|
Катрин ТАВИТИАН
ВОЛОШИН и ПАРИЖ
В 2002 году она делала доклад на конференции в Коктебеле. Отмечали 70-летие со дня смерти Максимилиана Александровича Волошина. Катрин рассказала о своей работе, посвящённой Волошину, который продолжительное время жил в Париже и был очень привязан к этому городу. На основе этого доклада и написана статья, условно состоящая из двух частей: “Волошин и Париж” и “Волошин – переводчик Поля Клоделя” (Поль Клодель – крупный французский поэт, писатель и драматург, чьи произведения проникнуты идеями католицизма, мало знаком русскому читателю).
Максимилиан Волошин страстно любил Париж и Францию. В России его называли “парижанином”, а А. Бенуа сказал, что Волошин знает Париж и французскую литературу “во всех ходах и выходах”. Первое знакомство с Парижем состоялось в 1899 году, во второй приезд поэт остаётся здесь на два года. Волошин решился оставить Московский университет и заняться самообразованием в Париже. Он посещает лекции в Лувре, пишет картины в Академии художеств “Коларосси” на Монпарнасе, занимается в Национальной библиотеке, совершенствует свой французский в Сорбонне, часто бывает в театрах, музеях, а в кафе знакомится с художниками и поэтами. Для того чтобы заработать себе на жизнь, он становится корреспондентом газет “Русь”, “Биржевые ведомости”, пишет статьи в журналы “Весы”, “Аполлон”, “Русская художественная летопись”, “Утро России”, работает секретарём в кружке русских художников “Монпарнас”. Надо особо упомянуть кафе Ротонду – место встречи разноязычных чудаков – поэтов и художников, из которых некоторые стали знаменитыми. Вот далеко не полный список посетителей Ротонды начала ХХ века. Французские поэты – Аполлинер, Кокто, Жакоб; художники – Леже, Вламинк, Пикассо, Модильяни; русские художники – Шагал, Сутин, Ларионов, Гончарова... В Ротонде Волошин познакомился с Пикассо. 13 лет, с 1899 по 1912 гг., Максимилиан Волошин (друзья звали его Максом) жил не только в Париже, но и в других городах Франции – в Тулузе, Ла Боль, Авиньоне, Марселе, Лионе. “Мне кажется, что я связан с Парижем гораздо больше, чем с Москвой”, – писал поэт матери в 1911 году. В Париже Волошин познакомился с Николаем Гумилёвым, Алексеем Толстым, Константином Бальмонтом, Андреем Белым. В 1908 году он познакомился с молодым польским скульптором Эдвардом Виттигом, учеником Родена, и позировал для скульптуры “Голова поэта”. От сеанса к сеансу голова становилась бюстом, а работа всё больше и больше нравилась Волошину. В “Ликах творчества” Волошин писал, что стремление польского скульптора показать сходство его с Зевсом ему очень понравилось. Позже, уже после отъезда Волошина из Парижа, Виттиг гипсовый бюст Волошина перенёс на камень и назвал его “Поэт”. Жена Бальмонта писала Волошину, что бюст поставили в саду Марсова поля недалеко от Эйфелевой башни и что “это было очень красиво на фоне зелени”. Но потом бюст вынесли из сада.
После поисков я обнаружила его во дворе дома на бульваре Экзельманс, 66, где он находится как бы анонимно, без подписи и “прописки“, подобно “тайному эмигранту”. Как попал сюда бюст нашего Макса? Вероятно, его купил богатый поляк, который был помощником самого Гюстава Эйфеля, и поставил в саду перед особняком Эйфеля, где собирались представители польской колонии. Я сумела сделать несколько фотографий бюста. Ещё несколько слов об уникальном саде поэтов рядом с площадью Порт д’Отей.
В нём среди любимых цветов стоят камни, на которых высечены строки известных
всему миру стихов. Есть здесь и бюсты нескольких писателей, скажем, бюст Гюго,
созданный Роденом, и бюст Теофила Готье. В 1999 году мэр Парижа открыл здесь
бюст Пушкина, а из русских писателей до этого здесь находились скульптуры Л.
Толстого и Т. Шевченко. Волошин же до сих пор стоит перед бывшим особняком Г.
Эйфеля.
Продолжение следует |