|
ДОБРО ДЛЯ ГАЛОЧКИ!
Людмила ОДНОБОКОВА
На Невском проспекте творилось нечто необычайное. Началось всё с того, что возле канала Грибоедова я увидела красивых юношей и девушек-зазывал с плакатами «Давайте обниматься», «Улыбнись – и я обниму тебя». Если учесть, что девушкам и юношам было по 14-15 лет, а по Невскому ходили туристы, многим из которых было далеко за 40, предложение звучало довольно смачно. Пожалуй, это выглядело покруче, чем в секс-шопе. Заинтересовавшись тем, кто же это надоумил подростков бесплатно среди бела дня предлагать услуги, я обнаружила, что такой вид развлечений, оказывается, в наше время называется «ПОСЛЕДНИЙ (!) день Недели добра», или «Всемирный день добровольчества». Об этом же событии говорили и белые шарики, которые дети всех возрастов раздавали прохожим на Невском проспекте. Шарики – Бог с ними! – кому они нужны?! Но что за «доброе дело» в конечном итоге стремится сделать молодёжь городу – вот что мне очень захотелось узнать. Рупор объявил, что главная акция Недели добра начнётся в 16.00 на Малой Садовой. В 16.00 я была на бульваре. «Добро» предстало передо мной в виде отрывка из спектакля Театра дождей «Записки на асфальте». Это был спектакль-пантомима на вечную тему отношений между мужчиной и женщиной. Тут же агенты театра разбрасывали бумажные журавлики, которые, когда их разворачивали, оказывались обыкновенными рекламами данного театра. Так вот для чего артисты согласились поучаствовать в Неделе добра! И что там реклама коммерческого спектакля! Тут же подростками-волонтёрами бесплатно раздавались всякие буклеты, в том числе – настенные журналы модного мистического направления «Феншуй», главный стержень которого состоит в том, что надо купить в дом много-много символических и не дёшево стоящих предметов. Так для кого это было добром – для покупателей, или для желающих наживиться на молодёжной акции коммерческих организаций? Присутствовала в тот день реклама и самих молодёжных организаций. Например, гордо реял флаг детского движения с весьма неуклюжим названием «Мишки». Из автобуса невидимый рупор отчаянно вопил на всю улицу: «Становиться добровольцами сейчас модно!», а дальше: «В нашем обществе уже зарегистрировано 100 трезвенников!». Услышав, что в обществе 15-20-летних людей аж 100 человек уже не пьют, я, конечно же, ужаснулась и подумала, что такое молодёжное движение представляет собой жалкое зрелище, и не на Невском же об этом заявлять. Но главные шедевры Недели добра ожидали меня впереди. Очаровательные мальчик и девочка лет 7 таскали на своих ручонках ящик. На ящичке крупными буквами было написано «Для отравы». Почему именно малыши должны стать носителями отравы, организаторы горе-мероприятия, конечно же, не подумали, но наивные «отравители» выполняли своё задание добросовестно. «Вы курите?» - ни с того ни с сего в лоб спросил меня мальчик. От вульгарности этого вопроса я в первую минуту растерялась. В это время ящик открылся, и я увидела в нём сигареты (которые несовершеннолетним продавать в киосках не разрешается, а в школе, видимо, их детям просто всучили - так я понимаю). «Нет», -ответила я. «Вот и не курите!», - пропищал мальчишка, которому взрослые, видимо, окончательно заморочили голову. А рупор в это время вещал, что сейчас, здесь же, на Малой садовой, нас бесплатно научат делать журавлики (очень нужное для нашей страны доброе дело!), с нами могут бесплатно поиграть, и можно бесплатно порисовать на развешанных плакатах. Утонув в изобилии добрых дел, я решилась подойти к молодым людям в футболках с рекламами различных молодёжных организаций и спросить: «А какие добрые дела вы сделали за прошедшую неделю?» Юноша, который наотрез отказался назвать своё имя, ответил: «Я не знаю. Спросите у наших организаторов. У них все документы». Аня, 10-й класс: «Мы играли с детьми на улицах города». Я спросила: «Но вот ваш художник-доброволец нарисовал на плакате георгиевскую ленточку. Ленточка является символом призыва – Я помню. Я горжусь. Что вы сделали за эту неделю для ветеранов?» Аня: «Наша молодёжная организация работала только с детьми. Мы с ними играли». Итак, целую Неделю добра юноши и девушки затевали игры с маленькими. В остальное время поиграть им было, видимо, недосуг. Марина, 9-й класс: «Мы ходили в младшие классы и объясняли маленьким детям, что надо быть толернатными. Мы им объясняли, что такое толерантность». Я уточнила: «Этому вас научили ваши наставники?» Марина: «Да». «А они научили вас объяснять маленьким детям, что такое добро?» Молчит. «Марина, а как ты объяснишь, что такое, по-твоему, добро?» Засмеялась, замахала руками и убежала в другую сторону. Наконец, я услышала что-то вроде того, что я ожидала услышать. Рупор объявил, что в Пушкинском районе Дима (фамилия прозвучала неотчётливо) бесплатно обучает пожилых людей программе Windows на компьютере, но если реклама дорогостоящего спектакля и дорогостоящего удовольствия Феншуй в этот день была чётко обозначена, то адрес и телефон этого Димы, прозвучал как-то непрожёванно, или, вообще, не прозвучал. По крайней мере, я, сколько ни прислушивалась, так и не поняла, где же мне найти этого Диму, который решил один отдуваться за всю акцию. Дальнейшее течение мероприятия я описывать не стану – оно было также однообразно и бездарно… Я вспоминаю, как накануне 9 мая случайно оказалась на почти домашнем событии. Несколько школьников из одного класса вместе со своим папой без всяких лозунгов и красивых слов поехали на заброшенные в лесу могилки героев Великой Отечественной войны, поработали граблями, подкрасили буквы, подсадили цветочки. Потом сделали небольшое чаепитие и, весёлые, с песнями, поехали домой. Делали они это действительно добровольно, не сообщая об этом ни учителям, ни администрации района. И денег ушло на это чуть-чуть – на бутерброды к чаю. Так в чём же оказались виноваты подростки с Невского проспекта? – В том, что педагоги массой пригнали их на мероприятие, смысл которого они плохо понимают? В том, что в центре города прошла демонстрация того, как ловко манипулируют нашей молодёжью, как подменяют вечное понятие ДОБРО на шоу под флагом добра? - Причём, безвкусное шоу? А ведь в юных душах потребность давать добро ещё жива, и если бы её направить в нужное русло… Но, как потом оказалось, загвоздка была не в этом. Оказывается, на это мероприятие город выделил большие деньги. Речь идёт о сумме порядка… Это наши кровные, заработанные гражданами нашего города и честно отчисленные ими в бюджет деньги. Если судить по этому мероприятию, они понадобились организаторам на шарики, бумажные журавлики, (которые на самом деле дети делали своими руками после уроков вместо того, чтобы побегать под солнцем на улице), на краски для лозунгов и плакатов, на футболочки с рекламами растущих, как грибы, молодёжных движений с их туманными программами. И на такой фальши, на разбазаривании (а то и разворовывании) бюджетных денег мы надеемся вырастить «доброе» будущее!?
( вернуться к содержанию номера )
|