4 (47) 2009
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

 

 

 

Сергей ШЛИМОНОВ

 

 

 

 

БЫЛА ДОМОМ ГРЕМИХА

 

 

Такое немного забавное название посёлок получил от ручья, стекающего в одноимённую бухту Святоносско-го залива. В старину поморы все шумные порожистые ручьи называли «гремиха-ми». Этот находится в 400 километрах от Мурманска, между старым посёлком (Гре-миха) и новым (Островная), как раз рядом с больничным городком. К слову, на Кольском полуострове есть ещё река Гре-миха в Терском районе и небольшая речка Гремяха недалеко от Колы. Островная появилась уже в послевоенное время, исключительно как военная база, и получила название от бухты Островной, удобно располагающейся за грядой Иоканьгс-ких островов. Похоже, сама природа обрекла Гремиху стать военным гарнизоном: она расположилась на стыке Баренцева и Белого морей, в той самой восточной точке Кольского полуострова, где море и зимой не покрывается льдом, тогда как за Святоносским мысом царствует зимой белое безмолвие.

И в навигационную пору граница морей вполне зримая: цвет воды и её прозрачность на параллели мыса Святой Нос меняется буквально на глазах. Подобное происходит от встречи двух течений – мощного приливно-отливного Беломорского и Мурманского ответвления известного всем тёплого течения Гольфстрима. От столкновения водных масс случается ещё одна любопытная и неприятная для мореплавателей вещь – Святоносский сулой – бурлящее волнение и водовороты. Прежде архангельские поморы, ходившие за треской к Мурманскому берегу, обходили сулой, перетаскивая свои карбасы волоком через мыс сразу в Свято-носский залив. На восточном берегу не-да-леко от оконечности мыса есть губа Волоковая. В 70-е годы там ещё можно было найти следы этого волока. Вероятно, есть они и сейчас.

Святоносский залив интересен ещё и тем, что в октябре 1915 года штормом с буксира парохода «С.Витте» сорвало и выбросило на берег подводную лодку ¹ 2 «Голланд-27В». Субмарину пытались снять с камней в течение всего 1916 года, но старания не увенчались успехом. Так она и осталась в какой-то из бухт. В одном из романов Валентина Пикуля (к сожалению, сейчас уже не помню каком – «Из тупика» или «Океанский патруль») есть упоминание об этой лодке. Возможно, Валентин Саввич прочитал о ней в архивах, а может быть, видел лично в годы службы на Северном флоте. В любом случае, к 1970 году уже ни-кто ничего о ней не знал.

Река Иоканьга, в 12 километрах от посёлка, относится к крупнейшим рекам Мурманской области. В различных справочниках по-разному приводится её протяжённость – от 203 до 229 километров. Скорее всего, никто этого толком не знает. Но каждый год в ней тонет по 2-3 рыбака.

В тундре тоже люди пропадают. Говорят, кого росомаха хватает, кто сам теряется. Правда, за всё время, что мы там жили, ни одного достоверного факта, что грибника загрызла росомаха, не было, но мифы о её силе и кровожадности упорно живут. Вообще-то заблудиться в тундре можно очень легко. Иные с этим спорят: мол, по солнцу определился и пошёл. Проблема в том, что солнце в тундру не часто наведывается. И деревьев, что могли бы служить заметными ориентирами, тоже нет. Самая высокая растительность – в долине Иоканьги, но и та – карликовая берёза. Был случай, когда женщину искали почти месяц. Так и не нашли. Даже ведра с грибами. Наверное, пора уже задуматься о памятнике в Гремихе пропавшим рыбакам и грибникам.

Но люди здесь живут отчаянные – на катере под дизелем ходят до Поноя (километров 130-150 по морю через сулой) и на Иоканьгские острова. Хотя до ближайших из них не более полукилометра, это не менее опасно, чем до Поноя. Если вдруг изменится погода (а она тут меняется только так – вдруг), в проливе между материком и островами образуется мощное течение. Как-то два ягодника гребли на лодке от острова Витте – это и есть ближайший и самый длинный остров, названный так картографами в честь царского министра, побывавшего здесь в июне 1894 года. Начали они напротив 1-го пирса, а пришли только к 13-му, да и то на исходе сил уцепились за «хвост» подводной лодки. А течение могло бы вынести их мимо острова Чаячий и прямо в «Баренцуху».

Не случайно в 1918-1920 гг. во время Интервенции здесь была устроена Иокань-гская ка-торжная тюрьма. Во-первых, отсюда абсолютно невозможно сбежать. Во-вторых, здешний климат и есть самое суровое наказание.

Из Мурманска до Гремихи нет железных и автомобильных дорог, не летают самолёты, и попасть туда можно только морем раз в четыре дня – на пассажирском теплоходе «Клавдия Еланская». Правда, в 1975 году в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне Североморское отделение Географического общества СССР организовало пробег по маршруту «Гремиха – полуостров Рыбачий» на снегоходах «Буран», но это скорее «русский экстрим».

 

Продолжение чиатйте в журнале...

 

 

 

( вернуться к содержанию номера )