относятся к жанру детской литературы. Одна из них «Настоящий мальчик. Рассказы о Ростике и его друзьях» была опубликованы огромным тиражом в сто пятьдесят тысяч экземпляров и разлетелась с прилавков мгновенно. Правда, тогда автор работал в детском журнале, сотрудничал в пионерской газете, вёл детскую литературно-юмористическую передачу на Ленинградском радио. В общем, был широко известен в узком кругу юных читателей. Одна моя знакомая, работавшая воспитательницей в пионерлагере, рассказывала, что её отряд не засыпал, пока им не почитаешь «про Ростика». Любили дети эти весёлые истории! Да и поныне «Настоящий мальчик» остаётся одной из самых замусоленных книжек в детских отделах библиотек. Потом были две куда менее удачные книжки, вышедшие небольшими тиражами. А затем - продолжительное молчанье. И вот – новая книжка «А где же раки-то зимуют?» Это сказка, адресованная детям среднего и старшего возраста. И снова - на редкость весёлая, начиная от пародийной аннотации , и до последней точки на шестнадцатой странице. Сказка небольшая -всего один печатный лист. Но мал золотник, да дорог. Как и положено сказкам, она не только смешная, но ещё и умная и поучительная. И, как все поучительные и умные сказки, предназначена она не только для детей, но и для взрослых. Можно, конечно же, увидеть в сказке только комичное «повествование о жизни и приключениях особ коронованной семьи». А можно заметить и постановку вовсе не детских вопросов о взаимоотношения творца и власти, например; свободы и творчества; свободы и вдохновения. А действительно, задумаемся, закрыв последнюю страницу сказки - почему величайший творец Пушкин считал, что свободнее всего он чувствует себя в жёстких рамках однообразной строфы? Или: почему подцензурная литература выдаёт, порой, художественные шедевры мирового уровня? А свободная, зачастую, ничего путного сделать не может. Или выдаёт только разнузданные и эпатажные вещи. Нет, не подумайте – я вовсе не за цензуру! Ни в коем разе! Упаси Бог снова увидеть, как рассядутся по кабинетам, получающие зарплату за удушение свободной мысли гонители-властолюбцы! Но вопросы-то остаются! И ещё вопрос, и тоже подсказан сказкой: необходимо ли при воспитании наказание? Вроде бы аксиомой стало: воспитывать надо убеждением, словом, любовью. А вот в «Вечной книге» написано: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». И опять – я вовсе не за розгу! И ни за кнут! Ни в коем случае! Но вопросы-то остаются! Проблемы эти не решило, да и никогда не решат ни общество (даже наше, то ли гражданское, то ли рантное, то ли не рантное), ни педагогическая наука, ни художественная литература. Все мы можем только высказать своё собственное мнение. Художники размышляют, ставят проблемы, пытаются их разрешить - так уж они устроены – обычно, в очень затейливой форме: сочиняют рассказы, сказки, пишут стихи, повести , или даже, если хватит духу, романы. Вот, поэтому-то и следить за их мыслью куда интересней, чем за мудрствованием какого-нибудь зануды. История, рассказанная автором необычайно забавна. Чувствуется и мастерство, и влияние театра - и в яркой образности, и в напряжённости сюжета (автор обучался на отделении драматургии Высших театральных курсов). Чего стоит один только образ боярина «с бородищей от бровей». Или раки, выстроившиеся стайкой, клином, наподобие гусей, улетающих в тёплые края. Кстати, книжка весьма талантливо оформлена художником - именно художником, а не дизайнером, что для детской литературы крайне необходимо, - с не менее, чем Буковский, известной, фамилией Росси. В общем, советуем книжку почитать. Скучать не придётся. Анна Хаврошина, студентка Ветеринарной Академии
( вернуться к содержанию номера )
|