4 (53) 2010
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

 

 

 

СУДЬБА ЛИТЕРАТОРА

(ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК

К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ

ЕГОРА ВАСИЛЬЕВИЧА АЛАДЬИНА) 

 

 

А.И. ДУНЕВ, Ю.А. ДУНЕВА

 

Затхлый запах старых книг

Оживил в душе былое…

                Ф.К. Сологуб

 

Так складывается литературный процесс, что память потомков впечатывает в века имена одних литераторов и стирает личности и заслуги других. И тот, чья фамилия на устах у всех современников, может быть забыт потомками.

Просвещённый XVIII век разбудил у образованных людей обновлённой петровскими реформами России писательский зуд. Пример выдающихся людей государства, направивших свой талант на литературное творчество, не давал покоя тщеславию многих образованных и не очень образованных людей, типичных мещан и обывателей.

Среди писателей оказалось немало людей высшего общества. Например, Андрей Петрович Шувалов, сын фельдмаршала и крестник Елизаветы Петровны, Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий, принадлежавший старинному дворянскому роду и состоявший в дружеских отношениях с великим князем Павлом Петровичем. Писателю, историку и ценителю древностей потомку знатного графского рода Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину мы обязаны открытием шедевра древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Не брезговала литературными опытами и императрица Екатерина II.

Другой категории людей литературный талант позволил получить всероссийскую известность. Из семьи священнослужителя происходил поэт, переводчик и теоретик литературы Василий Кириллович Тре-диаковский. В семье солдата родился Михаил Дмитриевич Чулков – поэт, прозаик, драматург и публицист.

По праву на пьедестале русской словесности стоят имена М. В. Ломоносова и Н. М. Карамзина, столь разных от происхождения и до вклада в отечественную словесность, но, несомненно, весомые для русской культуры. Это великие деятели русской науки и культуры, ставшие непререкаемыми авторитетами.

 

 

Если мы выйдем на Невский проспект и спросим у жителей XXI века, кто такой Крылов, Пушкин или даже Гончаров, то шансы, что образованные северно-столичные прохожие узнают русских классиков, очень велики. Однако есть в истории русской литературы имена славные, но позабытые.

Вряд ли кто-нибудь из людей, причастных к литературе, в 20-30 годы ХIХ века не знал имя Егора Васильевича Аладьина. Оно звучало в литературных гостиных, встречалось в письмах А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, А. А. Бестужева, Н. М. Языкова. Произведения Аладьина печатались во многих журналах и альманах того времени, с 1821 по 1856 г г. вышло несколько его книг. Но сейчас это имя забыто. Напомним, чем заслужил Аладьин своё место в русской литературе.

 

 

Егор Васильевич Аладьин родился в 1796 г. в Щигровском уезде Курской губернии в небогатой семье дворян, ведущей свой род от Рюриковичей по линии смоленских князей. Службу Егор Васильевич начал унтер-офицером Лубенского гусарского полка в суровом и победном для России 1812 г. Военная карьера Аладьина развивалась стремительно. Уже в 1813 он переведен в лейб-кирасиры, а 31 октября 1814 произведен в прапорщики в Нарвский драгунский полк. В 1816 г. Аладьин был уволен со службы в чине поручика. Три с половиной года воинской службы научили Егора Васильевича не отступать перед трудностями.

Окончив службу, молодой человек возвратился в Щигровск и занял должность смотрителя провиантских магазинов. Затем он был переведен в Томский магазин и в 1818 г. уволен из военного ведомства. В 1819 г. Аладьин поступил на службу в Курскую казённую палату. Но уже в 1820 г. перебрался в Петербург, где продолжил казённую службу в Департаменте разных податей и сборов, а оттуда из помощников столоначальника 9 октября 1823 г. оформил перевод в чиновники особых поручений при Санкт-Петербургской казенной палате. Переезд в Санкт-Петербург стал для Егора Васильевича началом пути литератора.

