5-6 (18-19) 2004
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

Кирилл Владимирович ОВЧИННИКОВ - УШЕДШИЙ ПЕТЕРБУРГ

 

Кирилл Владимирович
ОВЧИННИКОВ

УШЕДШИЙ ПЕТЕРБУРГ

(Вторая половина ХХ века)

 

Петербург, как и любой другой город, – живой организм, в нём постоянно происходят какие-то изменения. Меняется облик не только отдельных зданий, но и целых районов. Многое исчезло навсегда или изменилось до неузнаваемости. В одних случаях эти изменения являются отрадными, в других они представляют горестные утраты.

Автор много лет (почти полвека) посвятил фотосъёмкам Ленинграда, не ограничиваясь только “парадными” районами: часто объектами его внимания становились рядовая застройка, заводские окраины, фабричная архитектура.

Авторский фотоальбом содержит фотографии того, что сейчас уже не увидишь, что исчезло или изменилось за последние полвека. Этот документальный материал теперь представляет уже историческую ценность. Альбом охватывает все районы города, включая бывшие его окраины.

«Невский альманах» публикует некоторые страницы этого альбома.

 

Андреевский собор и рынок

Эту церковь узнают все – это Андреевский собор, находящийся на 6-й линии Васильевского острова, рядом с Большим проспектом. Правда, здесь он без крестов да и часовенки не видно. А вот сооружение справа помнят только жители старшего поколения – это павильон Андреевского рынка, построенный архитектором П. Ю. Сюзором в 1891-1892 годах. После его сноса в 1959-1960 годах на его месте разбили сквер, а сам рынок разместился в новом здании в глубине квартала.

Андреевский собор, так же как и церковь Трёх Святителей, ныне действующие. Преобразились и 6-7-я линии от Среднего до Большого проспекта, став с 2001 года пешеходной улицей с фонтанами, фонарями, памятным обелиском.

 

Средний проспект, 61

Даже удивительно, что до конца 1960-х годов простоял этот деревянный дом на Среднем проспекте Васильевского острова. До революции он принадлежал некоей М.М. Войткевич. В 1970 году на его месте построили здание современной архитектуры, в первом этаже которого открылся книжный магазин “Недра”, ныне основательно потеснённый коммерческой торговлей.

 

Введенский канал

Санкт-Петербург – город многочисленных рек, протоков, каналов. Но когда-то их было ещё больше. Часть из них была засыпана в давние времена, а некоторые просуществовали до ХХ века. Одним из последних был засыпан Введенский канал, соединявший Фонтанку с Обводным каналом.

Введенский канал был прорыт в 1803-1808 годы по проекту инженера Ф.И. Герарда. Канал выполнял транспортную функцию – по нему гнали баржи с песком, дровами, булыжником из Обводного канала и обратно. До 20-х годов внутренняя водная сеть (и не только Нева) интенсивно использовалась для грузоперевозок.

Со временем Введенский канал пришёл в запустение: он мелел, засорялся, укреплённые сваями берега разрушались.

Было принято решение его засыпать и превратить в транспортную магистраль, соединяющую набережную Фонтанки с Обводным каналом и южными районами города.

Засыпка была осуществлена в 1967-1969 годах.

Через канал было переброшено три моста, и судьба их такова: Егерский мост у Обводного канала был ликвидирован сразу же. Горбатый Александровский мост у Фонтанки, сооружённый в 1814 году, – памятник архитектуры. Все его детали, имеющие художественную ценность, были демонтированы и использованы при строительстве нового Подьяческого моста через канал Грибоедова. Дольше всего “продержался” Введенский мост на Загородном проспекте. Несколько лет он существовал на уже засыпанном канале. В своё время он был перестроен архитектором Л.А. Ильиным – автор уделил большое внимание декоративной отделке деталей моста, учитывая его местоположение рядом с Витебским вокзалом и корпусом Обуховской больницы – памятниками архитектуры. При ликвидации Введенского моста всё ценное его убранство было сохранено для дальнейшего использования.

Сотрудничество с такими известными художниками, как М. Врубель, В. Васнецов, Н. Рерих обеспечивали высочайшее художественное достоинство изделий этого производства.

В 1975-1976 годах дом № 5 был полностью разобран, майоликовые панели демонтированы и переданы в Музей истории Ленинграда. По проекту архитекторов Л. Осипова и К. Шарлыгиной на этом участке построено четырёхэтажное здание, причем за основу взят соседний дом № 3, фактически продлённый до канала. Единственным отличием новостройки было устройство высоких венецианских окон первого этажа.

 

Площадь Труда

Петербуржцы среднего поколения хорошо помнят двухэтажный дом на пл. Труда (№ 5). В первом этаже размещались сберкасса, аптека, булочная, маленькое кафе. Особой примечательностью этого дома было мозаичное майоликовое панно, обрамляющее вход в кафе. В этом доме, построенном в первой половине ХIХ века, в дореволюционное время размещались резиденции множества фирм, в том числе контора художественно-керамического производства “Гольдвиги и Ваулина”, и мозаика на фасаде была своеобразной рекламой этого предприятия. Организатор фирмы П.К. Ваулин имел несколько мастерских в России, в частности, и под Петербургом – на станции Кикерино. Его продукция – декоративные элементы фасадов и интерьеров зданий.