5 (30) 2006
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

ЗАМЕТКИ о СТАРОЙ РУССЕ Н. КУПРИЯНОВА. 1851 год

 

ЗАМЕТКИ о СТАРОЙ РУССЕ
Н. КУПРИЯНОВА. 1851 год

 

«Давно мне хотелось побывать в Старой Руссе, и только нынешним летом удалось выполнить своё желание. Я выехал из Новгорода 8 июня. Ильменский пароход вёз в Старую Руссу более 150 человек пассажиров, большинство которых составляли больные, отправляющиеся для пользования соляными ваннами и грязями. Вид удалявшегося от глаз наших города был великолепным. Проехав церковь Рождества Богородицы на Перыне (где, по преданию, стоял Перун), мы вошли в озеро, на окраинах которого виднелись сперва монастыри Перекопский и Клопский, далее сёла Бронницы, Ракомо, Коростынь и другие замечательные в истории Новгорода сёла и деревни. Часам к 6 пополудни показался Взвад, поселянская деревня, лежащая при устье Ловати. Далее надо было ехать вёрст 20 вверх, по рекам Ловати и Полисти; на берегах последней и раскинута Старая Русса, главный город военных поселений.

Старая Русса по величине и наружному виду город очень порядочный, не хуже иного губернского, распланирован правильно, улицы широки, мощены и опрятны; дома невысокие и большей частью каменные; церквей не много (до 15) и расположены пропорционально частям города, только около ванн они скученны, из чего и заключить можно, что важнейшая часть прежней Руссы была около этих мест. В городе находится мужской Спасо Преображенский монастырь.

Говоря о Руссе, нельзя пройти молчанием прекрасный липовый бульвар, на расстоянии почти двухвёрстном осеняющий левый берег реки Полисти; во всякое время дня здесь можно найти густую тень. В распоряжении старорусской публики находятся ещё два сада: Дворцовый и парк при ваннах, содержимые в отличном порядке. К удивлению, впрочем, публика мало пользуется этими благами природы; вы всегда их найдёте пустыми, и только изредка какая нибудь краснощёкая мещанка торопливо перебегает по дорожкам.

К капитальным примечательностям, внесённым даже в географические учебники, относятся – солеваренный завод и заведение для пользования соляными ваннами. Старая Русса издавна славилась солеварением; но система прежнего значительно разнилась от нынешней. Теперь вываривают соль только летом, а прежде вываривали круглый год. Солёная вода, проходя по открытому жёлобу, зимою градировалась сама собой, пресная частию примерзала к жёлобу, частию испарялась. После того вода входила в котёл, где подвергалась выпариванию через огонь. Густой рассол переливался в особый котёл для вторичной выварки, после чего соль только просушивалась в особых сушильнях. Соль, по словам здешних старожилов, была отличного качества. Всякий любознательный посетитель Руссы, без сомнения, полюбуется этим заводом и подивится его машинам, составляющим торжество механики. Здесь на заводе провёл лета своей юности и ныне покойный министр финансов граф Канкрин.

Теперь о ваннах. Здания при ваннах расположены подле солёного озерка и состоят из трёх отделений: купального, парового и грязевого. При ваннах разведён обширный парк, который ещё не разросся порядком, но со временем будет отличным садом. Для увеселения больных играет ежедневно музыка. Число больных невелико, причина тому, что многие, которым Старорусская вода доставила бы несомненную пользу, едут охотнее за границу, по не истребившемуся ещё предрассудку, будто у нас, в России, ничего не может быть хорошего, кроме кислой капусты да квасу.

Кроме упомянутого солеваренного завода, есть ещё здесь казённый лесопильный и мукомольный паровой завод да 10 небольших кожевенных, один для выделки восковых свечей и несколько кирпичных. Город ведёт значительную торговлю с Санкт Петербургом льном, сеном, овсом и некоторыми другими продуктами. В Старой Руссе бывает в году две ярмарки: Крещенская и Петровская; первая замечательна по большому пригону лошадей русской породы, вторая же, Петровская, не заслуживает вовсе внимания.

Общественная жизнь Руссы донельзя скучна и однообразна: сплетни да карты – вот два якоря спасения от убийственной скуки, за которые одинаково хватаются и мужеский и женский пол. Женщины купеческого и мещанского сословия имеют здесь скверный обычай – чернить зубы и без зазрения совести румяниться. По праздникам ещё можно видеть здесь старинные национальные русские одежды – жемчужные оборы, рифеты и прочее. Недалеко от Руссы есть деревня Марфино с курганами; народное предание говорит, что тут было поместье Марфы Посадницы и что в курганах погребены некоторые из её предков.

Ещё накануне Ильина дня началась здесь уборка хлеба; урожай ржи посредственный – сам четверть с небольшим; овсы идут плохо: сначала забило их дождём, а после прижгло солнцем. Лён идёт порядочно, пшеница ещё не дозрела. Сено местами вышло прекрасное, а на низменных пожнях, бывших под водою, ещё и 3 августа косить не начинали».

 

 

( вернуться к содержанию номера )