5 (30) 2006
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

ЧЕЛОВЕК НА ВСЕ ВРЕМЕНА

 

ЧЕЛОВЕК НА ВСЕ ВРЕМЕНА

О докторе Ф.П. Гаазе

 

Ф.П. ГаазВсе исторические книги о старорусском курорте обязательно упоминают о Ф.П. Гаазе, посетившем Старую Руссу в 1815 году. В 1839 году лекарь Новгородского кадетского корпуса, хирург Андрей Ефимович Воскресенский написал, что доктор Гааз занимался разложением старорусской минеральной воды, результатом которого было научное установление её лечебных свойств. Его доклад об этих исследованиях не сохранился, однако его могли видеть такие специалисты, как доктор Раух, академик Нелюбин и другие. Сегодня мне хочется рассказать об этом человеке враче, гуманисте, чей жизненный путь – урок любви и служения людям.

 

Ф.П. Гааз (Фридрих Иосиф) был главным врачом московских тюремных больниц. Родился он в Германии, умер в Москве, философию и математику изучал в Йене, медицину в Вене, но большую часть жизни (1806-1853) прожил в России. Гааз участвовал в войне с Наполеоном, исследовал лечебные свойства открытых им на Кавказе минеральных источников. (Тираж книги о кавказских минводах почти полностью погиб при пожаре Москвы 1812 года. Недавно её всё же впервые на русском языке напечатали). Но широкую известность ему принесло высочайшее человеколюбие. Всё своё состояние он тратил на помощь бедным и заключённым. Он выкупил 74 крепостных женщин и детей, чтобы те могли сопровождать родных, отправленных в ссылку. “У Гааза нет отказа”, – говорили бедняки, которых он лечил бесплатно. Широко известен призыв Гааза “Спешите делать добро!”, начертанный на его могиле. Эти слова доктора были опубликованы в статье “Призыв к женщинам”. “Спешите делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло добром… Не стесняйтесь малым размером помощи. Пусть она выразится подачей стакана свежей воды, дружеским приветом, словом утешения, сочувствия, сострадания – и то хорошо. Старайтесь поднять упавшего, смягчить озлобленного, исправить нравственно разрушенное.” Надеясь на гигиену более, чем на лекарство, Гааз выписал однажды следующий рецепт: “Если тебе нужны врачи, да будут тебе таковыми средства: весёлое расположение духа, отдых и умеренная диета”. Больные шутили над Гаазом: “Уложит в постель, закутает во фланель, поставит фонтанель и пропишет каломель”. И сегодня эти приёмы вполне рациональны: постель и фланель– это уход и тепло, фонтанель – ранка, стимулирующая иммунитет. За исключением каломели (одна из солей ртути), вышедшей из употребления, уход и стимуляция иммунитета и сейчас лежат в основе терапии.

Вымаливая послабления для заключённых, Гааз доходил до крайностей, порой становясь на колени перед начальством. Однажды он написал даже прусскому королю, чтобы тот сообщил о его просьбе своей сестре, жене Николая I, а та чтобы рассказала об этой просьбе царю. Митрополит Филарет, который был фактически главой русской церкви (ныне причислен к лику святых), председательствовал на заседаниях тюремного комитета. Примечателен его диалог с Гаазом, когда Филарет не выдержал шумных протестов неугомонного доктора:

– Вы всё говорите о невинно осуждённых, Фёдор Павлович, но таких нет, не бывает: если суд подвергает каре, значит, была на подсудимом вина.

Гааз вскочил и поднял руки к потолку:

– Владыко, что вы говорите?! Вы о Христе забыли!

Все смутились. Таких вещей влиятельному митрополиту никто не дерзал говорить. Но глубина ума Филарета была равна сердечной глубине Гааза… И митрополит Филарет ответил:

– Нет, Фёдор Петрович, не так. Я не забыл о Христе… Но когда я сейчас произнёс поспешные слова, то Христос обо мне забыл…

О Гаазе писали Жуковский, Герцен, Чехов, Горький, Львов, Окуджава, Светов и другие. Но лучшим произведением о “святом докторе” является очерк А.Ф. Кони. С 1897 по 1914 годы он переиздавался с дополнения ми пять раз. По словам А.Д. Сахарова, он с детства знал и любил книгу Кони о Гаазе.

Жизнь Гааза, которую доктор прожил “упорствуя, волнуясь и спеша” (Некрасов), воодушевляла многих, включая, возможно, и мать Терезу. Возле памятника Гаазу, открытого в 1909 году, устраивались гуляния с выступлениями воспитанников московских приютов. Памятник и теперь на прежнем месте – у фасада бывшей Александровской больницы в Мечниковском переулке в Москве. Давайте же и мы будем следовать жизненным рецептам доктора и поблагодарим его ещё и за то, что именно он был первооткрывателем лечебных свойств как кавказских, так и старорусских минеральных вод.

 

Подготовила В.КОРОВИНА

 

( вернуться к содержанию номера )