|
КОФЕЙНАЯ ЧАШКАИЛИ ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Элла САМОЙЛЕНКО
Будущее, какое оно будет? Этого до конца никто не знает. Ну, а если вы все-таки узнали? Что делать? Смириться? Бороться? Не важно, что вы будете делать, делайте всё с Любовью... Зал “Синий бархат» Мюзик-холла в Санкт-Петербурге. Я вхожу в полумрак маленького пространства задрапированного шторой, как в шатер. Аромат свежесваренного кофе дурманит и расслабляет, слева в стиле модерн стоит красная скамейка, проходя мимо неё, я чуть не спотыкаюсь, не заметив пяти ступеней ведущих вниз и попадаю в мини Мулен Руж- столики расположенные полукругом в несколько ярусов . Я присаживаюсь за тот, который вроде как мой - и оглядываюсь, а вот и хозяин сегодняшнего праздника Георгий Демидов-цев. Он стоит окруженный гостями. “Кофейная чашка” -название спектакля и того единственного предмета, что стоит у меня на столе и еще она изображена методом шелкографии на скатерти, так что сегодня главная героиня – реально будет она. Я - неистовый коллекционер галстуков, строгая белая рубашка с каким-нибудь прикольным галстуком очень идут к моему облику. Галстук на Демидовце-ве вне всякого сомнения просится в мою коллекцию – на нём высокий дамский сапожок на шпильке. - Григорий, что это у вас за галстук? -Спрашиваю я подошедшего поприветствовать меня Григория Демидовцева. Загадочно улыбаясь, он говорит: посмотришь спектакль – поймёшь. И добавляет: пейте кофе, сударыня, оно, между прочим, с гущей. Гадать что ли будем? Гадание на кофейной гуще является не столько гаданием, сколько попыткой гадающих стать ясновидящими Интуиция может выйти на новый уровень. Ну что ж я выпиваю кофе и переворачиваю чашку с гущей. Пускай всем нам на блюдечке вырисуется очертания-кувшина – символа отменного здоровья. После спектакля я проверю, что же получилось на моем блюдце. Действо началось. Артур-бизнесмен, как миллионы сограждан пустился в беличьи бега в колесе и скачет, думая, что кует себе безбедное счастье. Приезжая домой, они реанимируются, как роботы восстанавливают разряженный аккумулятор, чтобы утром влиться в поток таких же, как он полубезумных зевающих от недосыпа чучундриков. Только силуэт смерти может остановить таких скакунков. Потеря любви и человеческих отношений с женой, непонимание с детьми их не тревожит, они как зашоренные лошади на Невском проспекте среди поджимающих их машин, которых мне искренне жалко. Эх, им бы сбросить свою карету и поскакать по полям и степям, задрав хвост! Да, нет обреченно тащат упряжку задыхаясь выхлопными газами. Артур говорит: - Мир - это материя, но другое важно! Объемы прихода денег растут, значит, хорошо! Падают-значит надо работать так, чтобы стали расти! Это же просто! Ангелина - его жена - тип женщины наседки, ей достаточно для её уровня самореализации быть домохозяйкой. Она растит сына и преданно ждёт дома его возвращения, он несёт ей, как птица в клюве, деньги и продукты. Его беседа с ней: - Чего нет в холодильнике? Да куплю и, конечно, твой обезжиренный творог? Извини, говорит, не могу, у меня совещание. То состояние общества, в котором мы сейчас находимся, ставит под сомнение не только само биологическое существование рода приматов семейства гоминид, которое включает вид «человек разумный» (Homo sapiens), но и сам изначальный выбор человечества — путь рационализма. Голый прагматизм стал идеологией человечества. Растет поколение людей, не умеющих искать смысл человеческого существования и свое место в жизни. Мани-пулируемый возможностью легкого удовлетворения своих потребительских амбиций, человек превращается в новый вид «Homo potreblenies» — человек потребляющий. - Пушкин первый показал нам такого героя. Жизнь Евгения Онегина определяется, в конечном счете, именно словом «хочу». Простейшими потребностями в наслаждениях разного рода — будь то в ресторане или театре, на бале, при любовных похождениях. Он ест и пьет, развлекается, переодевается, красуется перед женщинами, обольщает их, спит «в тени блаженной», снова ест, развлекается, гуляет, обольщает, спит и т.