 

 

Имея с детства страсть к чтению и сочинительству, Е. В. Ала-дьин входит в литературные круги и заводит знакомства среди писателей, поэтов, драматургов и критиков. С этого времени Аладь-ин становится активным корреспондентом многих русских писателей: он переписывается с Н. М. Языковым, Ф. Н. Глинкой, П.А. Вяземским, А. А. Бестужевым, П. А. Плетнёвым и другими. В 1821 г. ему удаётся издать написанную ещё в Курске аллегорическую поэму «Союз любви и славы. Быль в баснословном рассказе. Сочинение Е. В. Аладьина» (экземпляр хранится в Российской национальной библиотеке). Книга печатается в известной в то время типографии Н. Греча. В небольшой книге из 37 страниц имеется посвящение сослуживцу автора по Департаменту разных податей и сборов – А. Г. Высоцкому. Комическая поэма в стихах не находит отклика в критике начала ХIХ века. Через три года Аладьиным издана книжка под заглавием «Мои досуги» — первая и единственная его книга стихов.

Одновременно с литературной деятельностью Аладьин продолжал трудиться и на государственной службе. Удачному продвижению чиновника по служебной лестнице помогло открытие им в 1824 г. контрабанды, доставлявшейся в Петербург морем. За раскрытие таможенных махинаций Е. В. Аладь-ин получил награду в 2000 рублей. (Эта премия составила основной фонд издания «Невского Альманаха».) Кроме покровительства, оказываемого Аладьину императрицей Марией Федоровной, императрица Александра Федоровна давала ему поручения, щедро награждая за их исполнение.

В 1833 г. Аладьин получил место столоначальника в Департаменте путей сообщения, а затем был назначен там правителем канцелярии. В этой должности Аладьин управлял делами комитета для составления новых правил отчетности и штата ревизионной комиссии при совете Главного управления путей сообщения и публичных зданий. В связи с образованием в этом ведомстве второго департамента в январе 1840 г. Аладьин назначен начальником первого отделения и вскоре произведен в надворные советники. 14 августа 1841 г. его переместили начальником третьего отделения того же департамента, а при новом переформировании ведомства, 29 октября 1842 г., перевели в департамент «Искусственных дел», из которого он уже в декабре того же года был уволен.

 

 

Второй женой Аладьина была Елизавета Васильевна – поэтесса, писательница и мемуаристка. Её сочинение «Воспоминания институтки», изданные в Санкт-Петербурге в 1834 г., содержит сведения о бытовой стороне жизни Института благородных девиц. В 1839 г. вышел её сборник «Сочинения Е.В.А...й», в который вошли девять стихотворений и прозаический отрывок.

14 августа 1860 г. Егора Васильевича Аладьина не стало. Умер он позабытый всеми, последние дни прошли в безрадостной бедности и болезни. Е. В. Аладьин был похоронен в Петербурге на Волковском кладбище, до наших дней могила не сохранилась.

Судьба литератора делала Егору Васильевичу щедрые подарки. Успехи на государственной службе, благосклонность высочайших особ и любовь к литературе – всё это так счастливо сошлось в судьбе одного человека. Получение премии в 2000 рублей в 1824 г. подвигло Аладьина начать благородное дело – издание альманаха. В начале 1825 г. Егор Васильевич выпускает новый журнал «Невский альманах», с первых номеров наделавший шуму в столице. Внутренний мотив писателя, который становится издателем, понятен: он хочет сам себя издавать и при этом влиять на литературный процесс. В этом ключе знаменательна фраза А. С. Пушкина из письма А. П. Плетнёву: «Я сам себя хочу издать или выдать в свет».

Жизнеспособность аладьинского альманаха, то есть его успех, определялся вниманием к изданию многих выдающихся людей того времени. Небольшие, весьма изящные книжечки «Невского альманаха» пользовались большой известностью и обсуждались во всех литературных гостиных Петербурга и Москвы. Аладьин стал «своим» для самых разных по направлению и духу писателей и поэтов. В его доме можно было встретить от приближенных к императору до разночинцев, обладавших литературным талантом.

За свою издательскую деятельность Аладьин удостоился Высочайших подарков. Напечатанная в 1825 г. повесть «Кум Иван» имела успех. Затем Аладьин сотрудничал в «Отечественных Записках» П. П. Свиньина.

 

 

Принятый в члены-казначеи общества любителей российской словесности, Аладьин в 1831 г. стал издавать «Санкт-Петербургский вестник. Журнал словесности, театра, новостей и музыки на 1831 год», который выходил два раза в неделю. Е.В. Аладьину удалось издать всего 48 номеров. За это издание Аладьин был удостоен награды в виде табакерки от Его Величества.

