4 (53) 2010
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

 

 

 

Проект экологического образования, просвещения и воспитания в общеобразовательной школе XXI в. /Размышления в области образования и воспитания/

 

 

Роман ЛУНЕВ

 

 

Р.С. Лунёв, член Петровской академии наук и искусств, Советник Российской академии естествознания по психолого-педагогическим наукам, лауреат Международной премии профессионального образования имени А.Г. Неболсина, помощник депутата МО «Посадский» (IV созыв: 2009-2014 гг.)

 

В сегодняшнее время мы наблюдаем очень большой всплеск экологических исследований и публикаций, всякого рода экологических рекомендаций и употребления экологической терминологии. Как сориентироваться во всём этом многообразии? Как отделить зёрна от плевел? Как организовать этот разнородный материал в структуре педагогического процесса с целью овладения им и передачи знаний другим? Именно такие вопросы возникают в первую очередь, когда речь идёт об экологическом образовании в школе.

В самом деле, прежде чем кого-то чему-то учить, надо знать не только того, кого учить, но и то, чему учить. В частности, поэтому необходимо изначально разобраться в термине «экология», и выяснить специфику и структуру экологического знания и образования в структуре целостного педагогического процесса школы XXI в.

Итак, что же считать «экологией»? Каково место «экологии» в структуре научного знания?

Во второй половине XX столетия в связи с резко усилившимся влиянием человеческой деятельности на биосферу Земли экология приобрела особое значение. В многочисленных исследованиях было выяснено, что, в конечном счете, все экологические проблемы имеют общие истоки. К середине XX века, когда четко определились границы экстенсивного развития индустриальной, машинной цивилизации, человек столкнулся со сложными системами окружающего мира (Кобылянский В.А. Место «очеловеченной природы» в структуре взаимодействия природы и общества // Философские науки. – 1982. – ¹ 3. – С. 15).

До последнего времени в педагогике недостаточно рассматривался вопрос становления экологической картины мира. Проблема формирования образа жизни была предметом изучения философии, которая прослеживала развитие образа Мира (картины Мира) в исторические этапы социальной жизни человека; психологии, в которой образ Мира рассматривается как целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. В настоящее время проблемой образа жизни, достойного Человека занимается группа педагогов под руководством доктора педагогических наук Н.Е.Щурковой. Проблема экоцентри-ческой картины мира рассматривается в работах В. А. Левина и С. Д. Дерябо.

Сегодня довольно распространено мнение, что вся экология - есть лишь биологическая экология, а других экологий нет и быть не может. Экология человека с этой точки зрения есть раздел биологической экологии как науки о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. Социальная экология в данном случае или совсем исчезает, или сводится к изучению взаимодействия людей как природных существ (Комаров В.Д. Научно-техническая революция и социальная экология. - Л., 1977. - С. 102-103). Трактуемая подобным образом экология может подменять собой и саму биологию, ибо экологическими взаимодействиями охватываются не только внешняя среда (экоэко-логия), но и внутренняя среда (эндоэкология) (Комаров В.Д. Научно-техническая революция и социальная экология. - Л., 1977. - С. 102-103). Но суть в целом такова, как она изложена.

Необходимо признать, что специфическим предметом конкретной экологической науки является в данном случае не всякое экологическое взаимодействие, а то, которое разыгрывается между уровнями географического и негеографического, живого и косного, социального и природного (Ля-мин. В.С. География и общество. - М., 1978. - С. 205-218).

На современном этапе развития человеческого общества важнейшее значение приобретает экологическая грамотность населения. Сегодня каждый человек, в принципе, должен задуматься о своем месте и роли в окружающей среде, а у образованной гармоничной личности должно быть сформировано экологическое мышление -воспитанная в нём привычка оценивать свои действия с точки зрения последствий, которые могут произойти в сфере его обитания. Следовательно, одной из важнейших целевых установок на современном уровне является изучение экологии, как в узком, так и широком масштабах, начиная со школьной скамьи. По нашему мнению, экологическое образование и воспитание подрастающего поколения – один из важнейших и необходимых компонентов структуры современного целостного педагогического процесса (под которым, в общепринятой формулировке, следует понимать: «специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе» (См. подробнее: Каптерев П.Ф. Педагогический процесс [Текст] / П.Ф. Каптерев. – СПб.: «Типо-литог-рафия Б.М. Вольфа», 1905. – С. 1)).

Внедряя компонент экологического образования в структуру педагогического процесса школьников, мы, тем самым, формируем в ребёнке умение не только охранять природу, рационально использовать её ресурсы, но и решать качественно новые задачи - прогнозировать изменения окружающей среды и управлять ею. Для достижения этих целей нужна новая система знаний, построенная на единой теоретической основе и выходящая за традиционные рамки биологической науки. Сегодня такие фундаментальные теоретические основы экологии, которые имели бы широкий системный межотраслевой взгляд от окружающей среды на всё живое, пока ещё до конца не разработаны. Многие экологи, в том числе, считающие себя не рядовыми, смотрят с позиции организмов на окружающую среду, то есть с позиции биологической науки (Комаров В.Д. Социальная экология: Философские аспекты. - Л., 1990. – С. 72).

