4 (47) 2009
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

 

 

 

 

 

 

 

"ИСКУССТВО ДОЛЖНО ПРИНОСИТЬ РАДОСТЬ"

(Беседа с петербургским композитором Евгением Петровым)

 

 

За несколько столетий в русской профессиональной музыке сложились особые традиции, основанные Глинкой и развитые композиторами «Могучей кучки». Сейчас, в эпоху глобализма, эти традиции находятся под угрозой, поскольку в творчестве многих современных композиторов утратились национальные черты. В связи с этим, такие концерты, как выступление Государственного русского концертного оркестра Санкт- Петербурга - значительное событие, направленное на сохранение русской традиции и культуры.

Государственный русский концертный оркестр Санкт-Петербурга основан Заслуженным деятелем искусств России Владимиром Поповым в 1991 году. В нем представлены все инструменты традиционного, сложившегося в Петербурге в конце XIX века, национального русского оркестра – домры, балалайки, гусли, баяны, разнообразные ударные и другие народные инструменты.

Так сложилось, что на концерты русских народных инструментов и на вечера симфонической музыки ходит разная публика. И радостно, что на концерты, во время которых силами русского народного оркестра исполняется современная музыка, привлекается и та, и другая аудитория слушателей. Серия таких концертов прошла в зале Белосельских-Белозерс-ких и в Белом зале Политехнического университета в ноябре 2008 года.

В первом отделении прозвучали инструментальные обработки русских народных песен, во втором отделении - музыка петербургского композитора Евгения Петрова: концертная увертюра «Древний город» для двух звончатых гуслей с оркестром, посвященная 1100-летию Пскова, и музыкально-театральное представление «Русские пословицы». Яркий музыкальный материал, искусно составленное самим композитором либретто, прекрасное звучание русского народного оркестра, красочные фольклорные костюмы, мастерство солистов и фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова оставили в памяти неизгладимые впечатления. Невозможно не отметить и замечательную работу режиссера Юлианы Егоровой, которая смогла на небольшом сценическом пространстве, при почти полном отсутствии реквизитов создать зрелищное и динамичное действие.

Кроме того, теплую праздничную атмосферу гармонично дополнила выставка картин петербургского клуба художников "Виктория Артис".

Неудивительно, что после такого концерта захотелось приоткрыть таинственный занавес в мир творчества и автор «Русских пословиц», петербургский композитор Евгений Петров любезно согласился на беседу.

Н.П.: Евгений Викторович, Вашу любовь к сказочной тематике трудно не заметить даже просто глядя на названия Ваших произведений. Сюита для баяна «Белоснежка и семь гномов», шутейное действо «Как дед репку тянул», симфонические партитуры «Сказки Северного края» и «Детство Бабы-Яги», ну и конечно, «Русские пословицы»! Сказка для Вас – это бегство от реальности или возможность сделать эту реальность более яркой и светлой?

Е. П.: Конечно же, сказка – не бегство от реальности. От реальности не убежишь. Сказка – это маленький кусочек счастья. Поэтому когда работаешь над сказкой, то создаешь некий маленький прекрасный мир. И радостно, когда произведение начинает жить самостоятельной жизнью.

Н. П.: Как возникла идея «Русских пословиц»?

Е.П.: Расскажу маленький секрет. «Русские пословицы» возникли из простого задания по музыкальному предмету «полифония», когда я был еще студентом консерватории. Надо было написать двойную фугу на две любые фразы. А я подумал, что если уж сочинять – так что-то великое, даже если это просто фуга по полифонии. А что может быть значительнее, чем пословицы, в которых отражена мудрость народа за многие века! Поэтому я написал фугу на две русские пословицы. В это же время поступило предложение от небольшого ансамбля сочинить для них что-нибудь оригинальное и сказочное. В соединении всех этих идей, я сочинил либретто и начал писать на него музыку. Премьера состоялась в Малом зале филармонии в 2000 году с участием камерного оркестра «Скоморохи» под управлением Виктора Акуловича, солистов и фольклорного ансамбля «Посолонь». В 2008 году я сделал новую редакцию специально для

Государственного русского концертного оркестра, с которым меня связывают теплые дружеские отношения.