В 1832 г. выходит его книга «Сочинения и переводы в прозе», а в 1833 г. увидела свет его следующая книга «Повести Егора Аладьина» в 2-х частях. Кроме «Невского Альманаха», Аладьин в 1829 г. выпускал еще альманахи: «Букет, или Карманная книжка для любителей и любительниц театра», а в 1830 г. – «Подснежник». В 1833 г. Егор Васильевич издал перевод с немецкого сочинения Бергмана: «История Петра Великого» в 6 частях, за который, кстати, получил два перстня от императорской семьи.

Уже находясь в отставке, Е. В. Аладьин сотрудничал с редакцией «Пантеона», где опубликовал «Воспоминание о Н. И. Хмельницком» (изданное позже и отдельно в 1846 г). В 1840 г. он решил возобновить «Невский Альманах», но выпущенные две книги не разошлись. Второе издание «Истории Петра Великого» (1840 года) имело большой успех, так же, как и рассказ «Дом призрения престарелых и увечных граждан» (1845 г.).

В 1857 году вышла в свет небольшая книжечка Е. В. Аладьина «Куда ехать за здоровьем?». Последним напечатанным при жизни произведением Е. В. Аладьина был рассказ: «Двадцатипятилетие Николаевского дома престарелых и увечных граждан» (1858 г.).

 

 

Ещё менее известен Е.В. Аладьин как автор нескольких пьес, которые были поставлены в Петербурге.

Слово «альманах» есть во многих западноевропейских языках и восходит к арабскому, в котором означает ‘астрономический календарь’. В современном русском языке оно имеет значение ‘сборник литературных произведений разных авторов’. В XVIII веке альманахи как периодические издания получили большое распространение во многих странах Западной Европы и стали определённым символом просвещения. Их появление как литературно-художественных изданий в разное время было свидетельством вспышки интереса к литературному творчеству.

В 1796 г. Н. М. Карамзин в подражание западным изданиям начал выпуск сборника «Аониды», который по праву считается первым русским литературным альманахом. В конце 1820-х – начале 1830-х годов в России ежегодно выходило около двадцати альманахов. По поводу появления «Северной лиры» А. С. Пушкин писал: «Альманахи сделались представителями нашей словесности. По ним со временем станут судить о её движении и успехах».

Для собирателей книг это издания редчайшей ценности. Так вспоминает о своем «собирательстве» известный артист и библиофил Николай Павлович Смирнов-Сокольский: «Мне в те дни посчастливилось, и я приобрел у одного старого библиографа его довольно значительную коллекцию альманахов и сборников XVIII и XIX столетий.

Альманахи и сборники я всегда собирал с особенной страстью. Для меня эта вновь приобретенная коллекция была уже не первой и отнюдь не последней. Я, что называется, “ершил” экземпляры, добиваясь для своего собрания полноты и лучшего вида. Однако и в этом моем «заходе» были чудесные вещи: комплекты “Северных Цветов” Дельвига, “Невского альманаха” Аладьина, “Полярной звезды” Бестужева и Рылеева, “Мне-мозины” Кюхельбекера и Одоевского, “Для немногих” Жуковского, все литературные сборники Некрасова, редчайшие альманахи поэтов-радищевцев, сожженная царской цензурой “Вятская незабудка” и множество других» (Н. Смирнов-Сокольский. Рассказы о книгах. Изд. 5-е. М., «Книга», 1983).

Одним из самых долговечных изданий 20-х – 30-х гг. XIX века был «Невский альманах», появившийся и существовавший исключительно благодаря усилиям и таланту Е. В. Аладьина.

Советские историки литературы представляли Е. В. Аладьина «посредственным поэтом и беллетристом», а также «назойливым и неразборчивым альманашником». Ярлыки и как следствие «неиздание» произведений Аладьина в советский период стали главной причиной забвения литератора.

Основной упрёк советского литературоведения, обращённый к «Невскому альманаху», состоял в том, что издание было «типичным примером коммерческого альманаха». Отсутствие явно выраженной политической идеологии, как, например, у «Полярной звезды», издаваемой А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым, делало выпускаемые Е. В. Аладьиным книги малопривлекательными для советского периода изучения русской литературы.

Претензии издателю предъявлялись более серьёзные. Так, уже в первой книге альманаха были анонсированы стихи популярных в то время поэтов: В. А. Жуковского, И. А. Крылова, А. С. Пушкина. Ссылаясь на письмо А. С. Пушкина его брату, в котором Александр Сергеевич высказывает неудовольствие по поводу афиши «Невского альманаха», литературоведы делали вывод о том, что Аладьин обещал напечатать произведения без предварительного согласия авторов.