 

 

В рамках целостного педагогического процесса, необходимо формировать экологическую культуру школьников, воспитывать ответственное отношение к себе, к окружающим, и к природе, развивать экологическое мировоззрение… «Этот процесс может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная с младшего школьного возраста, при этом непременным условием является сочетание теоретической подготовки с активной практической деятельностью в области охраны окружающей среды», так записано в Программе непрерывного экологического образования, принятой Правительством Москвы в 1995 году (См. подробнее: Экологическое образование, просвещение и воспитание // Интернет-ресурс: http:// www.vsp.ru/show_article.php?id=873).

Исследуя сущностную структуру экологического образования, просвещения и воспитания в школе, наиболее приемлемым, на наш взгляд, будет являтся включение теоретической, практической, исследовательской, а также формирование экологической культуры.

Модель системы экологического образования и воспитания в структуре педагогического процесса школы, должна быть смешанной, то есть школьники изучают экологию как отдельный предмет с первого класса, а кроме этого экологизируются другие предметы и весь воспитательный процесс в условиях школы полного дня, с использованием большого количества коллективов дополнительного образования.

В ракурсе авторской точки зрения, наиболее приемлемым элементом в начальной школе, должно быть изучение экологизированного курса природоведения, где учитель, организуя образовательный и воспитательный процесс, использует проектную деятельность по экологии, апробируя экологические модули в рамках уроков природоведения, математики, чтения, истории. Так, к примеру, дети могут писать письма животным, сочинять экологические сказки, решать экологические задачи, изучать растения из Красной книги, на уроках природоведения (биологии) выращивать растения и наблюдать за ними, собирать корм для зимующих птиц, а также участвовать в городских и окружных экологических конкурсах. В средней общеобразовательной школе, также наиболее уместным вариантом деятельности будет организация работы различных детских экологическая организаций, члены которых, к примеру, могут участвовать в природоохранной деятельности...

 

 

Что касается, предметной стороны экологического образования и воспитания, то в рамках школьного курса, следует обращать внимание на новые разделы экологии: экология растений, экология животных, экология человека, общая экология. Кроме этого необходимо изучать, факультативно, по выбору учащихся палеоэкологию, видеоэкологию, внедрять в структуру целостного педагогического процесса курс по инженерной экологии (но это уже в старших классах). В ракурсе внедрения инновационных образовательных программ, в образовательных учреждениях педагог может организовывать коллективы дополнительного образования: юные экологи, юные геологи, краеведы- экологи. Экологические знания, полученные на уроках экологии, можно закреплять в форме экологических практик (например, начиная, уже с 5 класса, а в конце года для всех школьников и во время каникул для желающих). При хорошей организации со стороны учителя, практики могут проводится на территории природно - исторических парков, баз отдыха.

Проектная деятельность в средней школе может быть очень разнообразной:

- проекты по видеоэкологии;

- по изучению биоразнообразия различных экосистем;

- по результатам мониторинга окружающей среды района той или иной местности.

В старших классах средних школ, следует углубленно изучать курсы «Общей экологии», «Экологии России», факультативный курс «Социальная экология и устойчивое развитие», факультативный курс по «Инженерной экологии», экологический труд с обязательным участием в мониторинге окружающей среды. Проекты по экологии могут, к примеру, защищаться на окружных и городских конкурсах (по всей вероятности, такой вариант, наиболее целесообразен будет для больших городов. – Л.Р.), а также на экзамене в 11 классе во время итоговой аттестации. Тематика проектов по экологии для старшеклассников может иметь еще более социально направленный характер. Это проекты:

- связанные с изучением здоровья школьников;

- изучением экологического состояния промышленных объектов того или иного района;

- с изучением метрополитена (преимущественно, для больших городов);

- железнодорожных путей и станций того или иного округа или района;

- «состояние экологической культуры в школе» и другие.

В рамках различного рода инновационных внедрений в структуру целостного педагогического процесса в школах того или иного города можно разрабатывать различного рода проекты, тематика которых обозначится как: «Экологическое образование в интересах устойчивого развития», «Экологическое образование в мегаполисе: содержание регионального компонента» и многое другое.

Таким обраом, подводя итог, всему выше обозначенному, следует сказать, что результативность решения эколого-педа-гогических проблем затрагивает личность учителя, так как именно от его экологической культуры во многом зависит способность подрастающего поколения отказаться от позиции вседозволенности в отношении Природы, и строить взаимосвязи с ней на принципиально новой основе, лежащей в основании третьей ступени этики - экологической этики Земли. Следовательно, система экологического образования, просвещения и воспитания в рамках педагогического процесса школы является основой для развития экологической культуры подрастающего поколения.

 

 

 

Санкт-Петербург           

 

 

( вернуться к содержанию номера )