Н.П.: По какому принципу отбирались пословицы? Расскажите, пожалуйста, о сюжетной канве сочинения?

Е. П.: Сюжет в данном произведении – это второстепенный элемент, необходимый для театрального действия. Сюжет скорее диктовался пословицами. Например, я заметил, что имя Ерёма нередко появляется в русских пословицах как обобщенный образ деревенского парня. Для начала я отобрал пословицы, в которых попадалось это имя. Естественно, в жизни главного героя должна быть борьба, непонимание окружающих и его противостояние этому непониманию. На этом построена вся первая сцена, в которой молодой деревенский парень Ерёма отправляется в странствие на поиски правды, наперекор всем. Вторая сцена - одиночество. «Один в поле не воин», «один и у каши загинет» – вот основные мысли этого раздела. Третья сцена – столкновение с силами зла. Здесь по сценарию артисты хора «превращаются» в лесную нечисть. Четвертая сцена - любовь. Главный герой, встретив на своем пути множество препятствий, находит свое счастье в лице белорусской девушки Алеси. И, как любая сказка, «Русские пословицы» заканчиваются торжеством добра и радости.

Это произведение я посвятил моей жене Людмиле, которая является надежным спутником жизни, поддерживая меня в творческих начинаниях и оказывая огромную помощь в нотном оформлении моих сочинений.

Н.П.: В «Русских пословицах» очень удачно сочетаются академические голоса солистов и хор фольклорного ансамбля.

Не было опасности, что две такие разные культуры пения не найдут общего языка? Почему сольные партии были отданы именно академическим голосам?

E.П.: Конечно, меня волновало, как академические голоса - сопрано и тенор -будут сочетаться с фольклорными. Оказалось, что превосходно! В этом даже есть что-то символическое: "классики", то есть солисты и режиссер, и народники объединили свои силы над общей задачей, и получилась яркая музыкальная картина. Кстати, мне очень приятно отметить работу солистов Академии молодых певцов, Михаила Латышева и Фаризы Кацоевой, которые не только прекрасно справились с вокальной партией, но и создали очень яркие театральные образы Ерёмы и Алеси. Прекрасно справился со своей ролью и Фольклорный ансамбль консерватории под руководством Евгении Редьковой.

Н.П.: На какую аудиторию Вы рассчитываете, сочиняя свои произведения со сказочной тематикой? Сможет ли понять ребенок Вашу музыку?

Е.П.: Конечно, если произведение имеет сказочный сюжет, я представляю себе детей. Но я представляю себе детей близких к искусству, которые настроены на восприятие музыки и слов. Это вообще серьезная тема - как сейчас живут и воспитываются дети. Многое в этом вопросе хотелось бы изменить на уровне, как страны, так и мира. На мой взгляд, очень много времени ребенка тратится попусту, а также душа ребенка постоянно подвергается отрицательному влиянию. Моя задача в том, чтобы дать возможность детям, а так же взрослым людям, которые не утратили детское восприятие, еще одну маленькую частичку радости. И, судя по отзывам, мне это удается.

Н.П.: А у Вас есть дети?

Е.П.: Да, моему сыну Виталику недавно исполнилось шесть лет.

Н.П.: Хотелось бы Вам, что бы Ваш сын последовал по стопам родителей и стал профессиональным музыкантом?

Е.П.: Пока Виталик не начал заниматься музыкой, мы старались не думать об этом. Но на данный момент его музыкальные успехи нас очень радуют и даже удивляют. Хороший слух и прекрасное чувство ритма он проявил еще в раннем возрасте. А с тех пор, как начал заниматься фортепиано, музыка стала его любимым занятием. Иногда его просто не оттащить от инструмента! Он уже сам сочиняет музыку и может записать ее нотами. В общем, у него есть все предпосылки, чтобы стать музыкантом. Хотя, еще недавно он утверждал, что станет архитектором и постоит в Петербурге самые лучшие, красивые и полезные дома!