Отношение Пушкина к «Невскому альманаху» и его издателю не было однозначным, литературоведы не раз использовали это в качестве обвинения.

Между тем, с согласия А. С. Пушкина в «Невском альманахе» в разные годы были опубликованы небольшие стихотворения, напечатан "Бахчисарайский фонтан" и первая сцена "Бориса Годунова».

Многолетнее сотрудничество основоположника современного русского литературного языка с «Невским альманахом» и лестный отзыв о журнале совсем не являются опровержением точки зрения советской пушкинистики на взаимоотношения А. С. Пушкина и Е. В. Аладьина: «”Невский альманах” издается уже 6-й год и видимо улучшается. Ныне явился он безо всяких излишних притязаний на наружную щеголеватость; издатель в сем случае поступил благоразумно, и альманах нимало от того не потерпел. Три письма князя Меншикова, в нем помещенные, любопытны как памятники исторические. «Сказки о кладах» суть лучшие из произведений Байского, доныне известных. Стихотворную часть украшает Языков». Однако и общий тон пушкинских высказываний (в основном в письмах близким и друзьям) и эпиграмм с упоминанием «Невского альманаха» не могут быть однозначным свидетельством неприязненного отношения поэта к журналу и издателю. В аристократических кругах, раскупавших и читавших «Невский альманах» было принято снисходительно посмеиваться над опубликованными там произведениями и простоватым издателем.

 

 

Е. В. Аладьин был подвижником русской литературы. Это во все времена было сложным, трудоёмким и неблагодарным делом. В издаваемых Е. В. Аладьиным альманахах печатались и молодые малоизвестные авторы. Художественная неравноценность публикуемых произведений не раз ставилась в вину издателю. Размещение под одной обложкой произведений Е.А. Баратынского, П.А. Вяземского, Н.М. Языкова, с одной стороны, и начинающих авторов, с другой, позволило В.Г. Белинскому отнести «Невский альманах» к разряду «альманахов-мещан». Тем не менее, не претендуя ни на идеологическую направленность, ни на высокую художественность, журнал открывал дорогу молодым литераторам.

Девять лет беспрерывного выхода в свет (с 1825 по 1833 гг.), общественный резонанс, а также коммерческая состоятельность доказали плодотворность аладьинс-кой идеи. В тот период открывались многие журналы, но некоторые исчезали после выхода первого номера. Так, оставивший важный след в развитии русской литературы альманах А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева «Полярная звезда» просуществовал чуть больше двух лет с 1823 по 1825 год, были изданы три(!) книги. Альманах «Мнемозина», создателями которого были В.Ф. Одоевский и В.К. Кюхельбекер, остался в истории изданием из 4 книг и «прожил» один год. Долгожителем среди литературных альманахов первой половины XIX века стали «Северные цветы», издаваемые с 1825 по 1831 гг. А. А. Дельвигом и О. М. Сомовым.

В «Санкт-Петербургском вестнике» Аладьин попытался избежать упрёков в пестроте произведений и в «мещанстве» тематики, так как журнал был посвящён новостям словесности, музыки и театра, которым в то время увлёкся Е.В. Аладьин.

Многие альманахи в разное время возобновлялись, некоторые названия изданий ХIХ века принадлежат и современным журналам. «Невский альманах» здесь не исключение. В 2003 году некоммерческое партнёрство поддержки литераторов «Родные просторы» возобновило издание этого журнала в городе на Неве.

Издатели журналов, альманахов и сборников прекрасно знают, как трудно получить у признанного писателя текст, разместить его в книжке так, чтобы потрафить авторскому тщеславию. Но не всякий редактор столичного журнала возьмёт на себя риск опубликовать произведение никому не известного автора. Балансирование на грани художественности и коммерческой привлекательности – дело не простое, а скорее наоборот. Лишь немногие знают, каково совмещать издательскую деятельность, вести обширную переписку с писателями-современниками и создавать собственные произведения.

Так, Егор Васильевич Аладьин – небогатый провинциальный дворянин, сделавший блистательную карьеру столичного чиновника, вошёл в историю русской литературы как посредственный поэт, беллетрист, драматург и переводчик, а также «назойливый неразборчивый альманашник».

 

Санкт-Петербург           

 

 

( вернуться к содержанию номера )