д. В жизни Онегина воплощается описанная выше философия потребления мира человеком, «философия удовольствия», которую Достоевский называл «пищеварительной философией». Ведь именно животное руководствуется в своем поведении элементарными потребностями — есть, пить, размножаться, играть, отдыхать и прочие Обольстившая главного героя– красивая молодая женщина, Яна Кимовна – по-простому стерва про которую главный герой говорит--она красивая, только замуж никто не берет. Она ведь доконает любого мужика своей любовью к порядку. Он и сбежит от нее при первом же удобном случае. Яна пытается добиться любви силой.. Так, еще Г. Флобер, знаток женской души, говорил, что когда мужчина истинно любит, он робеет; когда истинно любит женщина, - она действует. Но мне лично кажется он поспешил с таким выводом. Любви не добиваются любыми путями. Здесь не надо бороться, любовь должна быть взаимной, а если взаимности нет, нужно тихо исчезнуть. Хотя есть люди, которые считают, что могут купить все, это сегодня витает в воздухе. Но в «Кофейной чашке» говорится о том, что нет, не купишь любовь. Попробуйте, если хотите! Можно ли заставить человека жить, чувствуя? Оказывается, можно. По крайней мере, нельзя опускать руки и бросать попытку стремиться к этому. Это сложно. В этой пьесе герой претерпевает эволюцию, в результате которой рождается понимание, что главное в жизни - это чувства и что необузданные желания могут привести к плачевным последствиям. Реально в жизни то, что происходит с нами, внутри нас. Подчас наши желания и фантазии заводят нас туда, куда не надо заходить. Тема пьесы очень важна, поскольку есть колоссальный, глобальный, катастрофический дефицит чувств под названием добро, искренность. В течение тысячелетий люди не меняются внутри. Они состоят из той же борьбы: добро, зло, свет, тьма, ненависть, любовь. Мы все живем в социуме, мы сталкиваемся каждый день на каждом шагу с жизненными противоречиями. Но, по крайней мере, нужно стремиться к вере во что-то чистое, светлое, святое, доброе. У главного героя Артура в результате, не без посторонней помощи, происходит некое просветление. Когда человек болен, не нужно бояться в этом признаться. Нужно собрать силы, волю, а может быть попросить кого-нибудь помочь тебе справиться с этим. Понимание что есть счастье - путь, который каждый должен пройти в одиночку. Даже счастье любви невозможно без одиноко накопленного чувства тайны. Рильке писал Цветаевой: «Боги обманно влекут нас к полу другому, как две половинки в единство. Но каждый восполниться должен сам, дорастая, как месяц ущербный, до полно-лунья». Это дорастанье можно продолжить вместе, но начинать - непременно самому. Поэтому все попытки достигнуть гармонического состояния общества, оставляя в стороне человеческую личность, душу, ведут только к разочарованию, раздражению, злобным попыткам подчинить разуму непокорную природу и в конце концов к такой вакханалии насилия, в которой тонут последние остатки разума. Воцаряются дичь, бред, сравнительно с которыми старое, неразумное состояние общества кажется царством Разума, Добра и Красоты. Бездуховность – тяжелое проклятие.
Именно состояние сопереживания делает человека чутким и отзывчивым к происходящему, он спешит протянуть руку помощи нуждающемуся. Резонируя с окружающим пространством, человек приобретает знание высшего порядка, вместо стереотипов, ибо вырвавшись на свободу, он обретает умение принимать жизнь в её самом лучшем проявлении, к нему приходит радость и понимание цели жизни, Счастье - это жажда жизни, открытая глубине, со всеми ее бедами, но и с той силой, которую дает глубина. Бог, скрытый в глубине, не страхует нас от несчастий, но он дает силу переносить несчастия и, потеряв всё, начинать жизнь заново. Продолжая путь, мы опять должны войти в темное ущелье, но знаем, что выйдем снова на свет и обрадуемся свету, и эту радость будем нести сквозь тьму до следующего взрыва света. — Но путь к истине лежит у каждого через собственный — порой, увы, горький опыт. - Какое голубое небо! – Говорит главный герой в конце пьесы. – Какие красивые листья под ногами. Я –такой опавший лист, Вот так живет человек, и казалось все хорошо… мгновенье - и мир уже другой, и от старого привычного мира не осталось ничего! Да, прошло уже почти полтора года, как вся моя жизнь рухнула Фея говорит: вот видишь, один стал похож на человека, может и выживет. Тонкие миры контролируют наше состояние и наше будущее.
В глуши лесов счастлив один, Другой страдает на престоле; На высоте земных судьбин И в незаметной, низкой доле. Всех благ возможных тот достиг, Кто дух судьбы своей постиг.
До встречи мои дорогие Рай на Земле невозможен, но это не означает, что жизнь должна превращаться в ад! Цените мгновения счастья, которые вам отпущены в вашей жизни! Звучат в тишине последние слова Феи А на моем блюдце перевернутая моей трепетной рукой чашка выплеснула кофейный силуэт солнышка - того самого, которое ясное и которое с любовью посылает животворные лучи на нашу грешную Землю. Спасибо Григорию Демидовцеву за то, что он заставил нас – современников “техногенной цивилизации” – приостановить свой бег и задуматься, а в правильном ли мы направлении мы бежим?
Санкт-Петербург
( вернуться к содержанию номера )
|