Н.П.: Не пугает ли Вас то, что жизнь музыканта часто связана с материальной нуждой?

Е.П.: Нет, конечно, не об этом надо думать. Экономическая ситуация даже в одной и той же стране в разные годы бывает разная. Когда-то работать инженером было неслыханным счастьем, затем юристом, и так далее. Какое-то время и композиторы довольно неплохо жили в нашей стране, государство им здорово помогало и финансово и информационно. Поэтому думать надо не о будущем достатке, а о том, чтобы реализовать в ребенке лучшие возможности. А к чему это приведет, никогда не знаешь. По крайней мере, в семье музыкантов вырастить ребенка абсолютно равнодушного к музыке просто невозможно!

Н.П.: Евгений Викторович, расскажите нам, пожалуйста, немного о себе.

Е.П.: Я родился в небольшом северном городе Северодвинске и все свое детство провел там. Близость северной природы научила меня ощущать пространство. Белое море, озера, реки, многокилометровые болота, бесконечные леса, головокружительные виды с бугров – все это было рядом, и стало неотъемлемой частью моей жизни. После 9-го класса я поступил в Среднюю Специальную музыкальную школу Ленинградской консерватории в класс баяна Михаила Павловича Филиппова, а после – в Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова в класс Олега Михайловича Шарова. Учась на втором курсе народного факультета, я поступил на факультатив композиции в класс профессора Юрия Александровича Фалика. Юрий Александрович стал моим первым, единственным и неповторимым учителем по композиции. Такой учитель может быть только один раз в жизни. К сожалению, совсем недавно, 23 января, его не стало. Это было большим потрясением для меня и для всех его учеников… Он был удивительной личностью – и как человек, и как преподаватель. Будучи выдающимся композитором и дирижером, он мог общаться со студентами с завидной простотой. При этом, в нем всегда присутствовало стремление к высшему в искусстве; оно проявлялось во всем, прежде всего, в сочинении собственной музыки. Музыка Юрия Фалика с одной стороны выразительна и доступна большинству людей, с другой стороны в ней заключено огромное количество разных сложностей и трудностей. И всегда она очень искренняя и глубокая. Такие же требования к музыке он предъявлял и по отношению к своим ученикам. Поэтому написать что-то посредственное, невыразительное или что-то халтурное и пошлое в его классе было просто невозможно! Ни одна интонация, гармонический оборот или ритмический рисунок не ускользал от его внимания. Мне повезло, у Юрия Александровича я учился 15 лет! На факультативе, потом на композиторском факультете, в аспирантуре, а после я остался ассистентом в его классе и уже наблюдал, как профессор работает с другими учениками. Мое многолетнее ученичество у Юрия Фалика очень многое мне дало как в профессиональном, так и в человеческом смысле. И, естественно, я буду и дальше учиться по его партитурам, продолжая традиции русской школы.

Н.П.: Несмотря на то, что Вы получили колоссальную композиторскую школу под руководством классического музыканта, фольклорное начало играет в Вашем творчестве важную роль! Связано ли это с тем, что Вы - баянист?

Е.П.: Когда я учился на баяне в десятилетке и консерватории, мне хотелось заниматься серьезной классической музыкой, играть произведения великих композиторов – Баха, Брамса, Чайковского, Шостаковича, музыку современных композиторов. Все, что касалось фольклора, меня совсем не привлекало. Может быть, несколько искусственная антипатия в юношеские годы компенсировалась позднее горячей симпатией. Неожиданно для себя я осознал, что фольклор не просто предмет, который нужно регулярно посещать, а потом еще и сдавать по нему экзамен, а что это действительно очень интересная сфера музыки, в которой заключено очень много возможностей для композитора. В этнографических источниках я обнаружил некоторые интонации, которые я считал своими музыкальными находками. Это меня подвигло на еще более углубленное изучение фольклорного материала и использование его в своих сочинениях.

Н.П.: Какую роль играют в Вашем творчестве произведения для русских народных инструментов? Е.П.: Они составляют значительную часть моего творчества. За небольшим исключением, все написанные мной произведения для баяна, аккордеона, балалайки, альтовой домры изданы и являются репертуарными. Судьба сочинений для оркестра русских народных инструментов, в основном, тоже складывается удачно. Не хуже обстоят дела и в области симфонической музыки. Например, мое произведение «Сказки Северного края» для чтеца и симфонического оркестра (по С. Писахо-ву) включается в программы детских концертов, а Концерт для симфонического оркестра принес мне II премию на Всероссийском конкурсе композиторов имени Андрея Петрова.

Вообще, грань между русскими народными инструментами и инструментами симфонического оркестра становится достаточно условной. И те, и другие с одинаковой убедительностью могут исполнять любую музыку – от барокко до рока. Совместные выступления «Терем-квартета» и камерного оркестра «Виртуозы Москвы» являются лучшим этому подтверждением. Н.П.: Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте. Из такого творческого союза должно было получиться нечто неординарное!

Е.П.: Да! Все знают «Терем-квартет». Этот уникальный ансамбль из четырех русских народных инструментов – визитная карточка Петербурга. Достигнув уровня невероятного общественного признания, музыканты квартета на этом не остановились, и желание творчески расти привело их к решению исполнить программу с симфоническим оркестром. В 2006 году состоялась премьера совместного концерта «Терем-квартета» и камерного оркестра «Виртуозы Москвы», за ним последовали другие концерты, гастроли. Это был интересный опыт для обоих коллективов. С одной стороны – «Терем-квартет», который привык играть без нот и отталкиваться от внутренней идеи, с другой стороны – академический оркестр, в основе творчества которого лежит в первую очередь нотный материал. Для этой программы я написал ряд авторских аранжировок и даже свое собственное сочинение – «La serenata”, посвященное этим двум коллективам. В этом произведении происходит столкновение образов русской и испанской музыки. Работа с «Терем-квартетом» научила меня свободнее мыслить, отрываться от нот и больше руководствоваться внутренним импульсом. Все-таки, главное, что должен передавать художник, это не только высокие идеи, но и глубокие чувства, которые иногда трудно выразить словами или нотами.

Н.П.: Вы преподаете в Санкт-Петербургской Консерватории и в музыкальной школе, пишете аранжировки, остается ли время на творчество?

Е.П.: Недостаток времени ощущаю очень сильно. Даже когда его много - оно быстро тает. Сочиняю я медленно, подолгу вживаюсь в материал, поэтому каждое новое сочинение для меня - значительная веха. К счастью, творчество - это не только время, проведённое с карандашом и бумагой. Оно вплетается в жизнь или может идти параллельно с жизнью. Например, некоторые идеи пришли ко мне во время движения в автобусе, трамвае или же в лесу наедине с природой...

Н.П.: Что для Вас счастье? Считаете ли Вы себя счастливым человеком?

Е.П.: Хороший вопрос… Я считаю себя счастливым. Счастье это душевное равновесие с самим собой и со своими близкими… Счастье – когда ощущаешь полноту жизни, когда дорого каждое мгновение и ты чувствуешь всю глубину времени, когда все наполнено смыслом. Как гласит русская пословица: «Всяк кузнец своего счастья». Человек кует свое отношение к жизни. Если это отношение радостное, положительное, глубокое, то тогда человек счастлив.

Н.П.: Завершая нашу беседу, дайте, пожалуйста, оценку своему творчеству.

Е.П.: Мой коллега, композитор Михаил Журавлев, на одном из моих выступлений отметил, что в Петербурге, где пасмурное небо загромождается огромным количеством темных домов, где многие люди чувствуют себя угнетенными, есть композитор, который несет луч радости, передавая его другим людям. Эти слова как нельзя лучше выражают мои собственные музыкальные задачи. Я глубоко убежден, что искусство должно приносить радость!

Н.П.: Евгений Викторович, благодарю Вас за интересную беседу и за Ваше солнечное творчество!

Беседу провела Наталия Потапенко

 

 

( вернуться к содержанию номера )